Урок русского языка в 8 классе (дети с легким дефектом развития)
«Имя собственное»
Учитель: Михайлова С.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Южно-Александровская средняя общеобразовательная школа № 5»
Цель урока: формировать навык правописания имён собственных.
Задачи урока:
Коррекционно- развивающие:
Развивать письменную и устную речь учащихся через ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста и восстановлению деформированного предложения.
Коррекция и развитие мыслительной деятельности, установление причинно-следственных связей.
Воспитание интереса к учёбе, к предмету.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT, карточки
I. Орг. момент.
II Словарный диктант.
Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки.
Загадки.
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт. Ведь траву не так легко Переделать в молоко.(Корова) | | | С подругами и сестрами Она приходит к нам, Рассказы, вести новые Приносит по утрам. (Газета) |
Хочешь бегать далеко, Хочешь прыгать высоко, Пей почаще …..(молоко) | | | Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: Утром — в школу, Днём — домой. (Валенки) |
Ушки чуткие торчком, Хвост взлохмаченный крючком В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу.(Собака) | | | Там у дороги стоят стога, Петух на заборе поёт с утра, Пастух собирает в стадо коров, У каждого дома поленница дров.(Деревня) |
.
III. Пальчиковая гимнастика с шарами здоровья.
Шарики перебираю,
Между пальчиков верчу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
III. Проверка домашнего задания.
- Что такое имя существительное?
- Какие признаки бывают у существительных?
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
IV. Четвёртое лишнее:
мальчик, Юра, юноша, ребёнок.
Коля, Катя, Витя, Семён.
Москва, Кисловодск, Минводы, город.
Винни Пух, Пятачок, заяц, Иа .
V. Актуализация знаний к новой теме.
Сообщение темы урока.
VI. Имя собственное
- имена, фамилии, отчества людей;
клички животных;
географические названия;
названия журналов, газет, литературных произведений и т.д.;
названия марок машин, магазинов и т.д.
Словарь: нарицательные
VII. Зрительно-слуховой диктант.
1. Вы ведь слышали о нём?
Знает всё и обо всём.
«А Вы были на Таити?» —
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая? (Кеша)
2. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой (Буратино).
3. В волчьей стае рос найдёныш –
Человеческий детёныш.
Хоть с людьми давно расстался,
Человеком он остался. (Маугли.)
4. Медвежонок сладкий мёд
другу ослику несёт.
Но горшочек опустел…
Угадайте, кто всё съел? (Винни – Пух.) Пятачок
5. Что за странная зверюшка? Два огромных круглых ушка,
В апельсинах обнаружен,
С крокодилом Геной дружен. (Чебурашка.)
6. Кто живёт на крыше дома?
Это Малыша знакомый.
Сладкоежка, шалунишка
Веселится, как мальчишка. (Карлсон.)
VIII. . Вводное слово. .
Откуда произошли имена собственные и нарицательные?
Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".
Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.
IХ. Презентация «Закрепление написания имён собственных»
Дети рассматривают картинки на слайдах, называют то, что изображено, читают надписи к слайдам, объясняют правописание имён собственных и делают с помощью учителя выводы после каждой группы имён собственных.
(город Москва. Кремль. Салют над Красной площадью. улица Тверская. Река Москва. Город Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. река Нева. город Кашира. улица Советская.
(писатель Александр Сергеевич Пушкин. писатель Николай Алексеевич Некрасов.) ( С писателями дети знакомились на уроках чтения.)
кот Матроскин. пёс Шарик. бычок Гаврюша.
Х. Самостоятельная работа.
Выписать из стихотворения имена собственные. Указать, что они обозначают.
Гармонь.
Вышел вечером Афоня,
Сел на лавку у ворот.
- Что ль, сыграть? – сказал Афоня
И гармошку достает.
И гармонь – глядит народ –
Развернулась до ворот
И пошла, пошла, пошла
До соседнего села!
Развернулась до столицы,
Переехала границы:
Привело гармонию
Из Индии в Японию!
Тут пошли такие танцы –
Заскакали иностранцы.
Пляшут с пятки на носок
Да с носка на пятку,
Пляшут Запад и Восток,
Америка – в присядку.
Пляшет чукча на Аляске,
Пляшет в джунглях папуас.
Пляшут горы, пирамиды.
Пляшут льды у Антарктиды,
Надвигается потоп…
Топ! Топ! Топ! Топ!
- Проверка.
- Рефлексия.
- Д/З.