Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г.Черногорск
Рекомендована школьным методическим объединением учителей естественно - математических наук Протокол № 4 от « 30 » мая 2017 г. | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 1 ____________Кантеева О.В. Приказ №_____ «____» _____ 201__г. |
Рабочая программа по физической культуре,
5а класс
срок реализации: 01.09.2017-31.05.2018г.
Составлена на основе примерной программы по физической культуре для общеобразовательных учреждений
автор программы: В.И. Лях.
Составитель рабочей программы
Петросов Павел Георгиевич
учитель физической культуры
г. Черногорск – 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре в 5а классе, уровень изучения – базовый, составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами Федерального уровня: Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями), локальными нормативными актами МБОУ «СОШ № 1»: Основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 1» г. Черногорска, Положения о рабочей программе на уровень основного общего образования, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 09.03.2016г.)
Программа отражает обязательное для усвоения на уровне основного общего образования содержание обучение физической культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Курс физическая культура направлен на формирование у школьника жизненно необходимых знаний, умений, навыков, развивающих двигательные способности. Одновременно в силу своей специфики он оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреативное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности учащихся, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности развивающегося организма в движении. Физическое воспитание формирует полезные привычки, приучает школьников соблюдать правила личной и общественной гигиены. Поэтому, являясь учебной дисциплиной, оно одновременно выступает как фактор, повышающий качество жизни учащегося, что актуально во все времена.
Предметом обучения физической культуре является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Содержание курса выстроено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и на основе реализации принципов организации обучения.
Цель обучения: формировать ценностное отношения к своему здоровью, посредством занятий физической культурой.
Основные задачи физической культуры в основной школе:
Личностные:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению в дальнейшем индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Предметные:
-формирование умения применять теоретические знания в области физической культуры и спорта
-формирование умения выполнять простейшие физические упражнения из базовых видов спорта;
-формирование умения применять правила безопасности при выполнении физических упражнений;
-формирование умения проводить физкультминутки в течение дня;
Метапредметные:
а)Познавательные
-понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
-понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
-понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
б) Регулятивные
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
в) Комуникативные
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать и аргументировать и отстаивать свое мнение;
Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 5 классе 2 часа в неделю, в объёме 68 часа в год.
Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников класса.
Учащиеся, отнесённые к специальной медицинской группе (I, II, III), посещают уроки физической культуры. Для учащихся II группы занятия физической культуры проводятся при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований с учётом более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Для учащихся III группы занятия физической культуры проводятся c учётом характера и степени выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности.
Итоговая отметка по физической культуре учащимся в специальных медицинских группах выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании изучения раздела, так и мере текущего освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся может сдавать экзамен по физической культуре как экзамен по выбору или дифференцированный зачет.
Состав УМК:
Рабочая программа ориентирована на использование в 5 классе следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 1» г. Черногорска от 17.01.2017 г. № 2-2 «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2017-2018 учебный год).
Лях В.И. Физическая культура Издательство « Просвещение»,2011-2015.
Учебник предназначен для учащихся 5х классов. Он поможет овладеть системой знаний о физической культуре, необходимыми двигательными умениями и навыками, умением использовать их в повседневной жизни для укрепления здоровья. Улучшения своего физического развития и физической подготовленности.
Этот учебник поможет повторить и закрепить материал, пройденный на уроке, и при самостоятельных занятиях дома добиться правильного выполнения осваиваемых упражнений.
Содержание учебного предмета
Легкая атлетика 17ч
Спринтерский бег.
Эстафетный бег.
Прыжки в длину способом «согнув ноги».
Прыжки в высоту способом «перешагивание».
Метание малого мяча.
Бег на средние дистанции.
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка 7ч
Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий.
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Гимнастика с элементами акробатики 12ч
Строевые упражнения.
Висы.
Упоры.
Акробатика.
Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Спортивные игры (баскетбол) 16ч
Стойка и передвижение игрока.
Ведение мяча на месте.
Остановка прыжком.
Ловля мяча двумя руками от груди.
Броски двумя руками от головы.
Броски двумя руками снизу.
Бросок одной рукой от плеча.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Спортивные игры (волейбол) 15ч
Стойка.
Перемещение.
Передача двумя руками сверху.
Прием мяча снизу двумя руками.
Нижняя прямая подача.
