

Консультация по теме:
«Самостоятельная
музыкальная деятельность
детей»
(для воспитателей)
Выполнила:
Ермачкова Л.В.
Консультация по теме:
«Самостоятельная музыкальная деятельность детей»
для воспитателей
"Самостоятельная художественная деятельность "объединяет действия детей, связанные с разными видами искусства рисованием, пением, чтением стихов и т. д. каждое из которых имеет своё самостоятельное развитие.
В самостоятельной музыкальной деятельности ребята по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр» «спектакль». Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке-сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить.
Источником вдохновения детского музицирования являются музыкальные занятия. Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей являются праздники, развлечения.
Среди игр основное место занимают:"музыкальные занятия" и"концерты". Играя в "музыкальное занятие", ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры дети копируют занятия, поведение и интонации взрослых. Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение мелодий на музыкальном инструменте, отгадывание песни по её мелодии, ритмическому рисунку, хоровод и т. д.).
В "концерте" дети организуют чередование различных "номеров", исполняемых группой детей-"артистов" для своих товарищей-"зрителей", с непременным участием"ведущего".Одним из вариантов игры можно назвать "Оркестр", выбирается дирижёр и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например: В игре "Дом"девочки, укачивая кукол, поют колыбельную песню, другие пение сопровождают игрой на музыкальных инструментах(колокольчике , цимбале). Мальчики, уходя на работу поют песню "Машина"или "Автобус", муз. Попатенко, сопровождая пение игрой на музыкальное инструменте, изображая движение машины. (Какой инструмент поможет нам спеть песню "Машина"). В самостоятельную деятельность дети часто включают
Музыкально - дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука: "Музыкальное лото", "Догадайся, кто поёт", "Назови песню по картинке" "Два барабана", "Тише-громче в бубен бей ". Например: в игре "Два барабана» один ребёнок отстукивает на барабане ритмический рисунок, другой точно его воспроизводит, или один исполняет несложную мелодию на металлофоне, другой выкладывает ноты-кружки на фланелеграфе, изображая направление мелодии и её ритм.
В самостоятельной деятельности детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует проигрыватель, и все вместе слушают вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.
Формы организации этой деятельности могут быть самые разнообразные, это может быть детская художественная самодеятельность, или взаимообучающие упражнения, или сюжетная игра и т. д.
За общую постановку этой деятельности отвечает воспитатель, т. к. повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.
Музыкальный руководитель принимает участие в развитии этой деятельности, осуществляет контроль. Планируя приёмы руководства музицированием, воспитатель должен намечать следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной самостоятельной деятельности (пособия, инструменты и даже самодельные игрушки), в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети. Всё это очень важно.
К планированию нужно подходить творчески, не ограничиваться формулировкой "учить детей", "продолжать учить ", "совершенствовать навыки "(как мы это обычно делаем), а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить:"поощрять детей", "содействовать ", "стимулировать "понаблюдать", "возбуждать интерес", "поправить ошибку", "спеть самой", "координировать взаимоотношения детей".
Лучше даже сейчас присматриваться к детям: кто и чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли в группе дети, которые совсем не интересуются музицированием. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребёнок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. (В группе есть такие дети). Другие же дети, наоборот, тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей.
Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно для всех воздавать оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.
I МЛАДАЯ ГРУППА
Детские музыкальные инструменты:
Погремушки,
Бубен,
Колокольчики.
Игрушки с фиксированной мелодией:
Органчики
Музыкальные шкатулки.
Заводные игрушки:
Мишка пляшет
Кукла говорит
Музыкальные дидактические игры:
1."Тихо-громко"-на развитие звуковысотного восприятия.
2."Ноги-ножки"-на развитие чувства ритма. "Лисичка в гостях у ребят" - на развитие динамического восприятия,
"Что делает мишка?" - на развитие чувства ритма.
"Кукла шагает и бегает" - на развитие ритмического восприятия.
"На чем играю?"- на развитие тембрового восприятия, "Найди игрушку" - на развитие звуковысотного восприятия памяти.
II МЛАДШАЯ ГРУППА
Детские музыкальные инструменты:
Бубен
Погремушки
Колокольчики
Барабан
Металлофон.
"Игрушки-самоделки:
Пианино с немой клавиатурой
Гармошка
Игрушки с фиксированной мелодией:
Органчики,
Шарманка.
Заводные игрушки:
Заяц, играющий на барабане.
Музыкальные дидактические игры:
"Тихие и громкие звоночки".
"Трубы и барабан "(на развитие динамического восприятия).
"Кто по лесу идет ".
"Мышка и мишка" (3,4- на развитие ритмического восприятия)
"Где мои детки ".
"Курица и цыплята".
"Чей домик".
