СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира по теме " Пресные водоёмы" ( 3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит конспект урока, презентацию и видео по теме урока. Разработан для учебника Плешакова ( УМК Школа России)

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА»

ТЕМА: Озеро, болото,пруд.

Цель урока:

Формировать понятия о пресных водоемах: пруде, болоте озере, об их отличительных признаках. Дать представление об их разнообразии.

Задачи урока:

Познакомиться с интересными фактами об озерах, прудах, болотах России.

Развивать у учащихся УУД, необходимые для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоение навыка наблюдения, как основы исследовательской деятельности.

Развивать умение добывать информацию в соответствующей литературе.

Формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в группе.

Развивать экологическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к пресным водоёмам, желание сохранять их чистоту и красоту.


Планируемые результаты:

1.предметные

- познакомить детей с видами пресных водоёмов; научить работать с географической картой;

2.метапредметные

- развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;

3. личностные

-воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе, желание сохранять их чистоту и красоту.


Оборудование урока:

Учебник по окружающему миру для 2-го класса. Автор: О.Т. Поглазова, рабочая тетрадь

Мультимедийный проектор , компьютер

Литературный ряд: загадки,стихи по теме.

Карточки с тестами.

Карта России.

Пакеты с исследовательскими заданиями для работы групп.

Капельки воды из бумаги.

Презентация по теме урока, учебный фильм « Что такое болото»,

Мультфильм « Я водяной, я водяной»


Этапы урока:


  1. Оргмомент

Приветствую детей, предлагаю поприветствовать и друг друга.

- Тихо садитесь. И начинаем работать.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем открывать его тайны.

2. Актуализация знаний.

– Для того, чтобы вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку:

На свете нет её сильней,

На свете нет её вольней
В руках её не удержать
И на коне не обогнать. (Река)

– Правильно. На прошлом уроке мы с вами говорили о реках.

3. Проверка домашнего задания :

А) работа по карточкам(части реки)

Б)работа у доски(игра «Составь пару»)

В)Блиц турнир: (за правильный ответ смайлик)

-     Река, на которой стоит столица нашей Родины. (Москва)

– Естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении – русле.(река)

-Какими бывают реки? (горные и равнинные)

– Как называется начало реки? (исток)

– Как называется место впадения реки в море, озеро или другую реку? (устье)

– А как называются реки поменьше, которые вливаются в другую реку? (притоки)

– Чем же важны реки для человека? (Реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, дают нам электроэнергию, служат местами отдыха)

-Главная река нашей области?(Ока)

- О какой река говорят «матушка»? (Волга)

-Какая река протекает в Кромах? (Недна)

– А каков вкус речной воды? (пресный)

Г)стихотворение о реке( по желанию)

Д) работа со схемой строения реки


4.Введение в тему урока


Посмотрите вот сюда.        Есть беззубка, прудовик,

Тихо плещется вода,          Водомерка вот бежит.

Ряска, лилии, рогоз,           Всюду бурно жизнь кипит.

И кубышка, и тростник.      Это пресный ….(водоём).


Ребята, посмотрите на смайлики. Вы узнаете нашу гостью? Сегодня на уроке нас приветствует Капелька.

Капелька приготовила для вас пословицу о себе. Как вы ее понимаете?

Капля воды дороже алмаза.

Сегодня мы продолжим говорить о воде и ее значении для всего живого. Вместе с тучками капелька принесла для вас загадки. Если вы их отгадаете, то отгадки откроются и помогут нам сформулировать тему сегодняшнего урока. Вам стало интересно? Тогда отгадывайте!

Загадки от капельки:

То быстра я и игрива,
То теку неторопливо.
Мелкою бываю в русле,
Или же глубокою.
Я вверху бываю узкой,
а внизу – широкою. (Река)

Около двора вырыто корыто.
Полно воды налито.
Прилетает птица той воды напиться. (Пруд)

Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)

Молодые березки
Свои перед ним 
Поправляют прически.
И месяц, и звезды
В нем отражаются.
Как это зеркало называется? (Озеро)

5. Формулировка темы и целей урока.

Вы видите, у капельки появился вопрос?


Какой из этих водоемов мы уже очень хорошо изучили? (Река)

А кто догадался о каких водоемах будем говорить сегодня?

Скажите, ребята, что объединяет все водоемы, которые принесла к нам на урок капелька? (Они пресные)

Значит, о каких водоемах мы сегодня будем говорить? (О пресных)

Какой из этих водоемов можно назвать лишним и почему? (Пруд, потому что он искусственный, а остальные – естественные).

5. Подготовка к исследовательской деятельности.


            – Сегодня мы с вами продолжим разговор о пресных водоемах. Капелька предлагает вам сегодня на уроке самим стать исследователями и исследовать интересующие вас вопросы.

Для этого мы разделимся на группы: исследователи и эксперты.

Задача исследователей : Рассказать ,что за водоем и как образовался.

Рассказать о взаимосвязи человека и водоема.

Задача эксперта: Обобщить и сделать вывод.

А я выступлю в каждой группе в роли координатора

Для изучения темы откроем учебники на стр.44-45 вы познакомитесь с материалами учебника и дополните их найденными вами интересными фактами.

- прочитайте статью

- выпишите данные на карточку

Я прошу координаторов групп получить задания и план работы и приступить к подготовке проектов. На подготовку вам отводится 5 минут.

