СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока в 1 классе по окружающему миру на тему "Кто такие звери?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 1 классе по окружающему миру на тему "Кто такие звери?"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение


«Скуратовская средняя общеобразовательная школа»





Конспект


(Открытый урок по окружающему миру)



Тема «Кто такие звери?»


1 класс



Подготовил: Васина Е.А., учитель

начальных классов

МКОУ

«Скуратовская СОШ»





Ноябрь, 2016 г.

Тема: Кто такие звери? (1 класс)


Тип урока

Изучение нового материала

Педагогическая цель

Познакомить с группой животных «звери»; с особенностями внешнего вида зверей


Задачи урока

научить определять принадлежность животного к своей группе; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строение; раскрыть связь между строением животного и его образом жизни; развивать речь, активный словарный запас внимание, наблюдательность, операции логического мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение, внимание; воспитывать любовь к братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе; формировать самооценку, навыки коллективной работы

Планируемые результаты

Научатся называть основные признаки зверей; приводить примеры зверей; узнавать зверей среди других животных


Оборудование

компьютер, проектор интерактивная доска, открытка-приглашение, карточки с изображениями животных, фишки, конверты с заданиями, презентация; листы на каждого ребенка для разукрашивания диких и домашних животных; смайлики для этапа рефлексия


Продолжительность урока: 35 мин.




Список использованной литературы

Учебник и учебные пособия:

Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.

Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2012.



Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД,

формирующиеся на данном этапе

1

2

3

4

1. Мотивация к учебной

деятельности (организационный момент)


А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В чудный лес мы попадем.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись всем учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НАЧНЕМ.

- Ребята, кто нам всегда помогает на этом уроке?

Подготовка класса к работе (учащиеся организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе).


Приветствуют учителя, гостей.













- Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик.

Личностные УУД:

-Готовность и
способность к саморазвитию и
мотивация к
познанию нового.

- Положительное отношение к школе.

КоммуникативныеУУД:

-Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

-Эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности



– Ребята, от Муравьишки пришло приглашение: (ПОКАЗЫВАЮ ОТКРЫТКУ-ПРИГЛАШЕНИЕ) ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Дорогие первоклассники! Приглашаю вас к себе в гости в лес. Здесь вы увидите много интересного».

- В конце путешествия вас ждут подарки от Муравьишки Вопросика и его друзей.

– Вы согласны совершить такое путешествие? Однако, непременным условием нашего путешествия должно быть хорошее поведение. В лесу нельзя кричать, бегать, чтобы не напугать жителей леса.

– Когда мы путешествуем, то всегда происходит что-то необыкновенное. Вам хорошо известно, что в лесу много животных. Давайте вспомним, какие группы животных мы уже знаем?

– Сейчас мы будем работать группами. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

На отдельном столе разложены не по порядку картинки с животными из разных групп.

1 группа.

– На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, имеющими 6 ног.

2 группа.

– На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, тело которых покрыто чешуйками.

3 группа.

– На классной доске выставляет в ряд картинки с животными, тело которых покрыто перьями.

(Среди животных картинки зверей – собака, овца, корова).

Активно включаются в работу. Дают ответы

Вспоминают и отвечают на поставленные вопросы.






























Обучающие работают в паре, высказывают свои предположения

Каждая группа (1, 2 и 3 ряд) прикрепляю на доске картинки с животными из определенной группы – на своём, отведенном, месте



















Испытывают затруднения при определении места картинок с животными: собака, овца, корова.


Познавательные: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные:

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

- Умение слушать собеседника.

-Способность строить понятные для партнера высказывания.





















Познавательные:

-Структурирование знаний.

-Анализ объектов с целью выделения признаков.

-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Личностные:

-Интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-Целеполагание как постановка учебной задачи.

- прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательные УУД: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

КоммуникативныеУУД:

-Умение слушать собеседника.

-Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

-Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в конфликтной ситуации.

3. Постановка учебной задачи, темы урока


– Каждая группа при выполнении заданий встретила затруднение. Отчего это произошло?

– Давайте вспомним, кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы?

















– К какой группе отнести лишних животных? Кто догадался, какая тема урока будет сегодня?

- Овца, собака, корова не подходят ни к одной группе животных.

- Насекомые – это животные, у которых ног.

- Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуйками, они живут под водой, передвигаются с помощью хвоста и плавников, у них есть жабры, с помощью которых они дышат.

Птица – это животные, тело которых покрыто перьями.



Высказывают свои предположения; называют тему урока

Познавательные: -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания .

