СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по развитию речи на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе изложены приемы работы учителя технологии по руточнению и расширению словарного запаса обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по развитию речи на уроках технологии.»

Коррекционная работа по развитию речи на уроках технологии.

И.И. Захарова, учитель технологии КОУ ВО «школа-интернат №7»

Помните теорию Дарвина о происхождении человека? Обезьяна тогда стала человеком, когда у нее появилась речь. Еще в древние времена Аристотель произнес фразу: «Из всех живых существ только человек наделен речью». Вот такую огромную роль играет речь в жизни человека. Речь-это показатель интеллектуального уровня собеседника, по речи можно делать выводы о его воспитанности, уровне образования и даже о социальном статусе. Вы, наверное, помните определение речи еще со школьной скамьи. «Речь-это средство человеческого общения». Человека с правильной речью и слушать приятно, и самому хочется вступить в разговор.

Мы имеем дело с детьми с особыми образовательными потребностями, и эти особые образовательные потребности и определяют их речь. Речь умственно отсталых детей ущербна по всем показателям. Скудный словарный запас. Словарный запас наших детей не сравним со словарным запасом обычного школьника. Слова, которые употребляют наши дети, это, в основном, общеупотребительные, много разговорной лексики, нередко встречаются и ненормативные слова. Есть такое понятие, как активный и пассивный словарь. У наших детей, процесс перехода слов из пассивного в активный замедлен, а порой слова так и остаются невостребованными. Конструкция предложений очень примитивна, нередко грамматически неправильная. Связная речь дается с очень большим трудом. Она состоит или из нескольких простых предложений, или эти предложения логически между собой не связаны. Что касается письменной связной речи, то многие ученые считают, что она детям с нарушением интеллекта недоступна. Кроме того ,очень многие дети имеют дефекты произношения. Определенную роль играет и социальная среда, в которой вращаются дети. Отсюда-сниженная лексика, а нередко и нецензурные выражения. Для нашей школы формирование у учащихся навыков связной речи-одна из важнейших задач. На уроках швейного дела постоянно идет процесс работы над речью учащихся. Работа над развитием у учащихся навыков связной речи-это работа всех учителей. Каковы же основные направления деятельности? 1. Расширение словарного запаса слов. Перевод слов из пассивного словаря в активный. На любом уроке дети встречаются с новыми для них словами. Эти слова обязательно должны быть написаны на доске, в них должно быть поставлено ударение, прочитаны вслух. И самое главное-в процессе урока их надо заставлять использовать. И на следующих уроках к этому слову надо обращаться. Тогда только, возможно, ребенок его будет употреблять в своей речи. Этот процесс очень сложный. Надо чтобы весь педагогический коллектив работал над правильным построением предложения. Прежде всего , надо требовать от детей полных ответов на вопросы. Учить, правильно строить предложения. Не пропускать мимо ушей нелепые фразы. Насколько ни было бы сложным, надо работать над формированием связного высказывания. Пусть это будет несколько предложений, но они должны быть правильно построенными, а само высказывание логически правильным. Вы знаете, насколько велика роль подражания в обучении умственно отсталого школьника. Речь педагогов должна быть образцом для подражания. Дети никогда не научатся говорить, если не будет создана речевая ситуация. Несомненно,включение умственно отсталых школьников в речевую деятельность-работа очень сложная, т.к. для них характерна речевая пассивность, отсюда и попытки педагогов подменить речь школьников собственной речью. И вот здесь неоценимую роль играет беседа. Но и она должна быть проведена методически грамотно. Речевой материал должен быть спланирован заранее. Употребление незнакомых слов приводит к непониманию.

2. Необходимо чередовать трудные и легкие вопросы. Кроме, вопросов и заданий, ориентированных на простое воспроизведение, в беседу должны быть включены задания творческого характера: сравни, объясни, почему, докажи. Вопросы надо так ставить, чтобы дети на них отвечали полным ответом.

