II. Основной | 1. Подведение к теме занятия. - Ребята, сейчас я вам зачитаю одно высказывание, которое вы можете видеть на слайде. (слайд 2) «Безумно тратить деньги – дело не хитрое, а вот расходовать их на то, что вам необходимо и с наибольшей пользой для семьи – наука не простая» - А теперь подумайте, какая тема нашего урока? Обратите внимание на подчёркнутое слово «семьи». (Что есть у каждой семьи? Что можно расходовать? – Бюджет.) 2. Определение темы и задач занятия. - Вы верно отгадали / Давайте немного подправлю ваши предположения. Тема нашего занятия: «Планирование семейного бюджета». (слайд 3) - Давайте подумаем, чем мы будем сегодня заниматься? Посмотрите на опорные слова на слайде и попробуйте сформулировать задачи. (слайд 4) Вспомним… (что такое семейный бюджет) Научимся… (планировать семейный бюджет) - Правильно! (слайд 5) Сегодня мы с вами постараемся понять, как с умом управлять своими деньгами и на что их лучше потратить. 3. Беседа. Введение в тему. - Сейчас я вам напомню, что же такое семейный бюджет. Внимательно послушайте. (слайд 6) - Бюджет семьи – это все расходы и доходы за определённый период времени (месяц, год). Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход. - (слайд 7) Расход – это затраты на питание, одежду, транспорт, оплату услуг, ремонт, содержание каких-либо изделий и др. Бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходам – бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если доходы больше расходов. То бюджет называется избыточным. - Так что же лучше, когда бюджет сбалансированный? Когда расход больше дохода? Или когда доход больше расхода? - Молодцы! 4. Работа по карточкам на соответствие. - Ребята, на столах у вас лежат карточки. Вам необходимо соединить понятие с определением. Приступайте к работе. Понятие | Определение понятия | 1. Бюджет | А) спокойное и счастливое состояние | 2. Деньги | Б) разные виды денежных поступлений | 3. Доход | В) материальные и денежные затраты | 4. Расход | Г)смета доходов и расходов семьи, формы, государства. | 5. Семья | Д) распределение ресурсов для достижения поставленных целей | 6. Благополучие | Е) средство оплаты товаров и услуг | 7. Планирование | Ж) группа людей, связанных браком или кровным родством, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью | - Давайте сверим ваши ответы с доской. Посмотрите на слайд. (слайд 8) - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знакомы с этими терминами. 5. Творческое задание. Этапы планирования семейного бюджета. - Ребята, а теперь предлагаю вам такое задание. Представьте, что вам нужно распланировать семейный бюджет. Какие бы вы выделили 4 этапа планирования? Запишите на листах. (Раздать заранее листы.) (Если детям трудно, подсказать первый этап.) - Сядьте прямо и отложите ручку, кто закончил выполнять. Кто готов рассказать? (Спросить нескольких учеников.) - Молодцы! А теперь давайте проверим с доской, какие этапы планирования получились у меня. (слайд 9) - Вот как правильно планировать семейный бюджет, надеюсь, вы это запомните и будете применять в своей жизни. 