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Подведение под понятие.

-Построение логической цепи рассуждений.

-Формулирование проблемы.

Физкультминутка 1

Весело в лесу

Зайцы утром рано встали,

(Потянулись)

Весело в лесу играли.

(Похлопали в ладоши)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания — руки вперёд.)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

(Бег на месте.)

Вот голодная лиса

(Ходьба на месте.)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания —руки вверх.)

Тяжело вздыхает,

(Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает.

(Дети садятся за парты.)


Выполняют движения физкультминутки


4. Построение проекта выхода из затруднения. Освоение нового материала


1. Работа по учебнику

– Чтобы путешествовать дальше мы должны знать кто такие звери и уметь их отличать от других групп животных. В этом нам поможет учебник. С его помощью мы разгадаем особенности зверей. Стр. 38
– Перед нами стоит вопрос: кто на рисунке зверь? (СЛАЙД № 2)
– Какие у вас предложения?
– Давайте исключим тех, кто не зверь. Закройте фишками. (В УЧЕБНИКЕ)
– Какие животные остались? (Мышь и крокодил)
– Как вы думаете, кто из них зверь? (СЛАЙД № 3)





2. Знакомство  со строением тела зверей.

– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, мы познакомимся  со строением тела зверей и установим их главный признак.

– Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей.

- Отгадайте загадки Мудрой Черепахи (на проекторе появляются фото-отгадки).

1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф)(СЛАЙД № 4)

– Послушайте веселое стихотворение  о жирафе. (Стихотворение подготовил КОРМИЛИЦЫН АЛЕКСЕЙ)

Шел по городу жираф,
У него был добрый нрав.
Никого не задевал,
Всем приветливо кивал.
Но порой его приветы
Оставались без ответа.
И тогда серчал жираф,
Несмотря на добрый нрав.

Стимулирует работу обучающихся на каждом этапе урока.

-Молодцы!


– Рассмотрите тело жирафа. (СЛАЙД № 5)
– Из каких частей состоит его тело?

Посередине двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова)

 (СЛАЙД № 6)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается, 
Но с водой не знается. (Кошка) 

(СЛАЙД № 6)

– Найдите у этих животный голову, шею,  туловище, ноги, хвост.




– Что вы заметили?



Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.

– А что ещё является общим для всех этих зверей?
– Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
– Читаем вывод, который сделала Мудрая Черепаха. (СЛАЙД № 7)

Вывод: тело зверей покрыто шерстью

– Вот теперь мы можем ответить на вопрос: Кто же зверь крокодил или  мышь? (Мышь.)

(СЛАЙД № 8)

СЛАЙД № 9

Изучают особенности зверей по учебнику.









Высказывают свои предположения.



Закрывают фишками насекомое и птицу.



Высказывают свои предположения.



Активно включаются в работу









Отгадывают загадки Мудрой Черепахи:







- Жираф!



Кормилицын Алексей рассказывает подготовленное дома стихотворение про жирафа.















- Тело жирафа состоит из следующих частей: голова, шея, туловище, хвост, ноги.

- Корова!







- Кошка!



Находят и показывают у животных голову, шею, туловище, ноги, хвост.

- У всех зверей есть ноги, шея, голова, туловище и хвост.







Называют свои версии ответа.



- Повторяют вывод: тело зверей покрыто шерстью.





- Мышь.

Познавательные:                           -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания

 -Анализ объектов с целью выделения признаков.

-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

 Личностные:   -ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

 -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.

- Стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений.

 Коммуникативные:

-умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.




























Регулятивные УУД:

 -Целеполагание как постановка учебной задачи.

-Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Физкультминутка 2


- Муравьишка Вопросик нам отдохнуть:

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок!

(круговые движения у живота)

Хомка раненько встает:

(потягивание руками вверх)

Ушки моет, щечки трет.

(Имитируем движения)

Вытирает хомка лапки

(Трут ладоши)

И выходит на зарядку:

(Шаги на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поднимаем руки вверх, опускаем в стороны под счет)

Хомка хочет сильным стать!

(Показывают свою силу)

Выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.


5. Первичное закрепление полученных знаний


1) Работа по учебнику.

Стр. 39

– Муравьишка Вопросик пошёл играть в лес. Захотел он познакомиться с дикими зверями, а они спрятались от него. Помогите их найти. (Развитие внимания)

2) Рассказ учеников о зверях.

Загадка. (КРИВОШЕЕВ ДАНИИЛ)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (СЛАЙД № 10)

Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и берёзами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси много времени проводят у водоёмов. Они хорошо плавают.