3. Важно, чтобы попытки речевой активности детей не перебивались высказываниями учителя типа «неверно, кто скажет правильно». Эти реплики снижают и без того слабую мотивацию учащихся

. Детям необходимо создавать речевую ситуацию. Все мы можем красиво говорить, и нередко на уроке показываем это умение, но ведь ценность урока не в речи учителя, а в том, насколько умело он вовлек в этот процесс детей.

Трудовое обучение имеет четкую практическую направленность. Но научить ребенка говорить-это также важно, как и овладеть профессиональными навыками.

На уроках швейного дела я веду целенаправленную работу по развитию речи учащихся. Стараюсь добиваться создания единой согласованной системы «речь – действие – речь». Даже сильные ученики часто затрудняются рассказать о выполняемой работе. Четко представляя последовательность технологических операций при выполнении того или иного изделия, не могут грамотно сформулировать свои мысли.

Основное условие развития речи – обучение. С него начинается урок. «Чем мы занимались на прошлом уроке?», «Какое изделие шили?», «На какой операции остановились?» Эти и другие вопросы включают девочек в разговорный процесс. Опрос – это тот момент урока, когда мы наиболее объемно можем вовлечь детей в разговор. Часто бывает, что дети, слабые в практической деятельности, хорошо разбираются в теории. Вопросы, которые я предлагаю детям, различны.

Во-первых вопросы активизирующие память: назвать, перечислить, повторить. Во-вторых, вопросы, активизирующие мышление: сравнить, найти способ обработки.

Работа над словом начинается с приходом в мастерскую, с 5го класса. С первых же занятий дети сталкиваются с большим количеством новых слов. Я придерживаюсь принципа в работе над словом: увидел слово, проговорил, записал, запомнил. Самое устойчивое восприятие-это слово, подкрепленное действием. Я пользуюсь карточками для словарной работы. Над словом работаем также, как на уроке русского языка.Например: обтачать, притачать, втачать, стачать. В словах выделяем корень и приставку. Девочки должны объяснить, как изменяется вид деятельности, если в одном и том же корне поменять приставку. Варианты такой работы могут быть самыми различными. Беседа в процессе работы – важнейший элемент развития речи. Во время беседы я слежу, чтобы учащиеся правильно употребляли специальную терминологию. Начиная с 5го класса, учащиеся должны уметь рассказать последовательность выполнения работы по пошиву изделия. Тоесть, уметь работать с технологической картой. Технологические карты на уроках присутствуют всегда. Они помогают при обучении планировать свою работу, более полно, четко, правильно рассказать о проделанной работе. При работе с картой, я ставлю и проблемные вопросы, связанные с технологией изготовления изделия: «почему нельзя обработать горловину раньше плечевых швов?»

Заключительный этап в системе по развитию речи – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся. Как правило, такая взаимосвязь у наших детей нарушена. Сама по себе трудовая деятельность не улучшает речевое развитие учащихся, вот потому важна специальная предварительная подготовка учащихся (например, проговаривания последовательности выполнения операции). Влияние предварительной речевой обработки трудового задания сказывается на каждом этапе выполнения. Вначале выполнение это поможет лучше осознать предстоящее задание. В ходе выполнения задания использование речи повышает уровень самостоятельности. Средства стимуляции речевой деятельности могут быть различны:

- побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе;

-обсуждение образца изделия;

- взаимопроверка и взаимные инструкции;

- обсуждение готовой работы;

-регулярный опрос.

В результате работы по развитию речи учащихся старших классов самостоятельно справляются с составлением плана пошива изделий, возрастает уровень ориентировки и самостоятельности, повышается качество работы. У многих девочек появляется желание передать свой опыт и знания младшим школьницам.



Литература.

  1. Т.Г. Никуленко «Коррекционная педагогика»

  2. С.Я. Рубинштейн (3 стр.43)

  3. М.С. Певзнер (8 стр.33)