Тема урока: С.А. Есенин. «С добрым утром!»
Учитель Хохлова Лидия Владимировна.
Тип урока: комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с новым лирическим произведением С.А. Есенина, закрепить навык выполнения анализа лирического стихотворения, с привлечением мультимедийных средств.
Задачи:
познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина;
активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения;
раскрыть авторское отношение к природе;
способствовать развитию воображения, связной монологической речи;
формировать художественный литературный вкус;
развивать навыки формулирования выводов, умения анализировать;
развивать навык работы в паре, выполнения самопроверки и взаимооценки при выполнении учебного задания;
способствовать развитию познавательного интереса
Оборудование: репродукции картин художников с изображением березы, портрет С.А. Есенина, карточки для работы в паре, музыкальное сопровождение Э. Григ «Утро», мультимедийное сопровождение
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас у себя на уроке.
2. Проверка домашнего задания.
– Послушайте загадку, попробуйте догадаться о каком дереве идет речь? (Ксюша И.)
Загадка.
Будто свежий шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А кода пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха)
СЛАЙД № 2
– Совершенно верно, в загадке говорится о черемухе, и дома вы разучивали о ней стихотворение русского поэта С.Есенина. Давайте послушаем и оценим это стихотворение в исполнении наших ребят. Поможет нам в этом алгоритм оценивания.
СЛАЙД № 3
3. Подготовка к восприятию.
– На следующем уроке мы продолжим прослушивание стихотворения, а сейчас давайте сядем удобнее и обратимся к замечательной видео – композиции на музыку норвежского композитора Э.Грига.
СЛАЙД № 4
– Какие чувства вас охватили после просмотра презентации?
– О каком времени суток рассказала нам музыка и видео сопровождение? Рассмотрите репродукции картин художников, расположенных на доске. Где, мы оказались? (Ответы детей)
– Совершенно верно, в утреннем лесу. Лес – это ещё одно из совершеннейших творений природы.
СЛАЙД № 5
– Послушайте и отгадайте ещё одну загадку, о каком дереве идёт речь? (Юля)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
СЛАЙД № 6
– Совершенно верно, именно берёза является одной из героинь ещё одного стихотворения С.А. Есенина, название которого вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита.
СЛАЙД № 7
– Так как же называется стихотворение? (С добрым утром!)
– Давайте попробуем предположить, чем мы будем заниматься на уроке?
познакомимся с текстом лирического произведения;
узнаем значение непонятных слов;
будем определять в поэтическом тексте олицетворения, эпитеты, сравнения;
выразительно читать лирический текст;
выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
СЛАЙД № 8
4. Работа по теме урока.
а) Подготовка к восприятию.
– Послушайте, как изобразил картину утра С. А.Есенин. Подумайте, какой он увидел природу? Какие чувства его охватили? Читает Расул Давлетов.
СЛАЙД № 9
б) Анализ стихотворения.
– Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями.
– Какую картину вы представили, слушая стихотворение? Что изобразил поэт?
– Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова.
в) Лексическая работа (работа со словарём)
Затон — вдавшийся в берег речной залив; заводь. (Слайд 10)
Брезжить — слабо светиться, светать. (Слайд 11)
Заводь — небольшой залив в реке с замедленным движением (Слайд 12)
Румянить — покрываться розово-красным цветом. (Слайд 13)
Небосклон — часть неба над горизонтом. (Слайд 14)
Плетень — изгородь из плетённых прутьев и ветвей (Слайд 15)
Перламутр — твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. Слово немецкое: Perle-жемчужина, Mutter-мать. Мать жемчужины. Перламутровый цвет — серебристо-розовый (Слайд 16)
ФИЗМИНУТКА «Выросли деревья в поле» (Слайд 17)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
– Вместе со стихотворением «С добрым утром» мы мысленно перемещаемся в уголок, где вместе с природой просыпается все живое. Читая строки поэта, будто видишь, как улыбается береза, открывает глаза после сна крапива, все вытягивается под лучами солнца.
– Какая из представленных репродукций может проиллюстрировать С. Есенина? (Елена Самарская «Березовая роща»)
– Что помогает автору создать такие замечательные образы?
– Как называются такие средства художественной выразительности? (Эпитеты – образное определение предмета).
– Какие средства художественной выразительности вы знаете? (Слайд 18)
г). Давайте в парах выполним разбор стихотворения (Возьмем карандаши):
расставим паузы
обозначим все известные нам средства художественной выразительности.
Разберём первое четверостишие.
«Задремали звёзды золотые…»
-- Звёзды могут задремать? Как называется этот литературный приём—олицетворение.
Разберём второе четверостишие.
Каждая строка—олицетворение или развёрнутая метафора. Метафора—переносное значение слова.
– В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью.
Третье четверостишие.
– Есенинская поэзия образная, здесь даже крапива обрядилась ярким перламутром и шепчет «С добрым утром!»
д) . Давайте проверим, как вы выполнили разбор: (Слайды 19, 20 )
С.А. Есенин
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
– Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет ни строчки.
Какие художественные средства использовал С. Есенин: (слайд 21)
эпитеты
олицетворения
метафоры
Давайте проверим ваши работы…
е). Поставьте себе оценку за выполненную работу
ж). Кто хочет прочитать это стихотворение выразительно, используя полученные знания? (2-3 человека)
5. Рефлексия. Итог урока. (Слайд 22)
– Давайте вспомним, что мы планировали и что сделали на уроке…
– А теперь посмотрите на следующий слайд и продолжите одно из предложений …
6. Домашнее задание: Вот такое замечательное стихотворение мы сегодня узнали, его нужно выучить наизусть, по желанию нарисовать иллюстрацию, подтвердить её словами из текста (с. 144.) (Слайд 23)
СПАСИБО ЗА УРОК!