Предмет, тема урока | Литературное чтение (обучение чтению) Тема: «Знакомство с буквой И, и» Тип урока: урок введения нового знания |
Цель изучения темы (для учителя) | создать условия для овладения первоначальными знаниями при обучении чтению в области родного языка; совершенствовать навык чтения уже читающих детей; пополнять словарный запас; принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания, мышления; прививать интерес к предмету, любовь к русскому языку. |
Основные термины и понятия | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации, элементы букв, звуки, буквы, звуковой анализ, гласный звук, согласный звук, схема слова, строчная буква, заглавная буква. |
Информационно- образовательная среда | Ресурсы | Межпредметные связи |
- УМК «Начальная школа XXI века»; учебник «Букварь. Часть 1». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. ; - рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» М.И. Кузнецова. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016 г; - касса букв; - схемы звуков; - алфавит. | Математика. Окружающий мир. |
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый. Формы обучения: фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная. I. Планируемые результаты изучения темы (для обучающихся) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Познакомятся с новым звуком [и] и буквой И, и; будут учиться выполнять звуковой анализ; определять позицию звука в слове; наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков в слове; развивать навык чтения | Познавательные умения: формулирование познавательной цели; постановка вопросов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; анализ объекта с целью выделения признаков; моделирование схемы слова; установление причинно-следственных связей, подведение под понятие; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задачи; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные умения: целеполагание; планирование работы на уроке; принятие, удержание и выполнение учебной задачи; проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить); Коммуникативные умения: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения | У обучающегося будут сформированы: жизненное самоопределение, проявление самостоятельности при решении поставленных задач; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров |
II. Этапы изучения темы |
Этапы урока | Содержание, деятельность учителя | Способы действий обучающихся; виды деятельности обучающихся | Формируемые УУД |
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Психологически настраивает обучающихся на урок, читает вместе с детьми. Учись читать! Учись читать! Важнее нет науки! Тот, кто сумеет сам читать, Совсем не знает скуки. - Ребята, почему вы должны уметь читать? (Чтобы узнавать что-то новое, быть грамотными) Проверяет готовность к уроку. Приветствует обучающихся. | Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. | Л.: жизненное самоопределение Р.: целеполагание, привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места, К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений | - Повторение изученных букв - Прочтите по ленте изученные гласные буквы. ( А, о, у, ы, э, я, ё, ю, е) - Поиграем в игру «Собери буквы в корзинку». В две корзинки дети раскладывают карточки с буквами. Одна корзина синего цвета, другая - зеленого. - Почему в синюю корзинку положили буквы а, о, у, э, ы? ( Они указывают на твердость согласного звука) - Какие буквы положили в зеленую корзину? (я, ё, ю, е) - Почему? (Они указывают на мягкость согласного звука). | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор способов решения задачи; логические - анализ объекта с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите, у нас осталась ещё карточка с буквой. А почему мы эту карточку не положили ни в одну из корзинок? (Мы такую букву ещё не изучали) - Как вы думаете, что предстоит вам узнать сегодня на уроке? (Познакомиться с новой буквой, узнать, какую работу она выполняет, придумать слова со звуком этой буквы) | Ставят цели, формулируют тему урока (Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, узнаем, какой звук она обозначает, что она показывает; будем учиться делать звуковой анализ слов) | Р.: целеполагание П.: постановка вопросов; логические - формулирование проблемы |
4.Открытие нового знания | Звуковой анализ и знакомство с новой буквой. 1) - Что изображено на картинке букваря? (Флаги) Произнесите слово «флаги», выделяя каждый звук. - Сделаем звуковой анализ и составим схему слова. а и Один ребёнок выполняет у доски, остальные в тетрадях. ( Выделяю первый звук в слове фффлаги, звук (ф), он согласный, твёрдый, мягкая пара – (фь),крашу синим цветом, выделяю второй звук флллаги,звук (л), он согласный, твёрдый, мягкая пара (ль) – синий цвет, выделяю третий звук в слове флааааги, звук (а), он гласный – красный цвет,обозначу его буквой а после твёрдого согласного, выделяю четвёртый звук в слове флагггги, звук (гь), он согласный мягкий, твёрдая пара (г) – зелёный цвет, выделяю последний звук в слове флагиииии, звук (и). - Дети, скажем вместе ИИИИ. - Что скажете об этом звуке? (Преграды во рту не было, его можно петь, это гласный звук, красный цвет). - Какую букву вызовем обозначать этот звук в нашем слове? (Гласную строчную букву и) - Напечатаем её под звуком (и) и прочитаем слово – флагиии. Делят на слоги, ставят ударение. - Приведите примеры слов со звуком (и) в начале слова, в середине, в конце слова? ( Ива, Ира, иволга, мир, слива, киска, брюки, книги) 2)- Найдите в кассах букву И, и. Возьмите в правую руку заглавную букву И, а в левую – строчную. Покажите. Молодцы! На что похожа гласная буква и? ( На калитку) На калитку посмотри: Молоток я раздобыл, Чем она не буква И? Из дощечек букву сбил. Между двух прямых досок Сколько здесь дощечек? Одна легла наискосок. – Три. А какая буква? - И! - А когда будем писать заглавную букву И? ( В именах, отчествах , фамилиях людей, кличках животных, в начале предложения, названиях городов, стран) ( Дети приводят примеры слов: Ирина, Игорь, Иван (мальчик в классе у нас),Иванов, Иванович и т.д.) 3) Найдите букву И и в кассе, в алфавите. Напечатайте заглавную букву И, строчную букву и. Какую работу выполняет буква и. (Она указывает на мягкость предыдущего согласного звука, с ней будем читать мягко и обозначает гласный звук (и)). | Делают звуковой анализ, составляют схему слова, отвечают на поставленные вопросы Дают характеристику звуков Знакомятся с новой буквой Подбирают ассоциативный ряд Закрепляют знание пространственных представлений Определяют позицию звука в слове Учатся печатать букву | К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие |
