СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок В гостях у сказки 15 занятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок "В гостях у сказки",занятие 15. Русская народная сказка "Кот и лиса"

Просмотр содержимого документа
«Кружок В гостях у сказки 15 занятие»

Кот и лиса

Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает.

Кот ходил, ходил и набрел на избушку. Залез на чердак и полеживает себе. А захочет есть — пойдет в лес, птичек, мышей наловит, наестся досыта — опять на чердак, и горя ему мало!

Вот пошел кот гулять, а навстречу ему лиса. Увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!»

Поклонилась лиса коту и спрашивает:

— Скажись, добрый молодец, кто ты таков? Как ты сюда зашел и как тебя по имени величать?

А кот вскинул шерсть и отвечает:

— Зовут меня Котофей Иванович, я из сибирских лесов прислан к вам воеводой.

— Ах, Котофей Иванович! — говорит лиса. — Не знала я про тебя, не ведала. Ну, пойдем же ко мне в гости.

Кот пошел к лисице. Она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама все спрашивает:

— Котофей Иванович, женат ты или холост?

— Холост.

— И я, лисица, — девица. Возьми меня замуж!

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома.

Бегала, бегала лиса и поймала утку. Несет домой, а навстречу ей волк:

— Стой, лиса! Отдай утку!

— Нет, не отдам!

— Ну, я сам отниму.

— А я скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

— А кто такой Котофей Иванович?

— Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.

— Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. А как бы мне на него посмотреть?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не по нраву придется, сейчас съест! Ты приготовь барана да принеси ему на поклон: барана-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы кот тебя не увидал, а то, брат, тебе туго придется!

Волк побежал за бараном, а лиса — домой.

Идет лиса, и повстречался ей медведь:

— Стой, лиса, кому утку несешь? Отдай мне!

— Ступай-ка ты, медведь, подобру-поздорову, а то скажу Котофею Ивановичу, он тебя смерти предаст!

— А кто такой Котофей Иванович?

— А который прислан к нам из сибирских лесов воеводою. Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы — Котофея Ивановича — жена.

— А нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: кто ему не приглянется, сейчас съест. Ты ступай приготовь быка да принеси ему на поклон. Да смотри, быка-то положи на видное место, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то тебе туго придется!

Медведь пошел за быком, а лиса — домой.

Вот принес волк барана, ободрал шкуру и стоит раздумывает. Смотрит — и медведь лезет с быком.

— Здравствуй, Михайло Иванович!

— Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?

— Нет, Михайло Иванович, сам их дожидаю.

— А ты сходи-ка к ним, позови, — говорит медведь волку.

— Нет, не пойду, Михайло Иванович. Я неповоротлив, ты лучше иди.

— Нет, не пойду, брат Левон. Я мохнат, косолап, куда мне!

Вдруг — откуда ни возьмись — бежит заяц.

Волк и медведь как закричат на него:

— Поди сюда косой!

Заяц так и присел, уши поджал.

— Ты, заяц, поворотлив и на ногу скор: сбегай к лисе, скажи ей, что медведь Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем давно уже готовы, ждут тебя-де с мужем, с Котофеем Ивановичем, хотят поклониться бараном да быком.

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где бы им спрятаться.

Медведь говорит:

— Я полезу на сосну.

А волк ему говорит:

— А я куда денусь? Ведь я на дерево не взберусь. Схорони меня куда-нибудь.

Медведь спрятал волка в кустах, завалил сухими листьями, а сам влез на сосну, на самую макушку, и поглядывает, не идет ли Котофей Иванович с лисой.

Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе:

— Медведь Михайло Иванович с волком Левоном Ивановичем прислали сказать, что они давно ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном.

— Ступай, косой, сейчас будем.

Вот и пошли кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку:

— Какой же воевода-то Котофей Иванович маленький!

Кот сейчас же кинулся на быка, шерсть взъерошил, начал рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится:

— Мау, мау!..

Медведь опять говорит волку:

— Невелик, да прожорлив! Нам четверым не съесть, а ему одному мало. Пожалуй, он и до нас доберется!

Захотелось и волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать. И начал волк потихоньку разгребать листья. Кот услыхал, что листья шевелятся, подумал, что это мышь, да как кинется — и прямо волку в морду вцепился когтями.

Волк перепугался, вскочил и давай утекать.

А кот сам испугался и полез на дерево, где сидел медведь.

«Ну, — думает медведь, — увидел он меня!»

Слезать-то было некогда, вот медведь как шмякнется с дерева обземь, все печенки отбил, вскочил — да наутек.

А лисица вслед кричит:

— Бегите, бегите, как бы он вас не задрал!..

С той поры все звери стали кота бояться. А кот с лисой запаслись на всю зиму мясом и стали жить да поживать. И теперь живут.


Тема урока: Русская сказка «Кот и лиса»


Цель урока:

Формировать умение анализировать художественное произведение

Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся

Воспитание взаимоуважения и бережного отношения друг к другу.

Познавательные УУД:

1.Осознанно строить свое высказывание в устной форме.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Коммуникативные УУД

  1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

  2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

  3. Умение выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

1.Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД

1.Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;


Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?

На доске открывается запись:

УРОК:

Интересный

Познавательный

Развивающий

Плодотворный

Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на занятии ученики?

На доске открывается запись:

УЧЕНИКИ:

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные


- Сможете стать такими?

ПОВТОРЕНИЕ:

-А что вы знаете о сказках?

Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.

Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.

Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.


-что такое сказка? (жанр устного народного творчества)

какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

по авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)

кто умело рассказывал сказки? (сказители)

назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)

что объединяет сказки разных народов? (главная тема - борьба добра со злом)

Новая тема.

1 этап.

Работа с текстом до чтения.

Как называется наша сказка?

Знаете ли вы какие-нибудь сказки, где главный герой – кот? Какой он в сказках? (защитник, спаситель, иногда хитрец)

А лиса? (хитрая, обманщица, льстивая)

А как вы думаете, в этой сказке наши герои будут такими же? (прогнозирование) – проблемный вопрос!!!

Послушаем сказку и проверим свои предположения.

2 этап.

Слушание сказки.

1 часть.

1 абзац.

Какой был кот? (шкодливый – озорной, вредный. Простореч.).

Как мужик решил избавиться от кота?

Плохо ли коту в лесу жилось? Как об этом в сказке говорится? («..и горя ему мало»)

2 абзац.

Почему лиса никогда не видела котов?

Что можете сказать о коте? (находчив, хитер)

А о лисе? (сообразительная, хитрая).

Как изменилась жизнь кота и сам кот?

Как теперь его зовут?

2 часть.

Какие припасы отправилась добывать лиса? (еду, птицу)

Кто повстречался лисе? Что она им говорила?

Что можно сказать о лисе, прочитав 2 часть? (лиса – верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)

Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?

Проверим свои предположения по ходу слушания 3 части.

3 часть.

Слушание сказки.

Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц?

Расскажите, как кот напугал волка и медведя?

Почему кот оказался победителем, ведь он тоже испугался волка?

Кто оказался хитрее всех? (лиса).

Что можно сказать о лисе: хитрая, умная, сообразительная.

А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).

3 этап.

Работа с текстом после чтения.

Что узнали про автора и произведение? (сказка – жанр устного народного творчества. Эту сказку написал народ. Она о животных.)

Правильно. Молодцы.

Прочитайте русские народные пословицы. Выберите пословицы, которые по смыслу подходят к содержанию сказки. Объясни смысл.

  • Любишь есть калачи – не сиди на печи.

  • Волков бояться – в лес не ходить.

  • Как волка не корми, он все в лес смотрит.

  • У страха глаза велики.

  • Как аукнется, так и откликнется.

Ответьте на вопросы:

Почему сказка так называется?

Чему учит эта сказка?

