Урок русского языка в 6 классе «Условное наклонение глагола»
Тип: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить учащихся с образованием форм условного наклонения глагола; научить распознавать глаголы в форме условного наклонения, раздельно писать частицу бы (б) с глаголами.
Формируемые УУД:
Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
Регулятивные: целеполагание; контроль.
Познавательные: распознавание объектов; индуктивное умозаключение.
Коммуникативные: совместная работа; постановка вопросов; оценка действий товарищей.
Автор: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли на урок?
Слушаю ответы детей.
– Надеюсь, что вы сохраните его.
– Кто сегодня дежурные?
Спрашиваю у дежурного:
– Кто отсутствует на уроке?
II. Проверка домашнего задания
– Чем вы занимались на прошлом уроке? (Развивали свою речь, учились писать сжатое изложение.)
– Какое у вас было домашнее задание? (Дописать сжатое изложение.)
– Были ли у вас трудности с выполнением домашнего задания? (Слушаю ответы детей.)
Учитель собирает тетради и раздаёт другие.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока
Учитель вызывает учащегося к доске, чтобы тот под диктовку записал предложение:
Если бы люди могли путешествовать в космос, жизнь была бы намного интересней.
– Посмотрите на глаголы в предложении.
– Заметили ли вы, что к ним относится частица бы?
– Говорят, что эти глаголы в форме условного наклонения, потому что они помогают выражать желание или возможность при определённых условиях действия.
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Об условном наклонении глагола.)
– Запишите тему урока.
Учитель пишет тему урока на доске, а ученики – в тетради.
– Что мы сегодня должны научиться делать?
Наклонения глаголов
IV. Изучение нового материала
Учитель строит схему:
Изъяснительное
Повелительное
Условное
Учитель комментирует построение схемы:
У глагола есть три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях.
Рассмотрим глаголы: сделать, сберечь.
В условном наклонении они будут иметь форму: сделала бы, сберёг бы.
Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Частица бы (б) всегда пишется отдельно от глагола. Она может стоять после глагола, перед ним, а также может отделяться другими словами. Например:
Я съел бы яблоко.
Мы бы помечтали.
Я бы с удовольствием побегал.
При двух или нескольких глаголах условного наклонения может быть одна частица бы, например:
Мы писали бы и разговаривали.
Глагол в форме условного наклонения изменяется по числам и в единственном числе – по родам.
Он предпочёл бы посидеть в школе.
Она предпочла бы съездить на курорт.
Они предпочли бы катание на санках.
Глаголы в условном наклонении в предложении выполняют функцию сказуемого, частица при этом также входит в состав сказуемого. Например, рассмотрим отрывок из стихотворения:
Тут и мама перестала б
Говорить, что я лентяй.
Сказуемое перестала б говорить.
Обратите внимание, что в разговорной речи повелительное наклонение может употребляться вместо условного:
Знай (вместо знал бы) я английский язык – работал бы переводчиком.
И наоборот, форма условного наклонения употребляется вместо повелительного для смягченного выражения пожелания, совета, например:
Ты бы ложилась (вместо ложись), нянечка. (А.П. Чехов)
V. Закрепление изученного материала. Решение упражнений
1. Работа по учебнику
Выполнение упражнения 543.
Прошу учащегося выразительно прочитать стихотворение.
– Найдите слова одинаковые по значению? Можно ли назвать их омонимами?
– Ребята, выпишите глаголы в условном наклонении, а в скобках напишите неопределённую форму, от которой они образованы, а также выполните остальные письменные задания, которые прописаны в упражнении 543.
Учащиеся выполняют письменные задания из упражнения 543 с комментированием.
2. Решение упражнений из дополнительной литературы
Учитель раздаёт карточки для самостоятельной работы:
ДАТА ______________________________________________________ Фамилия, имя ______________________________________________ Тема: Условное наклонение глагола. Самостоятельная работа Подчеркните глаголы, стоящие в условном наклонении. Не забывайте подчёркивать частицу бы! 1. Если бы ты вежливо обратился ко мне с вопросом, я бы тебе моментально на него ответил. 2. Если бы вы использовали услуги экспресс-почты, я получил бы ваше письмо без опоздания. 3. Испекла бы бабушка много вкусных пирожков, но её никто об этом не просит. 4. Как было бы здорово, если бы они отправились в свадебное путешествие! 5. Если бы пешеходы и водители проявляли бдительность на дороге, то сократилось бы количество дорожно–транспортных происшествий. Оценка «___» ________________ подпись учителя |
Происходит самопроверка.
VI. Рефлексия учебной деятельности
– Какие действия обозначают глаголы в условном наклонении?'
– Какое место по отношению к глаголу может занимать в предложении частица бы?
– Устно составьте мини-сочинение (4-5 предложений) на тему «Если бы мечты сбывались». Используйте глаголы в форме условного наклонения.
Учащимся даётся 3-4 минуты на составление мини-сочинения.
Заслушиваю ответы учеников.
– Ребята, вы выслушали все ответы, а теперь оцените работу на уроке вашего соседа по парте.
VII. Обсуждение выполнение домашнего задания
– Ребята, дома вам предстоит выполнить упражнение 544, а на следующем уроке вы должны будете написать письмо по памяти.
– Прочитайте задания из упражнения 544.
– Что вы не сможете сделать? Что осталось непонятным? Почему?
VIII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки учащимся, тем самым подводит итоги урока.