А наши гости в это время послушают приятную музыку и помечтают о том водоеме, на котором бы им хотелось оказаться.






6. Защита проектов.( работа со слайдами)


Река

Озеро

Пруд

Болото

Река-это естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении- русле.

Озеро-это естественный водоем, заполненное водой углубление на поверхности суши.

Пруд- небольшой искусственный водоем.

Болото-переувлажненные участки суши.

Естественный водоем

Естественный водоем

Искусственный водоем

Естественный водоем

Ловим рыбу, купаемся, любуемся красотой

Ловим рыбу, купаемся, любуемся красотой

Разводим рыбу

Место отдыха

Противопожарная безопасность


Полезное ископаемое---торф, лекарственные растения



6. Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

7. Рассказ учителя о болотах

Ребята, у нас с вами на уроке еще один гость

( просмотр мультфильма)

- А чем опасны болота?

В старину болота ассоциировались у людей с местом, где живет всякая нечисть, сейчас ученые доказали необходимость болот для природы

( просмотр учебного фильма, слайдов)

8. Работа в тетради со стихотворением(стр.25)


Без воды на планете немыслимо что-то живое,
И вода вездесуща – и в недрах и под землей.
И планету Земля, во вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.

Мы не ценим ее, мы как дети с игрушкой играем.
С этим главным сокровищем, таинством жизни, водой.
Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем.
Ну, а если когда-то игра обернется бедой?
Очень хочется верить, что люди
Данный источник жизни на этой Земле сохранят.
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

Ребята, капелька хочет проверить ваши знания( на перевернутой стороне смайликов)

9. Тест «Да или нет»

Естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +

Искусственные водоемы- это пруд, водохранилище, канал. +

Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +

Озера образуются в углублениях на поверхности суши. +

Приток – это углубление, по которому течёт река. –

Болота служат питанием для рек. +

Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

Байкал- это самое большое озеро в мире.-

Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

8. Собираем копилку интересных фактов.( В качестве ученых выступают дети с сообщениями)

9. Домашнее задание : стр 44-46, читать р/т №40-42

10. Рефлексия.

 – Итак, с какими пресными водоёмами мы с вами сегодня познакомились?

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…

– я научился…

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–понял, что

–мне захотелось

11. Оценки.

12. Урок окончен.



Просмотр содержимого презентации
«741595»

Капля воды дороже алмаза.

Капля воды дороже алмаза.

То быстра я и игрива,  То теку неторопливо.  Мелкою бываю в русле,  Или же глубокою.  Я вверху бываю узкой,  а внизу – широкою .  Молодые березки  Свои перед ним  Поправляют прически.  И месяц, и звезды  В нем отражаются.  Как это зеркало называется ? Около двора вырыто корыто.  Полно воды налито. Прилетает птица той воды напиться.  Все обходят это место Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи… Нет опоры для ноги . РЕКА ОЗЕРО БОЛОТО ПРУД

То быстра я и игрива, То теку неторопливо. Мелкою бываю в русле, Или же глубокою. Я вверху бываю узкой, а внизу – широкою .

Молодые березки

Свои перед ним

Поправляют прически.

И месяц, и звезды

В нем отражаются.

Как это зеркало называется ?

Около двора вырыто корыто. Полно воды налито.

Прилетает птица той воды напиться.

Все обходят это место

Здесь земля, как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги .

РЕКА

ОЗЕРО

БОЛОТО

ПРУД

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ РЕКА ОЗЕРО ПРУД БОЛОТО

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

РЕКА

ОЗЕРО

ПРУД

БОЛОТО

Тема урока: Озёра, пруды и болота.

Тема урока:

Озёра, пруды и болота.

Каспийское море.

Каспийское море.

Ладожское озеро.

Ладожское озеро.

Онежское озеро.

Онежское озеро.

Озеро Байкал. Вид из космоса.

Озеро Байкал. Вид из космоса.

Озеро Байкал.

Озеро Байкал.

Озеро Байкал зимой.

Озеро Байкал зимой.

Байкальские нерпы.

Байкальские нерпы.

Байкальский омуль.

Байкальский омуль.

Городские пруды

Городские пруды

Сельский пруд .

Сельский пруд .

Болото.

Болото.

Лесные духи

Лесные духи

Мох сфагнум   С греческого «сфагнос» - губка

Мох сфагнум С греческого «сфагнос» - губка

* лечебное, противомикробное средство  *образует полезное ископаемое - торф  *используется в строительстве

* лечебное, противомикробное средство *образует полезное ископаемое - торф *используется в строительстве

Росянка

Росянка

Царица болот – лягушка.

Царица болот – лягушка.

Насекомые Комар

Насекомые

Комар

Какие предметы  понадобятся?

Какие предметы понадобятся?

СБЕРЕЖЁМ СВОЮ ПЛАНЕТУ! ВСЕМУ ЖИВОМУ НА ПЛАНЕТЕ НУЖНА ЧИСТАЯ ВОДА!

СБЕРЕЖЁМ СВОЮ ПЛАНЕТУ!

ВСЕМУ ЖИВОМУ

НА ПЛАНЕТЕ НУЖНА ЧИСТАЯ ВОДА!

Урок закончился, друзья! Прощаться нам, увы, пора! Давайте будем К тому стремиться, Чтоб нас любили И зверь, и птица И доверяли Повсюду нам, Как самым верным Своим друзьям!

Урок закончился, друзья!

Прощаться нам, увы, пора!

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!