Значение хорового пения для развития ребенка
Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека, оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
«Эффективность воспитательной роли хоровой музыки, а также направленность и характер её социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость хорового искусства и его места в системе духовно-культурных ценностей» (Н.И.Скрябина).
Изучение воспитательных аспектов хоровой культуры имеет свою историю, и в этой области накоплен определённый опыт. Однако меняющиеся условия сегодняшнего функционирования детского хорового исполнительства и, как следствие, происходящие изменения в художественно-творческом сознании детей, требует дополнительного рассмотрения этой проблемы. В настоящее время, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что несмотря на отдельные положительные результаты в певческой хоровой работе с детьми в нашей стране, мы наблюдаем в течении последних десятилетий снижение традиций совместного детского пения, серьёзного отношения к музыке вообще. В обществе сегодня наблюдается явная недооценка значения хорового вида искусства в музыкальном образовании в системе общего образования и эстетического воспитания молодого поколения. Мало изучена также важнейшая проблема - влияние искусства, как и вокально-хорового искусства на общее развитие личности ребёнка, развитие его интеллектуальных и творческих способностей.
К сожалению, до сего времени не разработана пока ещё такая универсальная методика, которая бы в руках музыканта-хормейстера гарантировала бы высокую эффективность вокального и музыкально-слухового воспитания детей - основы развития их художественно-творческих способностей в целом.
Следует особо подчеркнуть, что роль слуха в художественно-творческом процессе в развитии музыкальных способностей ребёнка чрезвычайно велика. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Развитый музыкальный слух даёт возможность ребёнку воспринимать и создавать музыку, переживать её, творчески как бы самому создавать при исполнении.
«Познание эмоционально-смыслового содержания музыкального произведения происходит в процессе певческой деятельности через интимное общение с каждым звуком, каждым интервалом, с каждой интонацией. Опираясь на мысль Б.Асафьева о «вокальности», «весомости» каждого интервала, мы можем рассматривать певческий процесс как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации.
Хор - не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор - это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных со-творений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со слушателем - высшая цель хорового музыцирования.
Опыт показывает, что чем больше ярких личностей в хоровом коллективе, чем шире палитра индивидуального восприятия и сложнее многоуровневая система напряжённого переживания музыкального образа - тем интереснее, теплее, ярче звучит хор, тем заразительнее процесс музыцирования». Таким образом именно формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.
Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена только всесторонним изучением своеобразия личности каждого ребёнка: его темперамента, характера, круга интересов, уровня интеллектуального развития, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и характера художественных потребностей, специфики способов общения, условий быта ребёнка, его семьи и т.д.
Хоровой коллектив предоставляет ребенку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это хорошо, руководитель хора является референтным для подростка взрослым).
Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива.
Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации ребенка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности.
Доминирующее значение для формирования личности ребёнка в процессе хоровых занятий приобретает несущий в себе качественную ценность репертуар, при выборе которого следует учитывать возрастные особенности участников хора. Диалог с ребёнком обеспечивается прежде всего содержанием и качеством репертуара. Яркость музыкального образа, высокий художественный уровень музыкальных произведений рождают глубокие эмоциональные и эстетические переживания.
Каждый участник хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать её в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер, способствует развитию рефлексии.
Хоровой коллектив становится для ребенка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.
Природные задатки ребёнка - это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих - художественных, музыкальных, графических, литературных и других.
При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству. Сутью же любого творчества является поиск. Поэтому творческий процесс - это поисковая активность. Она - мотор творчества. Поисковая активность чрезвычайно полезна для человека и должна поощряться с раннего детства. Она необходима для формирования личности ребёнка, повышения его стрессоустойчивости, адаптивного развития нервной системы.
Поисковая активность предполагает интерес к предмету, в частности к хоровому, а интерес - это связующая нить между обучением, умственным развитием и воспитанием. Интерес повышает работоспособность, активизирует и развивает память.
«Формирование и поощрение поисковой активности является огромным резервом развития ребёнка, способом решения проблем успешной учёбы, дальнейшей полноценной и наполненной жизни»(В.С.Ротенберг).
Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у педагога, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания. Хор - идеальное место для развития детей.
В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения - друг с другом и с руководством, - особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор - прекрасное место для выработки всех этих навыков.
Если ребёнок поёт в хоре, то есть надежда на то, что он вырастет умным, интеллектуально и духовно развитым человеком.
Древние греки говорили: «Хочешь быть умным - бегай, здоровым - бегай, красивым - бегай!» Всё это в полной мере можно отнести и к пению: «Хочешь быть умным - пой, здоровым - пой, красивым - пой!»
Работа в хоре - это постоянная интеллектуальная и физическая тренировка. Занимаясь пением, ребёнок погружается в купель комплексного и многоступенчатого преобразования своей внешности и внутреннего мира. Многие осознают всё, что с ними происходило в детстве, только став взрослыми. И начинают ценить, хотя и с опозданием.
Коллективный, кропотливый труд над хоровыми произведениями не тяготит юного артиста, напротив, притягивает тем сильнее, чем в большей степени он испытывает дефицит духовности и добра в окружающей его среде.
Коллективное творчество является благоприятной почвой для развития способностей ребёнка, тренировки воли, самоконтроля, для взращивания его как личности. При пении возникает спрос на интеллектуальные, душевные и энергетические резервы организма. Так постепенно полнится копилка духовного и нравственного багажа юного певца, копилка идеалов добра, милосердия, справедливости.
Главное, стержневое качество личности - её направленность. И пение в хоре формирует позитивную направленность человека. Лира пробуждает добрые чувства, зовёт к добрым поступкам. Она смягчает факторы негативного воздействия окружающей среды, снижает агрессивность ребенка, не ослабляя его. Он силён духом, добротой, чувством собственного достоинства, уверенностью в себе.
Работа в художественном коллективе, где ставятся интересные и трудные, но выполняемые задачи, несомненно, способствует воспитанию трудолюбия. Воспитанное трудолюбие - это и противостояние идеологии потребительства, ничегонеделанию, праздности как идеалу существования.
Направленность, интерес, поисковая активность и стремление к достижению отдалённых, не сиюминутных, результатов формируют и тренируют волю, доведению начатого до конца.
Именно хор - самый массовый, демократичный, доступный и материально малозатратный из всех художественных жанров. В итоге идёт успешная социализация личности на уровне художественного коллектива, которая способна со временем помочь социализации и оздоровлению нашего общества.