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны уметь демонстрировать в конце учебного года:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, (с) | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, (см) | 180 | 165 |
Лазание по канату на расстояние 6 м, (с) | 12 | – |
Поднимание туловища, лежа на спине руки за головой, (кол-во раз) | – | 18 |
К выносливости | Бег 2000 м, мин, (с) | 8,50 | 10,20 |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, (с) | 10,0 | 14,0 |
Броски малого мяча в стандартную мишень, (м) | 12,0 | 10,0 |
Календарно-тематическое планирование по физической культуре
на 2017-2018 уч. год 5 а класса.
№ п/п | Тема (Содержание) | Кол-во часов | Ключевые компетенции | Домашнее задание | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Легкая атлетика (9ч) |
1 | Инструктаж на уроках л/а. Высокий старт. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Аба Токпес»(медвежийпень) | Комплекс 1 | 1.09 |
2 | Челночный бег 3x10м. | 1 | Межпредметные связи: математика; НРК: Хакасская игра «Аба Токпес»(медвежий пень) | Комплекс 1 | 6.09. |
3 | Бег 30м. | 1 | Межпредметные связи: математика; ИКТ: обращение с устройствами ИКТ Коммуникация и социальное взаимодействие: с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | Комплекс 1 | 8.09 |
4 | Бег 60м. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 1 | 13.09. |
5 | Прыжки в длину с разбега | 1 | Межпредметные связи: математика; ИКТ: Поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители | Комплекс 1 | 15.09. |
6 | Прыжки в длину с разбега | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 1 | 20.09. |
7 | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 1 | 22.09. |
8 | Метание теннисного мяча. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 1 | 27.09. |
9 | Метание теннисного мяча. | 1 | Межпредметные связи: математика; НРК: Русская народная игра «Прыгающие воробышки»" | Комплекс 1 | 29.09. |
Гимнастика (12ч) |
10 | Инструктаж на уроках гимнастики. Стойка на лопатках. | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика, Коммуникация и социальное взаимодействие: с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. | Комплекс 2 | 4.10. |
11 | Стойка на лопатках. | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 6.10. |
12 | Подтягиваниена перекладине | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 11.10. |
13 | Кувырок вперед и назад; -«мост» из положения лежа, | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 13.10. |
14 | Кувырок вперед и назад; «мост» из положения лежа | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 18.10. |
15 | - стойка на лопатках; - мост из положения лежа. | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 20.10. |
16 | Акробатическая комбинация | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 25.10. |
17 | Акробатическая комбинация | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 27.10. |
18 | Акробатическая комбинация | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 2 | 8.11. |
19 | Лазание по канату в три приема. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 2 | 10.11. |
20 | Лазание по канату в три приема. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 2 | 15.11. |
21 | Лазание по канату в три приема. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 2 | 17.11. |
Спортивные игры Баскетбол (16ч) |
22 | Инструктаж на уроках спортивные игры. Правила игры в баскетбол. | 1 | Межпредметные связи: история, география, иностранный язык. ИКТ. Поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители НРК: Хакасская игра «Ала хуча» | Комплекс 3 | 22.11. |
23 | Стойка игрока; перемещение в стойке; | 1 | Межпредметные связи: история, география, | Комплекс 3 | 24.11. |
24 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди | 1 | Межпредметные связи: история, география, | Комплекс 3 | 29.11. |
25 | Техника ведения мяча в движении по прямой, | 1 | Межпредметные связи: история, география, | Комплекс 3 | 1.12. |
26 | Броски мяча одной рукой от плеча с места; | 1 | Межпредметные связи: история, география, | Комплекс 3 | 6.12. |
27 | Броски мяча одной рукой от плеча с места; | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Русская народная игра «Лисы и охотники» | Комплекс 3 | 8.12. |
28 | Остановка двумя шагами и прыжком; | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Хысхостазах» | Комплекс 3 | 13.12. |
29 | Повороты без мяча и с мячом; | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 3 | 15.12. |
30 | Вырывание и выбивание мяча | 1 | Межпредметные связи: география, математика, ИКТ Поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители | Комплекс 3 | 20.12. |
31 | ведение – два шага бросок мяча в корзину. | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 22.12. |
32 | Учебная игра в баскетбол. | 1 | Межпредметные связи: география, математика, ИКТ | Комплекс 2 | 27.12 |