5. Первичное закрепление | А сейчас поиграем в игру «Кто больше?» Я прочитаю вам рассказ Г. Юдина «Индеец Изумрудный Глаз», а вы внимательно слушайте и запомните слова со звуком [и]. В июле Игорёк приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку. - Тебя как зовут? – спросил Игорь. - Ириной. А тебя? - Индеец Изумрудный Глаз! – гордо сказал Игорь. – Хочешь быть индейкой? - Надо говорить не индейкой, а индианкой. - Нет, индейкой! - Тогда ты будешь индюком! Игорёк подумал и сказал: - Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать. Идёт Игорёк, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошёл Игорёк к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит: - Ой-ёй-ёй-ёй!- и бежать. А Иринка ему вслед: -Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз! - Итак, какие слова со звуком [и] вы услышали в рассказе? ( Индеец, Игорёк, избы и др.) - А в какие игры вы любите играть? (Догонялки, третий лишний, кошки-мышки) В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 31 раскрасьте жёлтым карандашом все детали с буквой и. - Кто у нас нарисован? (Птичка) - А кто знает, как называется эта птичка? (Иволга) - Определите позицию звука [и] в слове? (В начале слова) - Выполните звуковой анализ слова лиса в парах. Одна пара проводит анализ слова у доски вслух. Делает вывод, что буква и обозначает гласный звук (и) и указывает на мягкость предыдущего согласного звука. Физминутка. - Я буду произносить слова, а вы если услышите звук [и], то делаете наклон вперед, а если такого звука в слове нет, то вы делаете приседания. -Ель, йод, калина, здравствуйте, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы. | Укрепляют мелкую моторику руки Расширяют словарный запас Слушают текст и запоминают слова с новым звуком Определяют, кто из обучающихся запомнил больше слов Принимают и сохраняют правила игры Двигательная активность | Л.: жизненное самоопределение К.: сотрудничество в сборе информации П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации Р.: контроль, оценка, |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение | - Теперь мы с вами силачи. А что поднимают силачи? (гири) - Посмотрите на с.56 учебника. Кто сможет сказать, сколько кг весит гиря? (16 килограммов) Зачем нужны гири? ( Чтобы быть сильным, для тренировки) А ещё для чего люди используют гири? (Для взвешивания продуктов, в аптеках). - Выполните самостоятельно звуковой анализ слова «гиря» в своих тетрадях. - Проверка: сравните свои схемы со схемой, которую сделала я на наборном полотне. (Дети делают вывод, что их схемы совпали со схемой учителя) и я - Что обозначают гласные буквы и, я? (Звуки (и), (а) и указывают на мягкость согласных звуков) - Сколько слогов в этом слове? (2, потому что 2 гласных звука). На какой слог падает ударение? (На первый). - Поиграем в игру «Живые звуки». Первым гласным звуком будет Лера, вторым гласным звуком будет Коля, первым согласным мягким – Гриша, вторым согласным мягким – Ваня. (Дети забирают фишки определённого цвета). - А теперь звуки постройтесь так, чтобы получилось слово. Обучающиеся строятся у доски, держат фишки перед собой, остальные дети читают слово по фишкам – гиря. Физминутка зрительная. Дифференцированная работа. Хорошо читающие дети читают загадки друг другу из детских книг. И не снег, и не лёд, А серебром Деревья уберёт. Маленького роста я, Тонкая и острая, Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. Кудри в речку опустила И о чём-то загрустила. А о чём она грустит, Никому не говорит. Остальные играют в игру «Будь внимателен». В учебнике на с.57 рассмотрите рисунки. Назовите, что нарисовано. Назовите слова, в которых звук [и] 1) в начале слова (игла, ива) 2) в середине слова (лист, книга, картина, вишня, слива, тигр) 3) в конце слова (носки) Проверка чтения, остальные обучающиеся называют отгадки. (Иней, иголка, ива) Разгадывание кроссворда Мы с вами интеллектуалы и нам по силам разгадать любой кроссворд. На с. 57 в учебнике есть кроссворд. Рассмотрите кроссворд и рисунки-помощники внимательно, догадайтесь, какие слова можно вставить в клеточки. (Роза, мишка, книга, очки, сани, брюки) | Делают звуковой анализ слов самостоятельно. Учатся проводить контролирующие и оценочные действия Чтение текстов хорошо читающими детьми Определяют позицию звука в слове Развивают внимание и мышление | К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов решения задачи, смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста) знаково-символические – моделирование схемы слова; логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, подведение под понятие, доказательство Р.: контроль, оценка |
8. Рефлексия. | - Что нового вы узнали, чему научились на уроке? (Познакомились со звуком (и), буквой И и) Закончите предложения: Теперь я знаю, что буква и обозначает звук [?] и показывает ? предыдущего согласного звука. - У кого были затруднения и в чем? (Были трудности в звуковом анализе слов, в разгадывании кроссворда) - Посмотрите на доску. Составьте слова, используя первые буквы названий изображенных предметов. (Слива, печь, аист, сом, игла, бант, осы) ( Спасибо!) | Отвечают на поставленные вопросы, осуществляя самоанализ учебной деятельности, используя опоры Теперь я знаю, что… Я узнал… Я думаю, что… Я немного испытываю затруднения… Я (очень, не очень) довольна/лен тем, что узнал/а….. (самостоятельно, с помощью)…. Развивают мышление | К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить) Л.: смыслообразование |