Тема: «Прилагательные полные и краткие»
Цель урока: Дать представление о полной и краткой форме прилагательного, о грамматических особенностях кратких прилагательных, синтаксической роли полных и кратких прилагательных; познакомить с орфограммой « отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»;
Задачи:- обучающие: научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких формах;
-развивающие: развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока;
-воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи.
Ожидаемые результаты:
Уметь отличать полные и краткие прилагательные, образовывать их образовывать формы;
Определять их синтаксическую роль в предложении;
Знать правописание кратких прилагательных с основой на шипящую;
Вовлечение всех учащихся в работу
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
ХОД УРОКА:
Корень учения горек, а плод - сладок
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель читает "Сказку про краски", автор Е. Руженцев.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило?
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя, домой усталым,
на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
2.Повторение
1) Фронтальный опрос.
- Вспомните:
1.Что такое имя прилагательное?
2. Как изменяются имена прилагательные?
3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
4.Какова синтаксическая роль имени прилагательного?
5. Какие разряды имен прилагательных вы знаете?
Словарная работа (у доски 1 учащийся)
Х..лат, пуг..вица, ноч.., а…уратный, к...рысть, ключ.., метал.., глуш.., б..тинок, п...рчатка, много туч..., к..стюм.
Синтаксический разбор предложения.(1 учащийся у доски – остальные в тетради)
Январь — месяц ярких звезд, ясного неба, белых троп.
Объясните постановку знаков препинания.
- К какому разряду относятся прилагательные в этом предложении?
Овладение новыми знаниями
1. Исследование
Перед нами стоит цель: выяснить, что же такое краткое прилагательное и чем оно отличается от полного? А также нам нужно узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в кратких прилагательных.
Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже
Не была!
1 ученик у доски.-
Какое прилагательное помогает создать зимнюю картину?
Записать словосочетания. Выделите окончание.
Заяц (какой?) белый Заяц (каков?) бел
Луга(какие?) белые луга (каковы ?) белы
Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими? Посмотрите внимательно на словосочетания, подумайте и ответьте.
В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?
4. Как изменяются полные прилагательные? (по родам, числам, падежам)
5. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? (только по родам и числам)
2.Исследование. Работа с пословицей. Указать синтаксическую роль кратких прилагательных.
Корень учения горек, а плод - сладок. (Пословица).
-Определите, в полной или краткой форме они употреблены?
-Какими членами предложения являются? Подчеркните.
Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме – одном из трех родов, и сказуемому не нужны падежи.
7. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.
(Алгоритм ответа на доске)
Отвечают на вопросы ...
Изменяются ...
В предложении являются ...
Выполнение упр. 362 (устно)
Образуйте от полных прилагательных краткие формы в тех случаях, когда это возможно (определяя разряд прилагательных)
Красивый пиджак – пиджак красив (качеств)
Каменный амбар (относ)
Весенний день (относит)
Багровый закат- закат багров (качеств)
Удивительный поступок – поступок удивителен (качеств)
Сделайте вывод: прилагательные какого разряда могут имеет две формы(полную и краткую)
Пахучий - пахуч
Похожий – похож.
На какую букву оканчивается краткое прилагательное(на шипящую)
У кратких прилагательных на конце после шипящих ь не пишется
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: первичный контроль усвоения знаний по нахождению полных и кратких прилагательных.
Цифровой диктант
Цифрой 1 – обозначаются полные прилагательные
2 – краткие прилагательные
Могуч, длинный, хорош, хлебный, коротка, красива, большая, известен, богат, спелый, счастлив.
- Дифференцированная работа.
(На доске пословица).Испрвьте ошибки.
НЕ ТОТ ХОРОШЬ , КТО ЛИЦОМ ПРИГОЖЬ, А ТОТ ХОРОШЬ, КТО НА ДЕЛО ГОЖЬ.
Творческое задание
Вставьте на место пропущенных слов красочное определение (как оно называется?)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
А.Фет
Слова для справок: Прекрасная, удивительная, чудная, пушистая , серебристая, полна, родна, мила, белая, смелая, ровная, снежная, высоких, далеких, глубоких, монотонный, быстрокрылый, одинокий, несравнимый.
Контрольные вопросы
1.Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:
А) какой? какая? какое? какие?
Б) каков? какова? каково? каковы?
2. Краткие имена прилагательные не склоняются
А) да;
Б) нет.
3. Краткие имена прилагательные изменяются по числам
А) нет;
Б) да.
4. Краткие имена прилагательные в единственном числе могут
А) изменяться по родам;
Б) изменяться по лицам.
5. Полные и краткие имена прилагательные могут иметь нулевое окончание
А) нулевое окончание имеют только краткие прилагательные;
Б) нулевое окончание имеют только полные прилагательные.
6. Какие прилагательные в предложении обычно являются сказуемыми?
А) полные;
Б) краткие.
IV. Итог урока
(V. Домашнее задание.
П. 100 упр. 368 или сочините сказку о полных и кратких прилагательных.
6