Предмет: Русский язык урок №47
Тема: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;
3) развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.
4) формировать навыки сотрудничества;
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся. Формирование навыков сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Актуализация знаний
Чистописание.
- Посмотрите внимательно на доску Сс, Оо, Ээ, Хх,
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Запишем группу заглавных букв в тетрадь в алфавитном порядке. Проверим: О, С, Х, Э
-А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?
Это интересно! С.85
3. Определение темы и постановка цели урока.
- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? ( Написание слов с заглавной буквы)
В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»
4.Постановка проблемы.
- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.
- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой? (Шарик – в одном случае с маленькой буквы, в другом с большой)
- Смотрите, одно и то же слово написано по-разному.
- Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?От значения слова в предложении.
5.Физминутка.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Бобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня).
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
Формулируют вывод: имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
6. Открытие нового знания
-А сейчас мы будем работать в группах .
-На столе у вас карточки, на которых записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный и доказать ПОЧЕМУ.
А прежде чем вы приступите, давайте вспомним правила работы в группе.
Слушать друг друга; Уметь уступать; Уметь договариваться.
1гр. Под нашим окном расцвела___________(Роза, роза).
Я и моя подруга__________(Роза, роза) учимся во втором классе.
2гр. Мою подругу зовут__________(Лилия, лилия).
В пруду растёт____________(Лилия, лилия).
3 гр. Над горами парил__________(Орёл, орёл).
Город- ________(Орёл, орёл) очень красив.
4гр.В огороде росла зеленая ____________________ (Петрушка, петрушка).
В клетке сидел попугай _____________________ (Петрушка, петрушка).
5 гр Я потеряла золотую _____________________( Серёжку, серёжку)
Моего друга зовут_________________(Серёжка, серёжка).
6гр. Мы живём на планете_____________(земля, Земля).
В цветочном горшке сухая__________(земля,Земля).
7 гр. Я нарисовал огромного______(льва, Льва).
На уроке чтения мы читали басню_________(льва, Льва) Толстого.
Проверка: дети зачитывают предложения и объясняют свой выбор.
Работа по учебнику
С .86 упр 130 ( 1 гр.- названия городов, 2гр.- названия городов, 3гр.- имена людей, 4 гр- имена сказочных героев)
- Какое слово оказалось в двух группах? ( Владимир-город назван в честь князя Владимира)
-Записать названия городов в алфавитном порядке: Владимир,Москва, Томск, Ярославль.
Упр 131 Астрономическая считалка. Плутон не является планетой.
( Раньше считали- 9 планет, теперь-8)Теперь это карликовая планета.
Чтобы стать планетой, тело обязано: обороты вокруг Солнца; обладать достаточной массивностью.Есть тела (за орбитой Плутона) даже больше Плутона, но их никогда планетами не называли.
Чтобы запомнить названия планет по порядку, выучим считалку-напоминалку:
Мы все знаем мама Юли села утром на пилюли.
По алфавиту:Венера,Земля,Марс, Меркурий,Нептун,Плутон, Сатурн,Уран,Юпитер.
7. Закрепление
-Сегодня на наше имя пришла телеграмма, от героя из произведения Эдуарда Успенского. Отгадайте, от кого.
В Простоквашино живёт. Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точно я не знаю, Но фамилия морская.
- Ребята, кот Матроскин написал заметку в газету о жизни в деревне Простоквашино, просил нас помочь исправить ошибки. (Текст на доске)
Самостоятельная работа. Найди и исправь ошибки.
В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.
8. Итог.
-Где же в жизни мы встречаемся со словами, которые необходимо писать с заглавной буквы? (название книг, фильмов, газет, журналов, адрес на конвертах) .
- Как будем писать их названия?
9.Д/з с.87 упр 132
Большая буква. (Чтение стих уч-ся)
Буква обычная Выросла вдруг Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем На букву подруги, Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело,
Ставится в слово Не зря и не просто Буква такого высокого роста.
Ставится буква У строчки в начале, Чтобы начало все замечали.
Имя, Фамилия Пишутся с нею,Чтобы заметней Им быть И виднее.
Чтобы звучали Громко и гордо
Имя твоё, Имя улицы, Города.
Буква большая – совсем не пустяк.
В букве большой – уважения знак!
(Е. Измайлов.)