СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»»


Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад № 157» города Магнитогорска












Консультация для педагогов


«Фольклор как средство развития речи

у детей дошкольного возраста»










О.И. Штрошерер,

воспитатель












Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.

Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Устное – из уст в уста.

Народное – автор – народ.

Творчество – создано в результате труда.

Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Рассмотрим некоторые из них.


1. Сказки

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

1.«Соедини несоединимое».

-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).

-Печка, яблоня, гуси. («Гуси - лебеди»).

Молодцы!

2. «Угадай-ка».

- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. «Определи сказку».

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

4.«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая), Братец - ….(Иванушка),

Сестрица - ….(Аленушка), Кощей - ....(Бессмертный),

Иван - ….(Царевич), Елена -….(Прекрасная).

5. «Отгадай настроение сказочных героев»

Вам предлагаются схематические изображения эмоций:

(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)

На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.

Участники по очереди берут карточку.

Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.

6.«Найди пару»

Яйцо – курица, лягушка – стрела, медведь – короб….(по картинкам)

7.«Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.

(волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-

самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)


2. Потешки

Потешки – это стихотворное произведение, которое сочинил народ. Оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.

Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует развитию речи, произвольной памяти.

Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Этапы работы над потешкой:

  1. - Послушайте, пожалуйста, потешку:

«Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на дудочке играет,

А ворона-сторожена – она припевает,

А сорока-белобока сладку кашу варит,

А лисица-молодица пошла в поле жать».

  1. Объяснение незнакомых слов: «колода» - короткое толстое бревно;

«боты» - так в старину называли ботинки;

«ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит;

«молодица» - молодая;

«жать» - срезать под корень хлебные злаки (колоски)

  1. - О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице)

  1. - А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока сладку кашу варит, лисица-молодица пошла в поле жать.)

  1. - Давайте с вами выучим эту потешку.

(Повторное чтение)

6. Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:

- шёпотом,

- вполголоса с хлопками,

- в полный голос с приплясыванием,

- расскажите потешку наизусть.


Потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.

При умывании:

- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!

- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!


При изучении частей тела:

- Ротик мой умеет кушать,

- Нос дышать, а ушки слушать,

- Глазоньки моргать-моргать,

- Ручки – всё хватать-хватать.


При ознакомлении с окружающим миром и его явлениями:

- Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!

- Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

- Ком на ком поставили, глазки подведём,

- Нос-морковку вставим, шапочку найдем.

- Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!


При причёсывании девочек:

- Расти, коса до пояса.

- Не вырони ни волоса.

- Расти, косонька до пят,

- Все волосоньки в ряд.

- Расти коса не путайся,

- Маму, дочка, слушайся

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.


3.Загадка

Загадка – это одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Игра «Подбери отгадку»

- Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь)


Цветное коромысло

Над рекой повисло (радуга)


Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)


4. Пословицы и поговорки

Для отработки звуковой стороны речи детей используются задания с пословицами и поговорками. При слушании и обсуждении содержания пословиц и поговорок, совершенствуется активная речь и развивается мышление детей.

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.


1.Приведите примеры пословиц и поговорок, где встречается число 7.

1). Семеро одного не ждут.

2). Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3). У семи нянек дитя без глазу.

4). Один с сошкой, а семеро - с ложкой. И др.

2. Объясните мне смысл этой пословицы.

Русский народ сложил много пословиц о дружбе. Вот одна из них.

- Новых друзей наживаю, а старых не забываю.

А теперь произнесите эту пословицу хором громко, а теперь тихо, грустно, радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)

3. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).

3. Поработал до поту – ..... (поел в охоту).

4. Хочется есть – .....(да не хочется лезть).

5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).

4. Инсценировка пословиц.

Задание: показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например:

Слышали звон, да не узнали, где он.

Задрал нос, что кочергой не достанешь.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

5. Скороговорки

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:

медленно, быстрее, быстро.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Конкурс скороговорок.

Например, попробуем выучить скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.

Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

Следующий шаг - учимся делать всё то же, но в беззвучном режиме.

Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом.

Очень важно, чтобы именно шёпотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм скороговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – скороговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяют словарный запас детей, активизируют их познавательное и умственное развитие, развивают звукопроизношение. Детям интересны обороты и выражения народной речи.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.






















Список литературы


1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М: Академия, 2000.

2. Занятия по развитию речи в детском саду. - Под ред. О,С. Ушаковой, - М.: Совершенство, 2001г.

3. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии . - Дошкольное воспuтание. – 2004 - № 9.

4. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – Спб.: Детство-пресс, 1998 г.

5. Электронные ресурсы: «maam.ru› Детский сад…-vospitanie-v-uslovijah.