33 | бросок одной рукой от головы после двух шагов. | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 10.01. |
34 | Челночный бег с ведением и без ведения мяча. | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 12.01. |
35 | Владение мячом, ловля, передача, ведение, бросок: | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 17.01. |
36 | Учебная игра в баскетбол. По упрощённым правилам. | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 19.01. |
37 | Учебная игра в баскетбол. | 1 | Межпредметные связи: география, математика | Комплекс 2 | 24.01. |
Спортивные игры Волейбол (15ч) |
38 | Инструктаж на уроках спортивные игры. Стойки игрока | 1 | Межпредметные связи: история, география, иностранный язык. ИКТ. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Создание письменных сообщений НРК: Русская народная игра «Лисы и охотники» | Комплекс 3 | 26.01. |
39 | Стойки игрока: перемещения в стойке | 1 | Межпредметные связи: математика, история | Комплекс 3 | 31.01. |
40 | Передачи мяча на месте и после перемещения двумя руками; | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Окрас» (петух), Русская игра «Фрукты, ягоды, овощи» | Комплекс 3 | 2.02. |
41 | Передача мяча над собой; | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 3 | 7.02. |
42 | Передача мяча в парах с набрасывания партнером | 1 | Межпредметные связи: история, география, математика | Комплекс 3 | 9.02. |
43 | Прием мяча в парах | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Окрас» (петух), Русская игра «Фрукты, ягоды, овощи» | Комплекс 3 | 14.02. |
44 | Игра по упрощенным правилам в волейбол | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: русская игра «Волк во рву» | Комплекс 3 | 16.02. |
45 | Игра по упрощенным правилам в волейбол | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Чаа-Чурух» | Комплекс 3 | 21.02. |
46 | Нижняя подача мяча в парах | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Окрас» (петух), Русская игра «Фрукты, ягоды, овощи» ИКТ: Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Создание письменных сообщений | Комплекс 3 | 28.02. |
47 | Нижняя подача мяча в парах. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Окрас» (петух), Русская игра «Фрукты, ягоды, овощи» | Комплекс 3 | 2.03. |
48 | Нижняя подача мяча в парах. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Хысхостазах» ИКТ: использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации | Комплекс 3 | 7.03. |
49 | Прием и передача мяча. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Ала хуча» | Комплекс 3 | 14.03. |
50 | Прием и передача мяча. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Ала хуча» | Комплекс 3 | 16.03. |
51 | Прием и передача мяча. | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: Хакасская игра «Ала хуча» | Комплекс 3 | 21.03. |
52 | Игра по правилам в волейбол | 1 | Межпредметные связи: математика, история НРК: русская игра «Волк во рву» | Комплекс 3 | 23.03. |
Кроссовая подготовка (7ч) |
53 | Смешанное передвижение до 1000м; | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 4 | 4.04. |
54 | Смешанное передвижение до 1500м: | 1 | Межпредметные связи: математика; НРК: Русская народная игра "Горелки" | Комплекс 4 | 6.04. |
55 | Смешанное передвижение до 2000м. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 4 | 11.04. |
56 | Кросс до 5 мин. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 4 | 13.04. |
57 | Смешанное передвижение до 3000м. | 1 | Межпредметные связи: математика; | Комплекс 4 | 18.04. |
58 | Бег с преодолением препятствий. | 1 | Межпредметные связи: математика; НРК: Хакасская игра «Ак Токпес»; | Комплекс 4 | 20.04. |
59 | Кросс до 5-7мин. | 1 | Межпредметные связи: математика; НРК: Русская народная игра "Горелки" | Комплекс 4 | 25.04. |
Легкая атлетика(8ч) |
60 | Прыжки в длину с места. | 1 | Межпредметные связи: география, математика, история | Комплекс 4 | 27.04. |
61 | Прыжки в длину с разбега. | 1 | Межпредметные связи: история, математика, НРК: Хакасская игра «Мечеекей» | Комплекс 4 | 4.05. |
62 | Прыжки в длину с разбега. | 1 | Межпредметныесвязи: история, математика, НРК: Хакасская игра «Иссалызах»; | Комплекс 4 | 11.05. |
63 | Прыжки в длину с разбега. | | Межпредметные связи: история, математика, НРК: Хакасская игра «Орынпылазах»; | Комплекс 4 | 16.05. |
64 | Низкий старт. Бег 60м | 1 | Межпредметные связи: история, математика | Комплекс 4 | 18.05. |
65 | Бег по виражу дорожки. | 1 | Межпредметные связи: история, математика | Комплекс 4 | 23.05. |
66 | Преодоление полосы препятствий. | 1 | Межпредметные связи: история, математика | Комплекс 4 | 25.05. |
67 | Подведение итогов | 1 | Межпредметные связи: история, математика, НРК: Русская народная игра «Лапта» | Комплекс 4 | 30.05. |
Рабочая программа для 5а класса состоит из 67 часов, утерян 1 час т.к. урок выпадает на праздничный день, восполняем за счет резерва.