ТЕМА:Решения творческих задач.
ЦЕЛЬ:
Образовательная
- формировать навыки поиска возможных вариантов решения творческих задач.
Развивающие
- раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы.
Воспитательные
- развивать культуру речи, взаимоотношения и сотрудничество;
- развивать познавательный интерес к предмету, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.
ТИП УРОКА: Урок применения знаний, умений и навыков.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесные; наглядные (использование технических средств); практические; письменный контроль; самостоятельная работа.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: индивидуальная, групповая.
ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация
«Решение творческих задач», видео «Три упражнения для активизации работы мозга ».
МАТЕРИАЛЫ: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, старые газеты, бумажные салфетки, бумажные трубки разных диаметров, конфетные коробки, ватные диски, трубочки для напитков, пластиковые бутылки, алюминиевые банки из-под напитков и др.
Ход урока.
Организационный момент
Слайд №1
Слайд №2
Упражнение «Рифмуем имя». Вам нужно сочинить двустишье на свое имя, которое будет начинаться словами: «Меня зовут…»
Проверка знаний темы «Виды творческой деятельности»
Слайд №3
Тестирование. Правильные ответы. Тесты №1: 1 - В, 2 - Б, 3 - В, 4 - А.
Тесты № 2: 1 - Б, Г, Д; 2 - Б, В, Г, Д; 3 - А, Б, В; 4 - А, Б, Д.
Слайд №4
Мотивация учебной деятельности. «Что мешает творчеству?» Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия.
Самый опасный враг творчества - страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу.
Второй враг творчества - чересчур высокая самокритичность. Должно быть некоторое равновесие между одаренностью и самокритичностью, потому что слишком придирчивая самооценка может привести к творческому тупику.
Третий враг творческого мышления - лень.
Слайд № 5
Но! Вы, наверное, слышали выражение «Лень двигатель прогресса». Объясните, как вы его понимаете? Приведите примеры изобретений так называемых «лентяев» или для лентяев (пульт управления, стиральная машина, посудомоечная машина и др.).
Слайд № 6
Сообщение темы урока, формулирование целей урока вместе с учащимися.
Тема сегодняшнего урока «Решение творческих задач».
Для того чтобы поставить цель урока ответьте на следующие вопросы.
Объясните значение каждого слова темы (решение – способы нахождения; творческие задачи – не стандартные задачи)
Для чего вам это нужно? (уметь находить разные решения одной проблемы)
Где вы сможете это применить на уроках технологии и в вашей жизни? (работа над проектом)
(Научится находить разные варианты решения не стандартных задач)
Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
Слайд № 7 Правила работы в группе
Когда человек желает что-то сделать - он непременно должен начать. Истина проста: начать, продолжить и, наконец, завершить. Эти три этапа психологически неравнозначны и требуют различных волевых усилий. Иногда камнем преткновения служит последний этап - завершение. Все же для большинства людей сложнее всего начать. И так начнем.
Слайд № 8
Вы сегодня выполните игровые упражнения, которые направлены на развитие и активизацию творческой деятельности. И сможете определить свои показатели креативности.
Показатели креативности, используемые в заданиях:
а) беглость- (легкость генерирования идей, сюжетов, ассоциации в заданиях, в которых можно давать множество различных ответов) – измеряется числом идей, выдвинутых каждым из участников.
б) гибкость – измеряется числом разнообразия смысловых категорий, к которым относятся идеи
в) оригинальность – определяется количеством идей, не повторяющихся в других группах.
Слайд № 9.Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи.
Продвигаясь по ступеням творчества, вы от первого отрицания «Я не буду этого делать » дойдете до вершины «Это же так просто»
Слайд № 10
Чтобы покорить эту вершину нужно пройти все этапы творчества
Первый этап – Подготовка. Формулирование задачи, определение цели, сбор информации и начальные попытки решения проблемы.
Второй этап - Инкубация. Человек может заниматься своими делами, а проблема остается у него в подсознании.
Третий этап - Озарение. На этом этапе возникает идея решения проблемы.
И заключительный этап - Проверка правильности решения то есть испытание или реализация идеи.
Назовите изобретения в которых этап «Озарение» был очень ярким, запоминающимся .
Архимед кричал: «Эврика. Я нашел!»
( Закон Архимеда –на погруженное в жидкость (или газ) тело действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме тела)
И. Ньютон при виде падающего яблока открыл Закон всемирного тяготения,
Д. Менделеев сформулировал Периодический закон во сне
Всем этом озарениям предшествовала огромная кропотливая работа, и мы переходим к работе.
Слайд № 11
Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
Задание № 1 .ЧТО, ОТКУДА, КАК
Описание упражнения
Достаньте неизвестный предмет из черного ящика. Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
1. Что это?
