СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Словосочетания"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина»



Факультет гуманитарных наук
Кафедра «Русского языка и культуры речи





Практическая работа

по курсу «Методика обучения и воспитания (русский язык)»

на тему «Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему:

«Словосочетание как единица синтаксиса»









Выполнил: студент 3 курса, очной
формы обучения, группы РЛ-17-3
Башмакова Анастасия Павловна


Проверила: кфн, доцент
Можнова Жанна Игоревна











Н. Новгород
2019


УМК: Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Словосочетание как единица синтаксиса.

Тип урока изучение нового материала.

Вид урока- комбинированный

Оборудование: учебник русского языка для 8 класса, раздаточный материал, интерактивная доска и презентация.

Форма организации обучения: коммуникация учащихся друг с другом и с учителем

Методы: словесные, наглядные, практические

Приёмы: устная беседа, выполнение упражнений.

Место урока в системе уроков по теме – если следовать рабочей программе по русскому языку для 8 класса, составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (М.Т..Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), то на эту тему выделен один урок.

Внутрипредметные связи – на объяснение данного материала предназначен один урок после темы «Предложение как единица синтаксиса». После данной темы – «виды словосочетаний».

Межпредметные связи – литература в упражнениях из учебника

Технологии: вопросы для увеличения интереса к новому материалу, введение игры в урок, работа с раздаточным материалом.

Используемая литература:

  1. Ладыженская Т.А. и другие. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014;

  2. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-slovosochetanie-kak-edinica-sintaksisa-klass-1537761.html;

  3. https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-slovosochetanie-kak-edinica-sintaksisa-1507627.html.


Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

  • Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Межпредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);












  1. Организационный момент (1 мин).

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Посмотрите, какая сегодня замечательная погода. Как ваше настроение?

(Отвечают)

Я надеюсь, что вы хорошо отдохнули за выходные и готовы добросовестно трудиться. Хорошего вам настроения и успехов! Откройте ваши тетради запишите в них число и «Классная работа».

  1. Постановка цели и задач (2 мин).

Обучающая цель урока - дать понятие словосочетания, познакомить со строением, грамматическими значениями и основными признаками словосочетаний. Способствовать развитию навыков построения словосочетаний, творческих способностей.

Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).

Воспитательная цель урока – воспитание патриотичесих, эстетических качеств.

Задачи:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

4) обучение умению связно излагать свои мысли.

  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:

  1. Воспитание ответственности за качество своих знаний;

  2. Привитие любви к родному русскому языку

  3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.


  1. Актуализация знаний (3 мин).

- Что такое текст?

- Разберём предложение: Умение правильно строить различные тексты – одно из самых важных условий владения речью.

- Какие бывают виды связи предложений в тексте? (Цепная и параллельная)

Запишем примеры.

- Какие морфологические средства связи предложений в тексте вам известны? (союзы, различные частицы)

- Какие стили выделяют в русском языке?

Запишем слова: регулировать

олицетворять


Словарный диктант. Регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчества, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория, монумент, истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция.

  1. Первичное усвоение знаний (6 мин).

1.Слово учителя:

Словосочетания – синтаксические единицы, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения 2-х самостоятельных слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, т.е. вне окружения, неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (Орган и оргАн – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово Орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

Орган печати (газета); орган зрения (глаз); служить в органах (например, в полиции); органы здравоохранения; слушать орган.(Расставьте ударение)

Слово это произошло от греч. оrganon – орудие, инструмент.

Орган – 1) часть организма, выполняющая определённую функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определённые функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание: орган демократической партии.

ОргАн – духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову Орган – организация, организовать, организованный, организационный, организатор, организаторский, организм, организованно, организованность, органика, органический.

К слову оргАн – органист, органистка, органчик, органный.

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.


2. Дайте определение словосочетания. (Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово уточняет смысл главного.

3. Признаки словосочетания.

1) словосочетание могут составить только самостоятельные части речи;

2) одно из составляющих слов зависит от другого;

3) словосочетание должны составлять слова, сочетающиеся по лексическому значению.

4. Грамматическая форма и грамматическое значение словосочетаний.

Грамматическая форма словосочетания – это его строение, схема. Например: олимпийское движение – прил.+ сущ.; преодолеть препятствие – глаг.+сущ.; увлекаться спортом – глаг.+ сущ.

Более конкретная схема указывает на форму зависимого слова: уверенный в себе – прил. + предлог + мест. в П.п.

По морфологическим свойствам, принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово - имя сущ, имя прил. , имя числ., мест.) глагольные (главное слово – глагол или его формы) и

наречные (главное слово – наречие)

  1. Первичная проверка понимания (5 мин).

Словарная работа.

Талантливый актёр, спел песню, гениальный человек, ЯГОДА РОСЛА, директор школы, рассказать правило, семейная традиция.

У доски:

  1. Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней.

  2. Очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега.

  3. Уставший от забот, тёмные силуэты, пойти за покупками.

Выписать слова из рамок, составить по одному словосочетанию с каждым из них, определить главное и зависимое слово: истинный друг, подлинный документ, талантливый скрипач, гениальный план, директор школы, секретарь собрания, традиция завода.

  1. Первичное закрепление (выполнение упражнений) 23 мин.

Стр. 34-35.

  1. Подведение итогов и рефлексия (3 мин).

-Что такое словосочетание?

-Для чего нужны словосочетания?

-Из каких частей состоят?

-Какие бывают по морфологическим признакам главного слова?

-Что называют грамматической формой словосочетания?

Молодцы! Сейчас я раздам вам листочки, если вам было интересно, увлекательно и не возникло трудностей – закрасьте листик зелёным цветом, если были интересно, понятно, но возникли некоторые трудности – закрасьте жёлтым цветом, ну а если выполнять задания на уроке вам было трудно – красным цветом.

  1. Домашнее задание (2 мин).

Выполнить задания, предложенные в упражнении (стр. 36).