СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего возраста на тему: «Моя семья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи для детей среднего возраста на тему: «Моя семья».»

Конспект занятия

по развитию речи для детей среднего возраста на тему: «Моя семья».


Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей. Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием семья, маленькая и большая семья;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

-способствовать систематизации представлений воспитанников о семье;

- закреплять умения называть членов своей семьи и понимать их роль в семье.

Развивающие:

- развивать речь путём расширения и активизации словаря по теме «семья»;

- содействовать развитию монологической и диалогической речи, долговременной памяти, произвольного зрительного восприятия;

- развивать связную речь, внимание, познавательный интерес, умение развернуто отвечать на вопросы;

- развивать чувство гордости за свою семью.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;

- воспитывать желание заботиться о близких, формировать понятие: «моя семья».

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: воспитатель и дети средней группы.

Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая.

Оборудование и материалы: музыкальная колонка, мяч, магниты, шкатулка, заготовки-рисунки о семье, кукла Маша, картинки с изображением семьи.

Предшествующая работа по подготовке к занятию: оформлена группа, был изготовлен демонстративный материал, изучена литература по теме семья.

Предварительная работа:

  • Заучивание фамилии, имени, отчества;

  • Рассматривание семейных альбомов (фотографий);

  • Чтение и рассматривание иллюстраций в книжках о семье;

  • Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; «Моя семья»;

  • Рисунки детей «Моя мама (бабушка, сестра и т.д.)», «Моя семья».

Методы и приемы: наглядные: рассматривание картинок, рисунков; словесные: беседа, объяснение, чтение стихотворения, загадок; практические: дидактические игры, игровое упражнение.

Индивидуальная работа: Югай Дмитрий и Екатерина, Лагунова Дарья, Пугачёв Степан, Могилёв Максим, Калуга Оливия (рассказ о своей семье).

1.Вводная часть – 3 минуты.

а) привлечение внимания детей к воспитателю;

б) словесная дидактическая игра «Назови своё имя»;

в) сюрпризный момент (появление персонажа, отгадывание загадки).

2.Основная часть – 15 минут

а) беседа о семье;

б) рассматривание картинки с изображением семьи;

в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Скажи ласково»;

г) отгадывание загадок о семье;

д) рассказы о семье;

3.Зключительная часть – 2 минуты

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия;

Ход занятия:

Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми (под музыку). Воспитатель обращает внимание детей на присутствие гостей:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. А с гостями принято здороваться. Предлагаю вам поздороваться с гостями, так, как вы умеете это красиво делать…

дети берутся за руки и одновременно кланяются, при этом говорят: «Здравствуйте!».

Воспитатель: А, теперь я с вами поздороваюсь (воспитатель берет мяч в руки).
- Вы, ребята, котята? (Нет)
Вы, ребята, козлята? (Нет)
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А, кто вы? У вас, есть имя? (Да)
- Ну-ка, ну-ка, не зевайте, имена мне называйте! (Бросает мяч)

Дети: называют свое имя…

Воспитатель: Все молодцы! Садитесь на стульчики теперь.

Воспитатель: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит… Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник)
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук.
(Воспитатель стучит в дверь дома, из него появляется кукла Маша).
Воспитатель: Ой, а кто здесь, ребята. Это Маша, кукла Маша. Здравствуй, Маша. Какой красивый у тебя дом! Ты одна живешь в этом доме или с кем-то?
Маша: Здравствуйте. Я живу в этом доме со своей семьей.

А, послушайте мой стих.

Есть у меня мама, есть у меня папа,

Есть у меня дедушка, есть у меня бабушка,

Есть у меня братишка, а у них есть я,

Это вся моя СЕМЬЯ!

Воспитатель: Ребята, а скажите, с кем живет кукла Маша? (Воспитатель просит отвечать детей «Маша живет с…»).

Воспитатель: Ребята,как одним словом назвать всех этих людей?

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно, а что такое семья?

Дети: Это люди, которые дружно живут…

Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. Ребята, посмотрите на картинку, вот она дружная семья.

Семьи бывают большие и маленькие. Маленькая семья - это папа, мама и ребенок. А если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это -  большая семья (показ соответствующих картинок).

Воспитатель: Маша приготовила вам загадку и хочет, чтобы вы ее отгадали

Кто нежнее всех на свете и готовит нам обед,

И кого так любят дети, и кого прекрасней нет.

Кто это, ребята?

Дети: мама.

Воспитатель: А, вы любите свою мамочку? А покажите, как вы ее любите? (Сильно) Сейчас мы будем говорить ласковые, добрые слова для мамочки. Я сундучок приоткрою немного и все слова сюда спрячутся, мы их соберем, чтобы они никуда отсюда не делись.

