СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по родному (русскому) языку 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по родному (русскому) языку для 9 класса представлена в форме тестовых заданий типовых экзаменационных вариантов и включает в себя анализ выразительных средств, вопросы по орфографии и пунктуации. Учитель может использовать данную работу и для организации контроля результатов освоения школьниками отдельных тем и подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по родному (русскому) языку 9 класс»

Контрольная работа по родному (русскому) языку 9 класс


1. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Обезьяна мячиком скакнула на подоконник. (Н. Аргунова)

2) Над самой прорубью навис белый, искрящийся, никем не тронутый снежный колпак. (В. Савин)

3) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. (Н. Автократов)

4) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. (Н. Автократов)

5) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин)


2. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Круглый шатёр из оленьих шкур натянут на шесты. (В. Болдырев)

2) Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. (Н. Автократов)

3) Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. (В. Савин)

4) Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (А. Алексин)

5) Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головёшек. (Н. Автократов)


3. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры.

(Н. Автократов)

2) Снег лежал на одежде льдинками, цепкими, как колючки. (Е. Габова)

3) У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. (Н. Автократов)

4) Тусклое, едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. (И. Гребенюк)

5) Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. (В. Савин)


4. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. (В. Болдырев)

2) Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. (А. Куликов)

3) Собаки, спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. (В. Болдырев)

4) Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была чёрной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. (С. Мартьянов)

5) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

(Я. Арсенов)


5. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. (С. Мартьянов)

2) Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. (С. Мартьянов)

3) Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. (С. Мартьянов)

4) Где-то за деревней голосила поздняя гармонь. (В. Шукшин)

5) Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. (Н. Автократов)

6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

  1. Приморский - написание приставки определяется её значением «приближение».

  2. Стеречь - на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква ь.

  3. Плечом - в окончании имени существительного под ударением после шипящего пишется буква "о".

  4. Честный - непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом "честь".

  5. Думаешь - ь знак обозначает мягкость предшествующего согласного.



7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

  1. Темно - красный - сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

  2. Списать - на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква "с".

  3. Пол-апельсина - пишется через дефис, потому что после -пол стоит гласный звук.

  4. Цыпленок - в корне слова написание буквы "ы" после Ц не определяется правилом (является исключением).

  5. Думающий - правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от спряжения.

8. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Вода хл..(1)стала из в..(2)досточных труб без п..(3)р..(4)рыва по нескольку суток. Шум этой воды был для Батума настолько пр..(5)вычным, что его уже п..(6)р..(7)стали зам..(8)чать.


9. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Когда разг..(1)вор к..(2)сался симп..(3)тичных ей п.(4)ступков, чёрные гл(5)за заг(6)рались рад(7)стным блеском и щёки оз(8)рялись ещё сильнее пылающим румянцем.


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сегодня (1) в Наклонной башне города Невьянска Свердловской области находится филиал историко-архитектурного музея (2) а раньше в ней располагались заводской архив (3) лаборатория и рабочий кабинет (4) промышленника-предпринимателя Акинфия Демидова. Он построил в этих местах (5) каменный дом для своей семьи (6) а рядом с деревянной Преображенской церковью (7) воздвиг башню-колокольню (8) с девятью мини-этажами.