Загадка. (ЖАРОВ ЕГОР)

Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (СЛАЙД № 11)

Медведи – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь большой любитель мёда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь заботится о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Уж очень велик зверь, зимой трудно ему прокормиться, трудно и двигаться по глубокому снегу.

Загадка. (МИЛКИНА ЕЛЕНА)

– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (СЛАЙД № 12)
Зайцы два раза в год меняют свою шубку. Осенью у него вместо серой шубки вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку невидимку, только кончики ушей чёрные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.

Загадка. (ШИШКОВ МИХАИЛ)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом (СЛАЙД № 13)

Белки зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды; поедают они и насекомых. Летом они запасают на зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Всё это прячут они во мху или в дуплах. Летом белки носят лёгкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка становится серой, густой и тёплой.

– К какой группе мы отнесем этих животных? Почему?

– Мудрая Черепаха шепчет мне на ушко, что есть очень интересные животные, которые являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела.

Крот, летучая мышь, кит

Крот (СЛАЙД № 14)

– Что особенного в его передних лапах? Почему?

ЗАЕЦ ДМИТРИЙ

Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня, и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает особые ходы к воде, лужам и ручьям. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.

Летучая мышь (СЛАЙД № 15)

– Что необычного в строении летучей мыши?

ЩЕРБАЧЁВА КРИСТИНА

Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.

Кит (СЛАЙД № 16)

– Что необычного в строении его тела?

ЮЛДАШЕВА ЕЛИЗАВЕТА

В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. У кита  нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они помогают найти киту пищу. Зрение у китов слабое, но они слышат звуки, которые люди  только с помощью приборов могут услышать.
Китиха очень заботливая мама. Она защищает  малыша, прижав его к себе плавником.








Находят зверей и называют их.





Выступают с подготовленными дома докладами о зверях:

КРИВОШЕЕВ ДАНИИЛ

ЖАРОВ ЕГОР

МИЛКИНА ЕЛЕНА

ШИШКОВ МИХАИЛ

ЗАЕЦ ДМИТРИЙ

ЕВГЕНЬЕВ АМИЛ

ЮЛДАШЕВА ЕЛИЗАВЕТА







































































































- Эти животные – звери. Их тело покрыто шерстью. Они все имеют одни и те же части тела: голова, шея, туловище, хвост, ноги.







Выступают с подготовленными докладами о необычных представителях группы «звери».




Коммуникативные:                     умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

  Познавательные:                        поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей.

 Личностные: 

 -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.

- Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.

-Формирование картины мира.

6. Включение в систему новых знаний. Повторение и самостоятельная работа




1) Работа в тетради

Стр. 28

– Рассмотрите рисунок леса. Здесь спрятались 4 разных зверя, которые живут в нашей стране. Найди их и раскрась.

Взаимопроверка.





2) Работа с картинками.

- Рассмотрите картинки, разделите всех зверей на две группы. Какие это группы. Расскажите о каждой группе зверей. ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Закрашивают зеленым карандашом зверей, которые живут в нашей стране; объясняют свой выбор.

Оценивают выполнение заданий в парах с помощью смайликов.

Делят зверей на две группы: домашние и дикие.

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

-Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

-Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Регулятивные:

-Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

-Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

7. Рефлексия


Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке и побуждает к высказыванию своего мнения:

- Ответили ли мы на все вопросы, поставленные на уроке?

- Вспомните, какие цели мы ставили на уроке.

- Чему научились?

-Что вам было трудно?

-Над чем можно продолжить работу? Для чего мы этому учились?

- Мы ответили на все вопросы, поставленные на уроке.

- Похлопайте в ладоши, кто доволен своей работой?

- И я довольна. А особенно довольна……..

- Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»?

- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных СМАЙЛИКОВ.

- – вам было не интересно на уроке и вы ничего не поняли.

- – вам было интересно и всё понятно.

- Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха дарят вам картинки с изображениями диких и домашних животных для разукрашивания.

СПАСИБО ЗА УРОК!

СЛАЙД № 17

Подводят итоги.

Делают выводы по теме, формулируют конечный результат.



Осуществляют самооценку.












Познавательные:                      поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей.

-Структурирование знаний.

-Анализ объектов с целью выделения признаков.

-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.


-Подведение под понятие.


-Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные:

-Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.


Коммуникативные:    

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

  Личностные УУД: 

 -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.

- Стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений.

-Формирование картины мира.


-Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.