- Скажите, когда мама вас обнимает, целует, мама какая? (Добрая, ласковая, милая)

- А когда мама модно одевается, какая она? (Модная, красивая)

- А когда мамочка смеется, какая она? (Веселая)

- А как вы мамочку любите, для вас она, какая? (Дорогая, золотая, любимая)

-А мама много делает дел по хозяйству, какая она? (хозяйственная, трудолюбивая)

Сколько хороших слов вы сказали про мамочку, какие вы молодцы, закроем сундук, чтобы слова не вылетели никуда.

Воспитатель: Ребята, мама по дому делает много домашних дел, и чтобы она не уставала, нужно ей помогать. Давайте встанем.

Физкультминутка.

Маме дружно помогаем, пыль повсюду вытираем,

А теперь белье стираем, полоскаем, отжимаем,

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, настежь двери открываем,

Маму крепко обнимаем.

Воспитатель: Какие же вы молодцы, ребята! Садитесь.

Есть у Маши для вас еще одна загадка.

Может он в футбол играть,

Может книжку вам читать,

Может рыбу он ловить,

Может кран на кухне починить.

Кто это? (папа). Вот он (картинка), какой добрый и хороший папа.

Ребята, у папы, как и мамы много по дому дел, давайте сейчас я буду показывать картинки, а вы будете говорить и показывать, что умеет делать папа.

  1. Пила – что умеет папа? (пилить, дети показывают движение и говорят «Вжик-вжик»).

  2. Дрова с топором – как умеет папа дрова рубить? (показываем)

  3. Молоток – что папа делает? (забивает гвозди и говорят «Тук-тук-тук)

  4. Насос – что папа делает? (качает колесо – «вшик-вшик-вшик» и показываем)

  5. Руль – что папа делает? ( верно, водит машину).

Воспитатель: Про маму мы сказали хорошие слова, теперь нужно сказать и про папочку. (Воспитатель открывает сундучок). Какой у нас папа? (Сильный, добрый, хороший, умный, смелый, мужественный, трудолюбивый).

Воспитатель: Семья - это мама, папа и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед,

В семье еще братья и сестры бывают,

Все меня любят и обожают.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, давайте проведем нашу любимую пальчиковую гимнастику:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: Ты, знаешь, Маша, у каждого из наших ребят тоже есть семья. Правда, ребята? Давайте поиграем в игру, которая называется«Скажи ласково».

Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат – братишка.

Воспитатель: Молодцы, ребята!!!

Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.

Физкультминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой.

Мы во двор выходим

Дружною семьёй (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой

И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).

Воспитатель: Молодцы, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.

- А нас с вами можно назвать семьей?

Дети: Да!

Воспитатель: А, почему?

Дети: Потому что мы весь день находимся вместе, играем, ходим на прогулку, помогаем друг другу.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на нашу выставку рисунков о семье. Посмотрите, вы узнали свои семьи? А, кто хочет рассказать нам о своей семье. (Югай Дмитрий и Екатерина, Лагунова Дарья, Пугачёв Степан, Могилёв Максим, Калуга Оливия).

План рассказа:

  1. Фамилия семьи.

  2. Назовите членов семьи (перечислить).

  3. Как зовут каждого где работают, учатся.

  4. Свое отношение к семье ( моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей…)

Воспитатель: Спасибо, ребята, какие вы молодцы, я вижу, что вы много можете рассказать о своей семье.

Воспитатель: Ну что, заглянем-ка в наш волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. А вы посмотрите, все ваши добрые слова о маме и папе превратились в любящие сердечки. Я вам их отдаю, чтобы вы пришли домой и подарили своим родителям, скажите им, как вы их сильно любите.

Ребята, Маша сказала, что ей пора уходить домой, но ей так понравилось у нас, она хочет вам что-то сказать.

Маша: Ребята, а вы знаете, что в каждой семье есть свои традиции. Вот в моей семье мы вечером собираемся, и мама читает нам сказки с братиком. Прежде, чем уйти, я хочу подарить вам эти книги – русские сказки, чтобы вам мама тоже читала их, может это станет вашей традицией. А когда мы будем встречаться, то будем рассказывать друг другу, что прочитали.

Воспитатель: Какие замечательные подарки, спасибо тебе большое Маша. До свидания! Приходи к нам еще в гости.

Итог занятия:

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)

- Что такое семья? Какие бывают семьи?

- Как нужно вести себя со своими родными?

В завершение хочу вам прочитать стихотворение о семье:

Семья – это важно,

Семья – это сложно.

Но счастливо жить

Одному невозможно.

Всегда будьте вместе,

Любовь берегите,

Обиды и ссоры

Подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

А в преддверии праздника Дня Матери ребята хотят исполнить песню о том, как они любят свою мамочку «Милая мамочка».

Прежде чем попрощаться с гостями, мы хотим вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.

Спасибо за внимание!