6. Практическое задание. Работа по карточкам. - Ребята, сейчас я вам раздам карточки с заданием, ознакомьтесь с ними. Выполняйте задание в парах, обсуждая всё с соседом. Представьте, что вам предстоит жить в однокомнатной квартире, в которой ничего нет. У вас имеется 30.000 руб. Расположите предметы в данном списке по степени важности для вас, начиная с самого нужного. Это все должно обойтись в сумме в 30.000 руб. Будет учитываться практичность, экономность, креативность. Не забудьте ниже написать общую сумму расходов. Перечень товаров № | Наименование товаров | | Стоимость | 1. | Пылесос | | 2500 руб. | 2. | Кресло – кровать | | 2800 руб. | 3. | Будильник | | 300 руб. | 4. | Магнитофон | | 3500 руб. | 5. | Сковорода | | 150 руб. | 6. | Ковер | | 2780 руб. | 7. | Сервиз чайный | | 520 руб. | 8. | Веник | | 50 руб. | 9. | Телевизор | | 6000 руб. | 10 | Набор ложек, вилок, ножей | | 430 руб. | 11. | Набор кастрюль | | 1100 руб. | 12. | Журнальный столик | | 1750 руб. | 13. | Чашка с блюдцем | | 30 руб. | 14. | Хрустальные бокалы | | 470 руб. | 15. | Ваза для цветов | | 180 руб. | 16. | Компьютер | | 25000 руб. | 17. | Шкаф | | 5000 руб. | 18. | DVD-плеер | | 1700 руб. | 19. | Диван | | 5100 руб. | 20. | Чайник электрический | | 1200 руб. | 21. | Утюг | | 1200 руб. | 22. | Люстра | | 800 руб. | 24. | Стол обеденный | | 1.150 руб. | 25. | Чайник метал. | | 280 руб. | 26. | Зеркало овальное | | 350 руб. | 27. | Стол кухонный с табуретками | | 2400 руб. | 28. | Холодильник | | 10000 руб. | 29. | Тарелка | | 20 руб. | 30. | Гладильная доска | | 500 руб. | 31. | Стул | | 650 руб. | 32. | Стиральная машина | | 9600 руб. | 33. | Ведро со шваброй | | 150 руб. | 34. | Комод | | 1800 руб. | 35. | Кухонный гарнитур | | 14000 руб. | 36. | Стулья 4 шт. | | 1500 руб. | - Кто выполнил задание, поднимите руку. Кто желает рассказать о своих продуманных расходах? И объясните, почему именно эти предметы вы выбрали. - Молодцы! Все отлично справились с этой работой. 7. Проверочный тест. - А теперь я предлагаю вам выполнить небольшой тест, Чтоб проверить, насколько хорошо вы освоили эту тему. 1. Какой период времени считается самым удобным для составления бюджета: а) 1 месяц + б) 1 год в) 1 неделя 2. Как называется общая сумма, заработанная всеми членами семьи за месяц: а) финансы семьи б) доход семьи + в) заработок семьи 3. Кто получает пенсию: а) матери по уходу за ребенком б) пожилые люди + в) нетрудоспособные граждане 4. Какие траты семьи не являются первостепенными: а) продукты питания б) коммунальные платежи в) поездка в экзотическую страну + 5. План доходов и расходов семьи — это пример: а) семейных потребностей б) семейных накоплений в) семейного бюджета + 6. Лучшим считается бюджет, в котором: а) доходы равны расходам б) доходы меньше расходов в) доходы больше расходов + 7. Деньги, которые тратятся из бюджета это: а) расходы + б) доходы в) прибыль 8. Доходом семьи НЕ является: а) зарплата б) плата за квартиру + в) стипендия - Ребята, кто выполнил тест, отложите ручку и сядьте прямо. Давайте сверим ваши ответы с доской. (слайд 10) - Молодцы! У кого всё правильно, поставьте ниже «+». Это значит, что вы хорошо усвоили данную тему. | | Учащиеся анализируют высказывание. Дети высказывают свои варианты. Учащиеся определяют тему занятия. Учащиеся с помощью вспомогательных слов ставят задачи. Учащиеся слушают учителя. Учащиеся слушают. Учащиеся внимательно слушают. Учащиеся слушают и запоминают. Учащиеся высказывают варианты. Правильный ответ: лучше, когда доход больше расхода. Учащиеся выполняют задание по карточкам. Дети сверяют свои ответы. Учащиеся выполняют задание. Учащиеся высказываются о записанных этапах. Учащиеся сверяются с доской и знакомятся с этапами планирования. Учащиеся запоминают новую информацию. Учащиеся выполняют задания по карточкам. Учащиеся делятся своими записанными результатами и обсуждают их с учителем. Учащиеся приступают к выполнению теста. Учащиеся сверяются с ответами. Учащиеся оценивают свою работу. |