СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Словесный конструктор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности "Словесный конструктор"

Цель занятия:

закреплять умение находить в слове приставку, суффикс, корень окончание, подбирать однокоренные слова;

развивать мышление, умение образовывать новые слова; развивать словарный запас; учить правильно формулировать мысль.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Словесный конструктор"»



Тема: «Словесный конструктор».

Цель занятия:

  • закреплять умение находить в слове приставку, суффикс, корень окончание, подбирать однокоренные слова;

  • развивать умение образовывать новые слова;

  • развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление;

  • Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.


Универсальные учебные действия:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в морфемном и словообразовательном анализе слова, в работе со словообразовательными моделями;

  • осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие , уметь договариваться, распределять роли в игрой деятельности;

Личностные результаты

  • знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

  • практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

  • деятельностный подход развивает познавательный интерес, формирует мотивацию для углублённого изучения .

Метапредметные результаты

  • система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

  • поиск информации о происхождении слов, работа со словарями,

Предметные результаты

  • овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам

  • Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);

  • аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

  • лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России

Оборудование: толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, корзинка, картинки.

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, сегодня я предлагаю вам вырастить свой необычный цветок.

-Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?

Своё настроение я прошу вас выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе.

  • красный цвет – настроение отличное,

  • жёлтый – хорошее,

  • синий – грустное


II. Учебно-познавательная деятельность








,



+С+





-Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

Конструктор, -а, мн. –ы, -ов, м.

а) Специалист, который создаёт конструкцию какого-н. сооружения, механизма. Конструктор самолёта.

Б) Детская игра – набор деталей для конструирования.


-Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

-Из каких деталей мы будем конструировать слова?

-Чтобы что-то конструировать необходимо знать для чего та или иная деталь. – В этом поможет нам наш грамматический человечек.

-Я буду вам задавать вопросы, а вы будете строить лицо своего человечка.

-Каждая цифра соответствует номеру вопроса.

-Сколько вопросов я вам задам?

-Ребята, внимание первый вопрос.

-Какая часть слова не изменяется? Дайте определение.(1)

-Какая часть слова стоит перед корнем? Для чего она служит в слове?(2)

- Какая часть слова помогает образовывать новые слова, но стоит после корня?(3)

-Часть слова, которая помогает изменить форму слова?(


III. Практическая работа

А) 1)Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( р ассказчик)
2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( в ыносливый)
3.)Корень в слове целый, первый суффик с- в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (целинник)
4.) Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка . ( п оручение)
5.) Корень возьмите у слова полагать,
приставку - у слова приложение,
суффикс - у слова восклицательный,
окончание - у слова числительное (прилагательное)


6) В слове такая же приставка, как в слове полёт,

корень такой же, как в слове дружба,

суффикс такой же, как в слове артистка . ( п одружка)


Б)Новые слова из двух слов

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ

НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ

ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА - А +  НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ


IV. Самостоятельная работа

Учащиеся сами придумывают новые слова разными способами


V. Рефлексия.

  • Продолжите предложение: Сегодняшний занятие открыл мне….

  • Закончите предложение: Слово служит для называния …, …, ….

  • Словесный конструктор – это…