СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Род имён существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Целью данного урока являетя совершенствование у каждого учащегося умения определять род имён существительных, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Род имён существительных»»



















Открытый урок русского языка

в 5 классе.


Тема: «Род имени существительного».





Учитель русского языка

и литературы

Жарова С.В.



















Цели:

образовательная: совершенствовать у каждого учащегося умение определять род имён существительных; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;

развивающая: развивать логическое мышление, речь, интеллектуальную культуру пятиклассников;

воспитательная: умение высказывать свою точку зрения и слушать товарищей; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

УУД:

предметные: научиться опре­делять род имени существительного, согласовывать имя существительное с прилагательны­ми и глаголами в форме прошед­шего времени;

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою спо­собность к преодолению препятствий и само­коррекции;

познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа имени существительного;

коммуникативные: организовывать и пла­нировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

личностные: формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки рабо­ты по алгорит­му выполнения задания.

Тип урока: повторение изученного в начальной школе о роде имени существительного.

Оборудование к уроку: учебник, мультимедийная система, презентация, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Викторовна. Я учитель русского языка и литературы гимназии №4. Сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я.


II. Сообщение темы урока.

Начну с одной истории.

1.Однажды один английский школьник решил написать письмо своему русскому другу, и чтобы его порадовать успехами в освоении русского языка, написал свое послание на русском языке. Давайте посмотрим на фрагмент этого письма. Слайд 2

В этом году холодное и снежное зима. Река замерзло. В воздухе порхает красивое и изящное снежинка.

-Что удивило? Что вызывает улыбку? (неправильное окончание у прилагательных и глаголов)

- Почему английский школьник неправильно написал окончание у прилагательных и глаголов? (неправильное определение рода сущ.)

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке, какова тема нашего урока?

Итак, тема нашего урока «Род имен существительных». Слайд 3

- Запишите в своих тетрадях число и тему урока.

Запись: Двадцать шестое февраля. (на доске). Тема написана на слайде.

III. Формулирование цели урока.

- Ребята, как вы думаете, зачем сущ. нужен род? (чтобы определить склонение у сущ. и правильно писать падежные окончания, окончания у прилагательных, глаголов)

- Но нельзя строго судить английского школьника. Почему, как вы думаете?

В английском языке нет категории рода.

И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других языках. А в русском языке мы должны знать и правильно определять род имени существительного.

- Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?

Сегодня вам предстоит вспомнить, что вы знаете о роде имени существительного, как определить род существительного, научиться исправлять ошибки в согласовании существительных, прилагательных, глаголов.

IV. Работа по теме урока.

фронтальная беседа:

В русском языке, как вы знаете, есть 3 рода имён существительных: м, ж, с.

-Передо мной сидят мальчики и девочки. Какого рода сущ. «мал» и «дев»?

-Назовите сущ. с.р.

- Как вы определили род существительных? (подставили к существительному местоимения-помощники.)

Чтобы не ошибиться в определении рода имени существительного, запомните стихотворение: Слайд 4 – читаем вместе


Женский род - запомню я.

И скажу: «Она моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он мой».

Средний род: «Оно моё».

Это правило моё!

- Изменяются ли существительные по родам? (Нет.)

Значит, род существительных - постоянный или непостоянный признак? (Постоянный.)


V. Первичное закрепление.

- Существительные в словосочетаниях и предложениях согласуются с именами прилагательными и глаголами. Неправильное определение рода имен существительных приводит к ошибкам в написании окончаний этих частей речи. Постараемся этого не допустить при выполнении упр. 500.

1. Выполнение упр. 500 (устно) Слайд 5

- Докажите, почему такое окончание у прил.?

- Как определили окончание у прилагательных? (по роду сущ.)

-- Какой вывод можно сделать о правописание окончаний прилагательных?

(чтобы правильно написать окончание прил., нужно определить род сущ.)

