I. Актуализация знаний. Минутка чистописания (с. 42) | Организует работу в рабочей тетради № 1. – Рассмотрите сочетания букв. С помощью какого приёма соединения букв их надо писать? – Запишите сочетания ал, вл, сл, ьл с помощью безотрывного соединения. – Прочитайте слово. Определите виды соединений букв. Запишите слово. – Прочитайте слово. Отметьте в нём графические части | Демонстрируют посадку при письме, положение тетради, ручки. Отвечают на вопросы. Выполняют письменные задания. – Безотрывного соединения. – Малина. – Пальто. «Середина наклонной линии» («–» – 4), «1/3» («˄»7), «гнездышки» («×» – 4), «шалашики» («• » – 6) | Анализировать, находить общее и различия, делать выводы |
II. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику. Упражнение 1 | Организует работу по учебнику. – Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки. – Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? – Прочитайте правило в учебнике | Выполняют задания по учебнику. дата лом | [д], [т] | сазан рой | [с], [з] | – Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’] | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Упражнение 2 | – Назовите в словах парные глухие согласные звуки. – Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? | Стёпка хочешь щец фи | [с], [т], [п], [к] [ш] [ф] | – Это непарные глухие звуки [х], [ч’], [щ’] | Делать выводы. Аргументировать свою позицию |
Упражнение 3 | – Спишите стихотворение А. Тараскина. – Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки | Воробей, чего ты ждёшь? Крошек хлебных не клюёшь? |
Работа с лентой букв | Организует работу по учебнику с лентой букв. – Какие буквы пропущены? – Какие это буквы? – Какие звуки они обозначают? | Определяют, какие буквы пропущены, характеризуют их. – Буквы й, с. – Согласные буквы. – Буква й обозначает звонкий согласный звук [й’]; буква с – глухие согласные звуки [с], [с’] | Понимать на слух ответы учащихся. Строить понятные высказывания |
Упражнение 4 | – Дополните предложения подходящими по смыслу словами. – Спишите первые два предложения. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки | …Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает | Проявлять эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
Упражнение 5 | – Прочитайте стихотворение И. Бунина. – Подберите к подчёркнутым словам другие слова, близкие по значению. – Спишите стихотворение. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки | – Родник студёный – ручей холодный. В глуши лесной, в глуши зелёной, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный |
Упражнение 6 | – Объясните правописание слов с выделенными буквами. – Подберите слова с противоположным значением по образцу | Вечер – вечерний холод – холода добро – добрый зима – зимы друг – другом Ночь – день добро – зло вечер – утро друг – враг холод – жара зима – лето | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Знакомство со словарным словом | Организует знакомство со словарным словом. Народ – население государства, жители страны. Слово образовалось от слова «род» со значением «родиться», «народиться». У слова «народ» много родственных слов: родина – место рождения, родители – отец и мать, урожай – то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник – близкие по рождению люди. На доске: – Народ – те, кто родился, народился | Записывают словарное слово и подчёркивают орфограмму. Наро́д | Строить монологические высказывания |
Работа в тетради (с. 42) | Организует работу в рабочей тетради. ‒ Прочитайте задание. Подставьте букву в каждое слово. Если буква подходит, то соедините со словом. ‒ Прочитайте слова. ‒ Прочитайте стихотворение В. Берестова. ‒ Выполните задание | Выполняют задания. Осуществляют само- и взаимопроверку. – Роль, моль, ноль. Ноги, йоги. Подчёркивают буквы, которые обозначают непарные глухие звуки | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей |
III. Итог урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: – Как можно проверить буквы парного по глухости-звонкости согласного на конце слова? Когда можно применять это правило? – Чему ещё учились на уроке? Какие задания оказались интересными для вас? | Анализируют учебную деятельность. Обобщают полученные на уроке сведения. Планируют дальнейшую деятельность | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |