СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критическое мышление

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Критическое мышление»

"Есть три типа людей: первые умеют что-то делать, вторые - умеют научить что-то делать, а третьи только и делают, что "учат жить" и первых, и вторых… 

Я приветствую тех: кто умеет - поделитесь, кто может - научите…"

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.  Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
  • КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – критическое мышление есть мышление социальное  (Д. Клустер)

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • Во-первых – это мышление самостоятельное
  • Во-вторых – это мышление обобщенное
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
  • В четвертых – это мышление аргументированное
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное (Д. Клустер)
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Виды интеллектуальной деятельности,

которые нельзя назвать критическими

Запоминание

Понимание простых и сложный идей

Творческое, интуитивное мышление

спортсмена, художника, музыканта

В программе РКМЧП  определение критического мышления  состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Совместно решает проблему Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
  • Решает проблемы
  • Аргументировано спорит
  • Совместно решает проблему
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать знания с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать знания с изучаемым материалом
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Стадия вызова  Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;  Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ; Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Стадия вызова

Деятельность учителя : вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы;

Деятельность учащихся : ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ;

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Задачи фазы рефлексии –  (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Стадия рефлексии Деятельность учителя : вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации; Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;

Стадия рефлексии

  • Деятельность учителя : вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации;
  • Деятельность учащихся: соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления;
Формы и средства развития КМ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся КМ – письменная работа

Формы и средства развития КМ

  • сбор данных
  • анализ текстов
  • сопоставление альтернативных точек зрения
  • коллективное обсуждение
  • разные виды парной и групповой работы
  • дебаты
  • дискуссии
  • публикации письменных работ учащихся

КМ – письменная работа

Основные приемы ТРКМ  Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думает6е…? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

?

?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думает6е…?

Почему Вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…? Было ли…?

Согласны ли Вы…?

Верно ли…?

РОМАШКА ВОПРОСОВ

РОМАШКА ВОПРОСОВ

РОМАШКА БЛУМА На какую … Сколько … Какие … Почему … Что  можно узнать……

РОМАШКА БЛУМА

  • На какую …
  • Сколько …
  • Какие …
  • Почему …
  • Что можно узнать……
Кластеры (гроздья)

Кластеры (гроздья)

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ  «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

  • Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
  • «Листочки» - это ПРОГНОЗ
  • «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов
Прием «ФИШБОУН» Причина Причина Проблема Вывод Факты Факты

Прием «ФИШБОУН»

Причина

Причина

Проблема

Вывод

Факты

Факты

«Оценочное окно»  Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно  Никогда не смогу применить

«Оценочное окно»

Сразу могу применить

Совсем непонятно Хорошо понятно

Никогда не смогу применить

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)  автор Эдвард де Боно «Плюс»  (+)  записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей  «Что в этом интересного?»

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей

«Что в этом интересного?»

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

«Двухчастный дневник» Вопросительные  слова Основные понятия темы Что? Какой? Чем отличается? Почему?  и др.

«Двухчастный дневник»

Вопросительные

слова

Основные понятия темы

Что?

Какой?

Чем отличается?

Почему?

и др.

Инсерт   (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предположения) Я это знал Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? (побудить дальнейший интерес к теме) Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

(исправить неверные предположения)

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

(побудить дальнейший интерес к теме)

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Перепутанные логические цепочки

  • Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
  • Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
  • Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Стратегия  «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме  1 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 2 Сбор информации об объекте 3 Обмен информацией в группе 4 Выделение общего  для запоминания основной части таблицы 5 Заполнение таблицы 6 Написание совместного  исследования по теме 7 Презентация исследования 8

Стратегия «Отсюда – сюда»

Группа получает

общее задание по теме

1

Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

2

Сбор информации

об объекте

3

Обмен информацией в группе

4

Выделение общего

для запоминания

основной части таблицы

5

Заполнение таблицы

6

Написание совместного

исследования по теме

7

Презентация исследования

8

Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм  Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше

Приемы по развитию навыков решения проблем

  • Мозговой штурм
  • Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка  – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка  – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка  – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка  – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Рефлексия Какую учебную задачу поставили? Удалось ли нам её реализовать? Правильны ли были наши предположения? Появились ли новые вопросы?

Рефлексия

  • Какую учебную задачу поставили?
  • Удалось ли нам её реализовать?
  • Правильны ли были наши предположения?
  • Появились ли новые вопросы?