Тема: Сложное предложение.
Тип: повторительно-обобщающий.
Цель:. обобщение знаний о сложном предложении
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять и обобщать знания о сложном предложении;
повторить понятие «простые предложения», закреплять умения отличать простые предложения от сложных;
закреплять умение находить границы частей сложного предложения;
повторить понятие «главные члены предложения»;
обобщить знания о союзах и союзных словах в сложном предложении;
закреплять умение соотносить схему с предложением;
дифференцировать простое и сложное предложения;
коррекционно-развивающие:
Развивать устную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание.
воспитательная:
Воспитывать самостоятельность, организованность и целеустремленность в работе.
Оборудование: демонстрационный материал – большие карточки со схемами предложений.
Ход урока
Орг. момент.
- Здравствуйте! Подравняйтесь. Посмотрите на свои рабочие места, обязательно должны быть на партах: линейка, карандаш, ластик. На уроке будем собранными и организованными. Присаживайтесь.
- Помним, что отвечаем на уроке полным предложением. Если хотите ответить или задать вопрос, обязательно нужно поднять руку.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний
- Запись числа, классной работы в тетрадь.
Одну строку оставить для темы урока.
Предложение для разбора:
Маленький катерок быстро шел по равнинной реке.
Постановка целей и задач урока.
- Посмотрите на доску, здесь расположены схемы. Наша задача тезисно отразить на доске порядок пройденных нами тем раздела.
- Начнем с названия раздела, который мы проходим с начала этой четверти. Кто назовёт? (Предложение)
- Хорошо, теперь переходим к темам раздела, которые мы с вами уже успели повторить. (с.202)
Ученики располагают схемы и называют темы раздела, к которой относится схема.
Простое предложение.
Однородные члены предложения.
Обращение.
- Отлично! Теперь посмотрите на доску: я добавляю схему. Это будет для вас подсказкой темы сегодняшнего урока.
- Теперь подумайте и назовите тему урока. (Сложное предложение)
- А как вы это поняли? Давайте вспомним признаки сложного предложения. (Сложное предложение состоит из двух и более частей, предложение на части делит запятая, в сложном предложении есть две пары главных членов предложения) (Тему ЗАПИСЫВАЮТ В ТЕТРАДЬ)
Обобщение и систематизация учебного материала.
1. Беседа-опрос
- Итак, что относится к главным членам предложения? (подлежащее и сказуемое)
- На какой вопрос отвечает подлежащее? (кто? что?)
- Что обозначает подлежащее? (предмет)
- Какой чертой подчеркивается подлежащее? (одной чертой)
- На какой вопрос отвечает сказуемое? (что делает?)
- Что обозначает сказуемое? (действие)
- Какой чертой подчеркивается сказуемое? (двумя чертами)
- Ребята, в чем различия сложного предложения от простого? (В сложном предложении несколько главных членов предложения: подлежащих и сказуемых, а в простом – одни)
- Хорошо! Открываем учебник. С.305.Рассмотрим схемы в рамке.
- Чем отличаются эти схемы? СЛАЙД 2.
Обучающиеся рассматривают схемы, которые разделены на 3 пункта:
1-сложное предложение, в котором части разделяет запятая;
2-сложное предложение, в котором части разделяет запятая и союзы (и, а, но).
3-сложное предложение, в котором части разделяет запятая и союзы или союзные слова (когда, где, что, чтобы, который, потому что).
2.Тренировочные упражнения
- Сейчас разберем 3 предложения. Определим, к какой из схем они относятся. СЛАЙД 2.
- Давайте вспомним последовательность действий: СЛАЙД 3.
1. Прочитать предложение.
2. Определить, из скольких частей состоит предложение, указать границу.
3. Определить и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
4. Подобрать подходящую схему.
4.Физминутка СЛАЙД 4.
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• Краб крабу сделал грабли.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.
• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
5.Работа с учебником
- Теперь переходим к выполнению упражнений из учебника. С.224, упр.305.
- Разбирать предложения будем по тем же пунктам, что разбирали в тренировочном упражнении. И будем чертить схемы.
Итоги урока и оценка знаний.
- Итак, давайте подведём итог. Поможет сделать вывод Правило, с.225.
Сложные предложения состоят из двух или нескольких частей, связанных между собой по смыслу. Между частями сложного предложения ставится запятая.
- Как отличить простое предложение от сложного?
- Молодцы, хорошо поработали сегодня!
Оценка знаний учащихся.
Задание на дом.
- На доске написано домашнее задание, запишите его в дневник.
С.225, упр.306.
- Ребята, спасибо за работу!
4