Птица и птенчики" (5,6,7,8-на развитие звуковысотного восприятия).
"Угадай музыкальную игрушку".
"Угадай на чём играю"(9,10 на развитие тембрового восприятия памяти
"Чудесный мешочек".(на развитие музыкальной памяти).
"Подумай и отгадай".
Пособия:
Песенка из 3-х ступенек.
Домик.
Ширма.
Волшебный волчок.
Проигрыватель с пластинками.
Атрибуты, костюмы:
Платочки
Косыночки.
Шапочки-ушки.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Детские музыкальные инструменты:
Барабан.
Бубен.
Металлофон.
Ксилофон.
Музыкальные молоточки.
Игрушки-самоделки :
Пианино.
Гармошка.
Балалайка.
Музыкальные дидактические игры:
"Ну-ка, отгадай " (на развитие звуковысотного и ритмического восприятия).
Музыкальные молоточки" (на развитие ритмического восприятия).
"Узнай по голосу, "Узнай инструмент "(на развитие тембрового восприятия).
"Тише-громче в бубен бей" (на развитие динамического восприятия).
Что должна делать кукла? {на развитие чувства ритма).
"Узнай песню по картинке" и спой.
"Буратино" (на развитие музыкальной памяти).
"Прогулка" (на развитие ритмического восприятия).
"К нам гости пришли" (на развитие ритмического восприятия).
"Что делают дети"(на определение характера музыки).
"Зайцы" (на развитие ритмического восприятия).
"Колпачки" (на развитие тембрового восприятия).
Пособия:
Лесенка из пяти ступеней.
Ширма.
Волшебный волчок.
Музыкальный телефон.
Проигрыватель с пластинками
Звуковая книжка.
Звуковая картинка.
Альбом с картинками на темы знакомых песен.
Атрибуты, костюмы:
Косынки
Шапочка-ушки.
Фартучки.
СТАРШАЯ ГРУППА
Детские музыкальные инструменты:
Металлофон.
Ксилофон.
Барабан с разной высотой звучания.
Бубен.
Треугольник.
Музыкальные молоточки.
Ложки.
Кастаньеты.
Бубенцы.
Музыкальные дидактические игры:
"Лесенка".
"Качели"
"Спойте, куклы"(1.2,3,на развитие звукового восприятия).
"Кулачки" и ладошки
"Учитесь танцевать"
"Догадайся, кто идет"(4,5,6на развитие ритмического восприятия)
"Громко-тихо" запоем(на развитие звуковысотности слуха.)
"Угадай колокольчик".
"Три поросенка".
"Определи по ритму".
"Солнышко и тучка".
"Определи инструмент".
"На чём играю".
"Сколько нас поёт".
Пособия:
Лесенка(5-7 ступеней)
Портреты композиторов.
Ширма.
Проигрыватель с пластинками.
Звуковая книжка.
Звуковая картинка.
Волшебный волчок.
Музыкальный телефон.
Музыкальный будильник.
Фланелефон.
Песня-танец-марш.
Атрибуты и костюмы :
Пилотки.
Буденовки.
Бескозырки.
Косыночки.
Кокошники.
Сюжетные игры :
"Концерт по заявкам"
"Музыкальный магазин"
"Театр".
"Музыкальные занятия".
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Детские музыкальные инструменты:
Барабан с разной высотой звучания. 2 .Металлофон.
Бубен.
Треугольник.
Маракасы.
Музыкальные молоточки.
Кастаньеты.
Бубенцы.
Ксилофон.
Трещетка.
Дидактические игры:
"Эхо"
"Бубенчики" (1,2 на развитие звуковысотного восприятия)
"Узнай инструмент"
"Наш оркестр" (на развитие тембрового восприятияЗ,4)
"Охотники и зайцы".
"Ребята и слонята"(5,6 на развитие динамического восприятия).
"Придумай свой вальс, танец, марш" (на развитие ритмического восприятия).
"Учений кузнечик".
"Сколько слышишь звуков".
"Слушаем музыку".
"Наши песни" (8,9,19, II на развитие ладового восприятия).
Сюжетные игры:
Театр
Оркестр.
Музыкальные занятия.
Музыкальный магазин.
Игра в радио и телепередачи.
Угадай мелодию.
Ищем таланты.
Пособия:
Лесенка (5-8 ступеней).
Портреты композиторов.
Ширма.
Проигрыватель с пластинками.
Звуковая книжка.
Звуковая картинка.
"Песня-танец-марш".
Фланелефоны.
Фланелеграф.
Альбом с картинками на темы любимых песен и рисунками музыкальной деятельности.
Атрибуты. Костюмы:
Пилотки.
Буденовки.
Бескозырки.
Кокошник.
Косыночки.