Как можно сказку озаглавить по-другому?

  • РИСОВАНИЕ ЛЮБИМОГО ГЕРОЯ

5. Итог урока

Было ли вам интересно на занятии?

Что нового узнали?

Спасибо за работу! Спасибо за урок!




















Русская народная сказка

Кот и лиса


Жил-был мужик, у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понёс в лес. Принёс и бросил его в лесу: пускай пропадает!

Кот ходил, ходил и набрёл на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полёживает себе, а захочет есть — пойдёт по лесу птичек да мышек ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!

Вот однажды пошёл кот гулять, а навстречу ему лиса, увидела кота и дивится:

— Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.

Поклонилась коту и спрашивает:

— Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?

А кот вскинул шерсть свою и говорит:

— Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.

— Ах, Котофей Иванович, — говорит лиса. — не знала про тебя, не ведала; ну, пойдём же ко мне в гости.

Кот пошёл к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкой, а сама говорит:

— Что, Котофей Ивянович, женат ты али холост?

— Холост,— говорит кот.

— И я, лисица, — девица, возьми меня замуж.

Кот согласился, и начался у них пир да веселье.

На другой день отправилась лиса добывать припасов, а кот остался дома.

Бежит лиса, а навстречу ей попался волк.

— Здравствуй, кума. Как поживаешь?

— Замуж я вышла.

— За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?

— Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь бурмистрова жена.

— Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы мне на него посмотреть?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: как кто не по нём, сейчас съест! Ты смотри, приготовь гуся, да пожирней, гуся-то положи под старым дубом на опушке, а сам схоронись, а то, брат, туго придётся.

Волк побежал за гусем.

Идёт лиса, а навстречу ей медведь.

— Здравствуй, лисынька. Как поживаешь?

— Замуж я вышла.

— А за кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?

— А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович, — за него и вышла.

— Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?

— У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: как кто не по нём, сейчас съест! Ты ступай, приготовь барана да принеси к старому дубу, что на опушке, а сам схоронись, чтобы Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придётся!


Медведь потащился за бараном.

Принёс волк гуся, положил под дубом, а тут и медведь с бараном.

— Здравствуй, брат Михайло Иванович!

— Здравствуй, брат Левон. Что, не видал лисицы с мужем?

— Нет, брат, давно дожидаю.

— Ступай, зови.

— Нет, не пойду, Михайло Иванович! Сам иди, ты посмелей меня.

Вдруг видят — бежит заяц. Медведь как крикнет на него:

— Поди-ка сюда, косой чёрт!

Заяц испугался, прибежал.

— Ну что, косой пострел, знаешь, где живёт лисица? Ступай же скорее да скажи ей, что волк с медведем приготовили угощенья и ждут её с мужем у старого дуба.

Заяц пустился к лисе во всю прыть. А медведь и волк стали думать, где спрятаться. Медведь говорит:

— Я полезу на дуб.

— А мне что делать? Я куда денусь? — спрашивает волк. — Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иваныч! Схорони меня, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю!

Медведь положил его в кусты, завалил сухими листьями, а сам полез на дуб.

Вот идёт кот с лисою. Медведь увидел их и говорит волку:

— Ну, брат Левон, идёт лиса с мужем; какой же он маленький!

Пришёл кот и сейчас же бросился на барана.

Шерсть на нём взъерошилась, и стал он рвать мясо, а сам мурлычет, будто сердится:

— Мало, мало!

А медведь говорит:

— Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему и одному мало; пожалуй, и до нас доберётся!

Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал — мышь, да как кинется — и прямо в морду вцепился когтями.

Волк вскочил, да давай Бог ноги — и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну, — думает медведь, — увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на Божью волю да как шмякнется с дерева оземь! Вскочил — да бежать!

А лисица вслед кричит:

— Вот он вам задаст! Погодите!

С той поры все звери стали кота бояться, а кот с лисой стали себе жить-поживать и горя не знать.


КОНЕЦ