2. Игра «Паровозик». Слайд 6

Дети по очереди называют друг другу существительные, определяя род. Например: машина (ж. р.) – арбуз (м. р.) – зонт (м. р.) и т. д.

3. Выполнение упр. 501 Слайд 7

- Вспомните, какой суффикс указывает на прошедшее время? (-л-)

- Докажите, почему такое окончание у глагола?

- Как определили окончание глагола? (по роду сущ.)

- Какой вывод можно сделать о правописание окончаний глаголов прошедшего времени? (чтобы правильно написать окончание гл., нужно определить род сущ.)

Ребята, помните, что глаголы только в прош. времени изменяются по родам!

4. Выполнение упр. 502

- Почему в задании нам предложили определить р, п.,ч. у прилагательных. Ведь мы изучаем имя существительное? (р, п.,ч. у прилагательных определяется по существительному, от которого оно зависит).

VI. Физминутка (игровая). Слайд 8

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно ж.р.– приседают девочки, если м. р. – мальчики, если с. р. – приседаете вместе.

Береза, небо, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, повидло, карусель, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

Род таких существительных нужно запомнить или обращаться к словарям.

Слова, которые нужно запомнить. Прочитаем их.Слайд 9

- Запомните, что мозоль (ж.р.), тюль, шампунь, м. р., карусель (ж.р.)

VII. Придумайте словосочетания «прил. + сущ.». Слайд 10

А работать мы будем по вариантам. Первая группа это первый вариант, вторая – второй вариант.

1вариант – с сущ. мозоль (ж.р.), тюль (м.р.)

2 вариант – шампунь (м.р.), карусель (ж.р.)

Включите воображение, чтобы ярко описать предмет.

Дети читают словосочетания.

Например, больная мозоль, воздушный тюль, мыльный душистый шампунь, забавная карусель.

(А теперь составьте предложения с этими словами.

Прочитайте)


Комментарий: если возникают сомнения при определении рода у имён существительных, следует обращаться к словарю.


VIII. Домашнее задание. Слайд 11

Параграф 94. Упражнение 504, 505. Комментирую.

- Желаю вам успехов в выполнении домашней работы!

IX. Самостоятельная работа на карточках. Слайд 12,13, (с ответами)


А сейчас пришло время самостоятельной работы. Пока я буду раздавать карточки, прочитайте текст на слайде про себя.

Алгоритм выполнения задания:

1.      Прочитать предложения.

2.      Определить  существительное, от которого зависят окончания прилагательных и глаголов в прошедшем времени.

3.      Определить род имён существительных.

4.      Вписать пропущенные окончания .

5.      Прокомментировать свой выбор.

 

 Погода  три дня стоял..   тих.. , тепл.. . На улицах ни клочка стар..  снега. Последн..  капель

радовал.. слух. На дворе сух..  дорожка. Около крыльца между камнями зеленел..  молод..

трава.  Какое-то нов..   для меня чувство проникал..   в душу.


X. Это интересно! ( если будет время)

Ребята, а есть существительные общего рода. Вы мне их сами сейчас назовёте.

Представление слов общего рода (чтение стихотворения, подставить слова по смыслу растяпа, неряха, жадина)

В доме - грязь, черна рубаха,

А зовут его…. неряха


Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!» жадина



Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это-я!

растяпа


Существительные общего рода приобретают род только в контексте, но об этом разговор в следующий раз.

XI. Итог урока. (фронтальная беседа).

- А наш урок подошел к концу, пора подводить итог:

* Что вы знаете о роде имени существительного?

* Как определить род существительного?

* Зачем нужно изучать род?

XII. Выставление оценок.

- Ребята, пришла пора оценок.

Встаньте, пожалуйста, кто сегодня работал у доски, отвечал на вопросы.

XIV.   Рефлексия. Слайд 14


«Оцени себя на уроке»

Урок Я на уроке Итог

1. интересно 1. работал 1. понял материал

2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал

3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял

9