2. Откуда это взялось?
3. Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов
Упражнение выполняется 5 минут
Обсуждение
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются
самыми интересными и оригинальными? О самых интересных идеях, по мнению команды, спикер рассказывает всем участникам.
Слайд № 12
Задание № 2 .ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ БУКВЫ
Описание упражнения
Выберете какую-нибудь часто встречающуюся в русском языке букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразите ее в виде человечка. После этого придумайте как можно больше начинающихся на выбранную букву слов, обозначающих виды технологий, различные варианты технологических операций и т. п., и рисуйте человечка (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение на листах формата А4, время работы 10 минут. Потом проводится выставка получившихся рисунков.
Слайд № 13
Обсуждение
Что и чем именно представляется наиболее интересным в созданных рисунках?
Слайд № 14
Разминка. «Зарядка для ума»
Слайд № 15
Задание № 3 .ОРИГИНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Придумайте как можно больше разнообразных принципиально новых, осуществимых способов оригинального использования обычных предметов и покажите предлагаемые способы их использования. Для ваших творений предлагается:
—старые газеты,
— бумажные салфетки,
— бумажные трубки разных диаметров,
— конфетные коробки,
— ватные диски,
— трубочки для напитков,
— пластиковые бутылки
— алюминиевые банки из-под напитков.
Упражнение выполняется 10-15 минут
Слайд № 16
Обсуждение
Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?
Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по критериям, при необходимости советуясь с ведущим.
Слайд № 17
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Беглость | число идей, выдвинутых каждым из участников. |
Оригинальность | количество идей, не повторяющихся в других группах |
Гибкость | разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи |
Например, из бумаги можно сделать игрушечный самолетик, кораблик или еще какую-то подобную фигурку; с позиции беглости это все разные идеи, но с позиции гибкости, все они относятся к одной категории (оригами). А вот если предложено применить бумагу в качестве скатерти или подстилки на сиденье – это другая категория (используются покровные свойства бумаги).
Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Называние оценивается в 1 балл, демонстрация — в 2 (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая - подгруппа представляет другой способ, и так продолжается до тех пор, пока идеи не исчерпаются. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.
Вывод. Творчество помогает людям открыть свою душу, выплеснуть чувства или же создать нечто новое. Развить в себе креативность может каждый, главное, чтобы было большое желание и позитивный настрой. Избавьтесь от условностей, взгляните на мир другими глазами, возможно, попробуете себя в чем-то новом. Помните – творческий потенциал подобен мышцам. Его нужно регулярно стимулировать, качать, развивать. Чтобы вы продолжали работать над собой, я подготовила для вас буклеты, в которых собраны полезные советы по развитию творческих способностей. Но в развитии творческой личности участвуют три стороны: ребенок – родитель - учитель. Для родителей я собрала рекомендации по воспитанию творческого ребенка, а для учителей креативных учеников.
Ребята, ставьте перед собой различные по масштабам цели и не сдавайтесь, если с первого раза ничего не вышло. Тогда в какой-то момент сами удивитесь, как кардинально изменилась жизнь, и вы начнете осознавать, что также внесли в мир нечто нужное и новое для людей.
Слайд № 18
6.Домащнее задание: Сделайте “коллаж” из своих мыслей
Представьте, что ваши мысли – это вырезки из журналов или фотографии, и сделайте из них “коллаж”. Попробуйте скомбинировать свои мысли для создания новой и оригинальной идеи. При необходимости делайте заметки и экспериментируйте с разными комбинациями. Таким образом, вы сможете блокировать процесс самокритики и не дать собственным суждениям вмешиваться в творческий процесс.
Для того чтобы эта стратегия принесла максимальный эффект, важно опираться на различные источники. Это потребует от вас знаний, позволяющих объединить различные области или аспекты вашей жизни. В ваших силах сделать свою жизнь более наполненной и найти новые источники вдохновения: принимайте участие в различных мероприятиях, таких как курсы, концерты, лекции, экскурсии, читайте журналы, подпишитесь на интересные блоги и т.д.
Слайд № 19
7. Рефлексия. Достигли вы цели урока?
А теперь вернемся к той цели, которую вы поставили в начале урока. Получить ответ на этот вопрос, нам поможет упражнение «На какой я ступени».
Поместите флажок со своим именем на ту ступень пьедестала, которую вы достигли в результате работы на уроке.
Рекомендации:
Если всё удалось, всё было понятно – 1 ступень.
Если нужна была помощь, встречались затруднения – 2 ступень.
Если вам это в жизни не пригодится – 3 ступень.
Слайд № 20
Меня зовут Елена, урок окончен – перемена!