Тема: «Словесный конструктор».
Цель занятия:
закреплять умение находить в слове приставку, суффикс, корень окончание, подбирать однокоренные слова;
развивать умение образовывать новые слова;
развивать словарный запас, обогащать речь, учить правильно формулировать мысль, развивать критическое мышление;
Отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Универсальные учебные действия:
соблюдать нормы русского литературного языка в морфемном и словообразовательном анализе слова, в работе со словообразовательными моделями;
осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие , уметь договариваться, распределять роли в игрой деятельности;
Личностные результаты
знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.
деятельностный подход развивает познавательный интерес, формирует мотивацию для углублённого изучения .
Метапредметные результаты
система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.
поиск информации о происхождении слов, работа со словарями,
Предметные результаты
овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя);
аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России
Оборудование: толковый словарь, листы бумаги, фломастеры, корзинка, картинки.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний.
-Ребята, сегодня я предлагаю вам вырастить свой необычный цветок.
-Покажите, с каким настроением вы начинаете урок?
Своё настроение я прошу вас выразить, раскрасив лепесток №1 у цветка, который лежит перед вами на столе.
II. Учебно-познавательная деятельность

, | +С+ |  |  |
-Как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?
Конструктор, -а, мн. –ы, -ов, м.
а) Специалист, который создаёт конструкцию какого-н. сооружения, механизма. Конструктор самолёта.
Б) Детская игра – набор деталей для конструирования.
-Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?
-Из каких деталей мы будем конструировать слова?
-Чтобы что-то конструировать необходимо знать для чего та или иная деталь. – В этом поможет нам наш грамматический человечек.
-Я буду вам задавать вопросы, а вы будете строить лицо своего человечка.
-Каждая цифра соответствует номеру вопроса.
-Сколько вопросов я вам задам?
-Ребята, внимание первый вопрос.
-Какая часть слова не изменяется? Дайте определение.(1)
-Какая часть слова стоит перед корнем? Для чего она служит в слове?(2)
- Какая часть слова помогает образовывать новые слова, но стоит после корня?(3)
-Часть слова, которая помогает изменить форму слова?(
III. Практическая работа
А) 1)Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка,
суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход . ( р ассказчик)
2.) Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание - в слове терпеливый . ( в ыносливый)
3.)Корень в слове целый, первый суффик с- в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (целинник)
4.) Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка . ( п оручение)
5.) Корень возьмите у слова полагать,
приставку - у слова приложение,
суффикс - у слова восклицательный,
окончание - у слова числительное (прилагательное)
6) В слове такая же приставка, как в слове полёт,
корень такой же, как в слове дружба,
суффикс такой же, как в слове артистка . ( п одружка)
Б)Новые слова из двух слов
БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ
ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА - А + НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ
IV. Самостоятельная работа
Учащиеся сами придумывают новые слова разными способами
V. Рефлексия.
Продолжите предложение: Сегодняшний занятие открыл мне….
Закончите предложение: Слово служит для называния …, …, ….
Словесный конструктор – это…