Конспект урока по русскому языку Поселягиной Л.В.
Тема: Смысловые группы наречий.
Урок-ярмарка.
Цели: 1) дать понятие о смысловых группах наречий;
2) научить распознавать смысловые группы по вопросам, находить наречия в тексте;
3) развивать творческую, речевую и мыслительную активность;
4) воспитывать на примере русских загадок, собранных Д. Н. Садовниковым, бережное отношение к русскому языку.
Задачи: определить вопросы смысловых групп, научиться распознавать в тексте.
Оборудование: запись на доске, карточки с названиями смысловых групп, распечатанные тексты и тексты.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами мысленно перенесёмся в XVIII век. Нам поможет машина времени. Чтобы машина заработала, нам необходимо записать в своих тетрадях: Семнадцатое декабря. Классная работа. Смысловые группы наречий.
Итак, мы в прошлом. Сегодня в городе праздничный день – ярмарка. Ярмарка – это старинное русское слово. Его значение – место для купли-продажи. Нужно нам новых товаров прикупить, людей посмотреть и себя показать. Собираемся в путь-дорогу за новой частью речи «Наречием».
На ярмарку возьмите с собой денежки. У каждого на парте 10 копеек по 1 копейке. Ваша задача истратить как можно больше. Истраченные деньги – справа, оставшиеся – слева.
Возьмём в дорогу самое необходимое. Вспомним с прошлого урока, что обозначает наречие. На какие вопросы отвечает? Изменяется? Каким членом предложения является?
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы где? куда? зачем? с какой целью? и др.
Наречия не изменяются.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Примеры: идти быстро, сворачивать налево, купить сгоряча.
Это определение нам пригодится в дороге. Откладывай денежку в левую сторону.
Чтобы добраться до ярмарки, нам нужны дорожные указатели. На доске написаны словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте наречия, задайте вопрос.
Двигат…ся вправо (куда? н.), выт…реть досуха (как? н.), решать заново (как? н.), р…вернуть налево (куда? н.), видеть изредка (как? н.), бить с размаху (как? н.), ра…глядеть издали (откуда? н.), п…реговариват…ся вполголоса (как? н.) уезжать надолго (на сколько? н.), зап…реть наглухо (как? н.), дома напротив (какие? н.).
Теперь всё указывает верную дорогу. Дорога неблизкая, пока послушаем, что рассказывают бывалые люди о ярмарке.
В древнерусском языке были существительные мужского рода «пешек» и «мельк». Эти существительные в творительном падеже «пешком» и «мельком» перешли в наречия. «Пешком» стало обозначать «на своих ногах», а «мельком» – на короткое время. Постепенно существительные «пешек» и «мельк» устарели и вышли из употребления.
Дорога пролетела незаметно. Вот уже мы на ярмарке. Как много здесь разных товаров. Нам нужны «смысловые» группы наречий.
Но что это? Все товары были разложены под вывесками. Неожиданно ветер сорвал и перемешал все вывески. Давайте разберёмся.
Стенд «К уроку» карточки | Вопросы (магнитная доска) | |
образ действия | как? каким образом | быстро верхом |
время | когда? с каких пор? | вчера утром |
место | где? куда? откуда? | справа прямо |
цель | зачем? | нарочно назло |
причина | почему? | сгоряча сдуру |
мера | сколько? в какой мере? | много чуть-чуть |
Слова на доске записаны: много, быстро, вчера, справа, нарочно, сгоряча.
Молодцы! Все вывески на месте. Проверим по торговой книге. Открываем учебник на стр. 80.
Смысловые группы.
Наречия в рамке.
! Сделаем вывод: Перечислите смысловые группы наречий, назовите вопросы и приведите примеры.
б) маленькая.
Фонетический разбор.
в) больно, болит, боль, больной, заболеть.
Товары куплены. Можно сходить посмотреть на Петрушку. Какая ярмарка без него. Загадывает загадки. Отгадайте, найдите наречия.
Вечером умирает, а утром оживает (день).
Зимой греет, весной тает,
Летом умирает, осенью оживает (снег)
Что будет завтра и было вчера (день)
Он не ест, а много пьёт.
Как зашумит – всех приманит (чайник)
Все загадки отгадали. Петрушка нам праздничный петушок подарил.
А теперь проверим, много ли товару купили. Новая головоломка.
Тест на знание наречий
Выбери правильный ответ: Номер вопроса и номер ответа (написать на доске)
1) кубарем (скатиться) | а) вертясь, стремительно + б) головой вниз в) на спине |
2) ничком (лежать) | а) лицом вверх б) лицом вниз + в) на боку |
3) навзничь упасть | а) опрокинувшись на спину вверх лицом + б) на бок в)вниз лицом |
4) на корточки (сесть) | а) сесть, слегка пригнув колени б) низко присесть, сильно согнув колени + в) опуститься на колени, подогнув под себя ноги |
5) поделом досталось | а) ни за что б) справедливо + в) слишком строго |
6)пополудни | а) в 12 ч. дня б) до 12 ч. дня в) после 12 ч. + |
Посчитаем, сколько осталось денег. Кто истратил все деньги.
А вот новый товар. Налетай, не скупись.
Предлагает его нам сам Дмитрий Николаевич Садовников – собиратель русских народных загадок.
Задание: в тексте найти и обозначить наречия, определить смысловую группу по таблице 1.
Ещё раз на слух найдем наречия, использованные в сочинении. Я надеюсь, что вы использовали еще больше наречий.
Итак, мы с вами купили все, что нужно. Перечислим смысловые группы наречий. Научились определять их в тексте.
Чтобы обратная дорого не была скучной, я вам задам домашнее задание. § 38, выписать из рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «___» 10 словосочетаний с наречиями.
Пора укладывать купленные товары. Напишем письмо другу, расскажем о ярмарке, используя наречия (5-6 предложений).
Сочинение-миниатюра. Поездка на ярмарку
Назовем наречия, которые использовала Лена. Вывод: ещё раз перечислим смысловые группы наречий. Вопросы и примеры.
Чтобы обратная дорога не была скучной, я вам задам § 38 выучить, найти и записать пословицы и поговорки, загадки, где используются наречия. 6–7 (из учебника по литературе).
Счастливой вам дороги!