СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: «Современные формы работы с родителями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Современные формы работы с родителями»»

Консультация для педагогов:

«Современные формы работы с родителями»

Как добиться эффективного взаимодействия с родителями? Как в своей работе постепенно подойти к единству целей и требований с семьями воспитанников? Эти вопросы остро стоят перед каждым воспитателем, ведь нельзя добиться полноценного развития ребенка, действуя однобоко, исключительно в рамках детского сада.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Таким образом, взаимодействие воспитателя и родителей – обязательное условие осуществления процессов воспитания и образования в дошкольном возрасте.

Задачи работы с родителями:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на первом этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье.
-Анкетирование -(помогает определить социальный статус родителей, уровень образования, степень заинтересованности в делах группы, запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей и тд.)

- Беседы;
- Составления социального паспорта семей;

Когда информация о родителях собрана и проанализирована, вы уже имеете начальное представление о запросах, интересах, ожиданиях родителей, их трудностях, недостатке информации по каким-то вопросам, можно сформировать список тем, по которым вы будете работать с родителями в ближайшее время.

Далее работу с родителями можно вести в разных формах. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них:

Коллективные формы:

Родительские собрания. Традиционное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), кото­рое фиксируется в протоколе.

Лектории. Обогащение педагогических, медицинских, психологических знаний родителей через распространение этих сведений на лекциях по определенным проблемам.

Конференции, семинар. Активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкрет­ных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ре­бенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителя­ми, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Устные журналы. Предполагают выступления педагогов и дру­гих специалистов детского сада с тематическими (психолого-педаго­гическими, медицинскими, правовыми, экономическими и др.) сооб­щениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим ребенка к шко­ле», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками до­школьного учреждения сообщений, практических рекомендаций и мате­риалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в вос­питании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

Индивидуальные формы:

Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с це­лью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отве­чают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с роди­телями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Про­водятся воспитателями практически ежедневно.

Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: вос­питателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспи­тания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

Наглядно-информационные формы:

Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распо­рядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательно­го процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обо­гащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

Выставки. Предполагают представление результатов индивиду­альной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педаго­гов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото­выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жиз­ни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Напри­мер: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, ле­пим», «Музыкальные занятия».

Досуговые формы:

Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с деть­ми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как ак­тивные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в про­цессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, от­дохнуть, познакомиться поближе.

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, вос­питательские, совместные выступления: чтение стихотворений, испол­нение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, роди­телями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотно­шений, эмоциональной разгрузки.

Познавательные формы

Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес'» и. др. Представляют собой такую органи­зацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи впле­тается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.

Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений на различные темы развития, воспитания, обучения детей по радиосети дошкольного учреждения в те периоды времени, когда родители находятся в детском саду (приводят и забирают детей).

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психо­логическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации».

Родительские школы. Предполагают организованное коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых для пе­редачи психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с по­мощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. На­пример: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

Информационно-ознакомительные формы

Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного по­сещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: заняти­ями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.



Интерактивные формы

В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семейные клубы , или клубы по интересам. Представляют собой объединение родите­лей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб масте­ров», «Садоводы-цветоводы» и т.д..

Дискуссия -является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется, в том числе формулированием проблемы и вопросов. Различают следующие формы дискуссии:

• круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

• симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

• дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.

Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения, освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.

Интерактивная игра — «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п -это проигрывание родителями различных проблемных педагогиче­ских ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при­обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш бе­рет чужое», «Детская истерика в общественном месте» и т.д.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

  В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.



Старший воспитатель Ярославцева А.В.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

  2. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. [Текст]/ Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70

  3. Борисова, Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия[Текст] / Борисова Н. П., Занкевич С. Ю. // Дет. сад. управление. – 2007. - № 2. – С. 5-6

  4. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст] / С. В. Глебова, Воронеж, «Учитель», 2008. – 111с.

  5. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.

  6. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. [Текст] / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.

  7. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.

  8. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьёй [Текст] / Л.Е.Осипова. – Изд. центр «Скрипторий», 2011 . – 72с.

  9. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

  10. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. [Текст] / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – С. 82 – 97.