2. Повторение и закрепление изученного материала | Слайд 1: «13 марта в истории: В 1938 году русский язык введён как обязательный предмет для изучения во всех школах СССР». Ребята, взгляните на слайд. (один ученик читает то, что записано) Вы знаете, как расшифровывается аббревиатура СССР? Слайд 2: карта СССР Какие республики входили в состав СССР? Слайд 3: список республик СССР. Союз советских социалистических республик – это государство, которое существовало с 1922 по 1991 годы. Какой язык был основным, государственным, на территории Советского Союза? (русский) Давайте вспомним пословицы и поговорки о языке и слове. (Если не получается, то следующее задание) Слайд 3: Без языка и колокол нем. Мал язык, да всем телом владеет. Слово не стрела, а сердце язвит. Что написано пером, того не вырубишь топором. Прочитайте пословицы и поговорки про себя и объясните, как вы понимаете их значение. (выключить проектор) Ребята, как вы считаете, важен ли язык в нашей речи? Почему? Важен ли русский язык, по-вашему? Давайте прочитаем статью итальянской журналистки РоссЕлы РИджи о русском языке. (распечатки на партах) Русский язык – один из наиболее распространённыx языков в мире. На русском говорят 277 миллионов человек и не только на территории Российской Федерации, но и во многих бывших советских республиках, таких как Украина, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Беларусь. Кроме того, во всех странах постсоветского пространства русский язык используется как «лингва-франка», то есть язык ежедневного общения. По абсолютному числу владеющих им он занимает пятое место в мире. Однако его широкое распространение не является главной причиной для определения русского языка в качестве «глобального языка». Oн применяется в разных сферах международного общения, например выступает в функции «языка науки» – средства общения учёных разных стран. Знание русского языка обязательно для любого космонавта, который отправляется на Международную космическую станцию. Кроме того, русский язык – это язык великой русской литературы, одной из самых популярных и ярких в мире. Русская литература сыграла важную роль в распространении культуры и русского языка. Русский язык характеризуются необычной красотой, богатством словаря, гибкостью грамматики. Он является одним из самых развитых языков мира. Почему журналистка считает русский язык одним из самых значимых в мире? Значимость русского языка отмечали и многие отечественные писатели. Одним из них был Иван Сергеевич Тургенев. Слайд 4: Портрет Тургенева и стихотворение «Русский язык». Он написал стихотворение в прозе «Русский язык». Давайте прочитаем его. РУССКИЙ ЯЗЫК Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882 Какие эпитеты, то есть образные определения, подбирает Тургенев, когда говорит о русском языке? (великий, могучий, правдивый, свободный) Как это характеризует отношение автора к языку? Физминутка: Ребята, я хочу, чртобы сейчас поработало ваше воображение. Закройте глаза. Прослушайте отрывок из Первого концерта Петра Ильича Чайковского для фортепиано с оркестром (55 секунд, начиная с первой). Этот концерт чем-то напоминает мне наш язык. После прослушивания вам нужно подобрать имена прилагательные, которые охарактеризовали бы и музыку, и наш язык. А теперь давайте вернемся к теме урока и поработаем с текстом. Выпишите в столбик из стихотворения Тургенева все имена существительные (1 учащийся работает у доски: называет существительные и записывает их, - остальные работают в тетрадях). Дни, сомнений, раздумий, судьбах, родины, поддержка, опора, язык, отчаяние, (при) виде, дома, народу. Нам необходимо определить склонение данных существительных. Что нужно сделать для этого? (поставить слова в начальную форму, определить их род, посмотреть, на что они оканчиваются) Поставьте тире рядом с каждым из слов и запишите их начальные формы. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа. День, сомнение, раздумье, судьба, родина, поддержка, опора, язык, отчаяние, вид, дом, народ. Теперь возьмите в руки карандаши. Укажем над существительными, к какому роду они принадлежат. День (мужской), сомнение (средний), раздумье (средний), судьба (женский), родина (женский), поддержка (женский), опора (женский), язык (мужской), отчаяние (средний), вид (мужской), дом (мужской), народ (мужской). Взгляните на мнемонические карточки, которые закреплены на доске. Кто может их расшифровать? (см. приложение 1) А теперь давайте определим склонение наших существительных. День -2, сомнение-2, раздумье-2, судьба-1, родина-1, поддержка-1, опора-1, язык-2, отчаяние-2, вид-2, дом-2, народ-2. Существительных какого склонения не оказалось в стихотворении Тургенева? Запишите несколько слов, относящихся к данному склонению. Вспомните правило «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» (Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных только 3 склонения) А сейчас вы поработаете самостоятельно с теми карточками, что лежат у вас на партах. (см. приложение 2) Определите, нужно ли писать Ь на конце данных существительных и впишите его в соответствующую клеточку. Там, где Ь не пишется, поставьте прочерк. Затем закрасьте клетки, в которых есть Ь. Если вы все сделаете правильно, то у вас получится рисунок. | Читают со слайда Отвечают на вопросы учителя Вспоминают пословицы и поговорки о языке и слове Комментируют пословицы Читают по очереди статью Отвечают на вопросы учителя Выразительно читают стихотворение в прозе Отвечают на вопросы учителя, опираясь на текст. Предлагают свои варианты прилагательных Работа у доски или в тетрадях Ответ на вопрос учителя Делают записи в тетрадях Ответ на вопрос учителя | |