СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности".»















Доклад на тему:

"Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности".

Батяй Оксана Михайловна






















1. Актуальность проблемы оценки креативного мышления. Креативное мышление как одна из составляющих функциональной грамотности

2. Модель оценки креативного мышления

3. Модель и характеристики задания для оценки креативного мышления


По мнению А. А. Леонтьева “функциональная грамотность” - “способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений”.


Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе.

В рамках проекта разработаны основные направления формирования функциональной грамотности (сюда входит)

- математическая грамотность

- читательская грамотность

- естественнонаучная грамотность

- финансовая грамотность

- глобальные компетенции

- креативное мышление


Особенности заданий для оценки функциональной грамотности

• Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний

• В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная учащемуся

• Ситуация требует осознанного выбора модели поведения

• Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны

• Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.

• Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Эти особенности буду применяться для оценки всех компонентов функциональной грмотности.


Зачем нужно креативное мышление?

Если разобраться, то креативное мышление – это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Пока что, способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так, чаще всего, совершались судьбоносные открытия.


Креативное мышление определяется им как «тип мышления, идущий в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Креативное мышление опирается на воображение. Оно предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько ответов, что и является условием порождения оригинальных идей и самовыражения личности.

Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию, приводящий к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений и теорий.

Таким образом креативное мышление – это именно то умение, которое позволило человеку стать венцом природы и, при этом, дает возможность оставаться востребованным в период тотальной роботизации. Но чтобы так было дальше, необходимо уделять внимание развитию креативного мышления, поскольку конкуренты также не стоят на месте, как среди других людей, так и в цифровом мире

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

В 2021 году в исследование PISA впервые в качестве одного из ведущих компонентов функциональной грамотности вводится оценка креативного мышления.

Таким образом возникает необходимость оценки креативного мышления.

Зачем оценивать креативное мышление: значение и роль креативного мышления

•Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производства

•Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося

•Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования

•Участие в мониторинговых исследованиях – общероссийских и международных – может способствовать позитивным изменениям практики обучения и образовательной политики







Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: оцениваемые тематические области









Как научить креативному мышлению?

Иллюстрировать 

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма.



Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание произведению.



Играть 

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. 



Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.



Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.  

«Не да, а нет»

ЧТО ВЫНОСИТСЯ НА ОЦЕНКУ? КАЧЕСТВА КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТИ И КРИТЕРИИ

Качества мышления

Оцениваемые компетентности

Критерии

Беглость, продуктивность

Выдвижение разнообразных идей

Количество идей

Гибкость, разнообразие

Выдвижение креативной идеи

Отличие идей

Оригинальность, нестандартность.

Доработка идеи.

Частотность идеи

Разработанность, проработка


Детальность, ясность идеи


Соответствие теме и требованиям задания





ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: ВИЗУАЛЬНОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ

Познакомьтесь с творчеством Пауля Клее. Рассмотрите представленные репродукции и подготовьте к выставке в вашем классе два экспоната, выполненные в манере художника.

ГДЕ БРАТЬ ЗАДАНИЯ? СЕРИЯ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ»

• направлена на формирование умения применять в жизни знания, полученные в школе

• предлагает обучающие и тренировочные задания, основанные на реальных жизненных ситуациях

• выпуск 1 рассчитан на обучающихся 10—13 лет, выпуск 2 – на обучающихся 14—15 лет

• содержит развернутые описания особенностей оценки заданий и рекомендации по их использованию

• содержит комплекс задач для самостоятельного или коллективного выполнения

• приводятся комментарии, предполагаемые ответы и критерии оценивания

ГДЕ БРАТЬ ЗАДАНИЯ? ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО / МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / БАНК ЗАДАНИЙ

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/