СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников дошкольного логопедического пункта

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Почему ребенок не произносит звуки правильно?

Особенности формирования звукопроизношения в дошкольном возрасте; нарушения звукопроизношения,

их причины и пути коррекции»

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей воспитанников дошкольного логопедического пункта»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 37 ГОРОДА КУЗНЕЦКА








КОНСУЛЬТАЦИЯ


для родителей воспитанников дошкольного логопедического пункта

                                                                              

«Почему ребенок не произносит звуки правильно?

Особенности формирования звукопроизношения в дошкольном возрасте; нарушения звукопроизношения,

их причины и пути коррекции»



Учитель-логопед:

                                                                                 Пиунова И.В.







  • Правильным звукопроизношением ребенок овладевает постепенно на протяжении дошкольного возраста.

  • Свистящими (с, сь, з, зь, ц) и шипящими (ш, ж, ч, щ) звуками ребенок овладевает к 4 годам, к 5-ти годам звуком л, самыми поздними и наиболее трудными для произношения дошкольника являются звуки р и рь, которые появляются к 5-7 годам.

  • Отсутствие звуков, замена одних звуков другими, их искаженное употребление к 5-7 годам свидетельствует о том, что самостоятельно овладеть правильным произношением звуков ребенок не смог и ему требуется логопедическая помощь.

  • «Один в поле не воин», поэтому вряд ли логопед решит все речевые проблемы ребенка без активного участия воспитателей, родителей и других членов семьи.



Важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект.

С чем же связаны нарушения произношения звука?

Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет является возрастным и считается нормальным явлением.

После 4-5 лет, если ребенок самостоятельно не освоил нормативное произношение звуков, необходима логопедическая помощь.

Нарушение произношения звуков в этом возрасте может быть вызвано недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата и/или нарушением фонематического восприятия.

Проверить подвижность органов артикуляции можно следующим образом. Предложить ребенку выполнить задания:

  • постараться дотянуться языком до носа, подбородка; до левого, а затем до правого уха;

  • пощелкать языком;

  • сделать язык широким, распластанным, а затем узким;

  • поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;

  • вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку;

  • выполнять различные движения языком при широко открытом рте и неподвижной нижней челюсти.

Проверить состояние фонематического слуха помогут игры и упражнения:

  • «УСЛЫШЬ МЯГКИЙ И ТВЕРДЫЙ ЗВУКИ»: ребенку предлагается повторить слоговой ряд из 2- 3 слогов с мягким и твердым звуком, который он хорошо произносит (ма-мя, бы-бы-би, до-де-до, ву-вю-вю).

  • «УСЛЫШЬ ЗВОНКИЙ И ГЛУХОЙ ЗВУКИ» (па – ба, то-до, вы-вы-фы, гу-ку-гу, жи-ши, са-за, ви-фи).

  • «НАЗОВИ ПРЕДМЕТЫ, В НАЗВАНИИ КОТОРЫХ ЕСТЬ ЗВУК М».

  • «ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО». Проверятся, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: том-дом-ком, мишка-миска, коза – коса, день-тень–пень, Маша-Даша-Каша, бак-мак-так-лак-рак, жук-сук-лук-тук и т.п.

Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

  • Приучайте ребенка к ответственности, готовьте к роли школьника: заведите тетрадь для домашних логопедических заданий и своевременно выполняйте их.

  • Ежедневных тренировок потребуют артикуляционные упражнения для языка, губ; задания на развитие фонематического (звукового) слуха.

  • Ребенку важно не только научиться верно произносить сам звук, но и различать на слух, запоминать и правильно повторять слоги с глухими и звонкими, с твердыми и мягкими согласными звуками.

  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично.

  • Для развития речи очень важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с малышом то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.

  • Помните о том, что слушая вашу речь, ребенок впитывает информацию об окружающем мире, перенимает интонации и стиль общения.

  • Часто встречающийся факт логопедической практики: все звуки поставлены, но в речи ребенок ими не пользуется, потому что в дошкольном возрасте самоконтроль у ребенка снижен. Этому нужно учиться!

  • Обращайте внимание ребенка на произнесенные им слова, содержание в словах тех или иных звуков, позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), верное или неверное произношение.

  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.



Организовать игры с ребенком можно даже на кухне.

«Домашняя игротека»

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне.

Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебирать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

Не разбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост : два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды ( ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или портрет вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т.д.

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина ( как яичную скорлупу).

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин ( в названии блюд должен быть звук С : салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет « селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук Ч – чашки, чайник, а затем со звуком Л – ложки, вилки, салатник и т.д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук Р. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?


Буквы из всего.

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.


Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под « киндер- сюрпризов», горошин, пуговиц.


Во дворе:

- рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

- придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая,

любит « охать»), пусть малыш рисует отгадки на песке;

- выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.


В лесу:

- ищите « буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится О;

- узнавайте «буквы» в ягодах и грибах ( « Подосиновик похож на Т, а эта черничка – на О»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои « семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.