Культура Руси
XII
XIII вв.
Начало формирования общерусской культуры
В середине XII – XV вв. на основе местных традиций начинает формироваться единая общерусская культура.
До XI – XII вв. Русь находилась в общем управлении князей – родственников, что способствовало сохранению её единства . С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию с центром в Киеве.
Спас Нерукотворный.
Икона второй половины XII в.
Восприятие мира
Человеку того времени всё казалось полным особого, сверхъестественного значения и смысла. Сосредоточием христианской святости считали Иерусалим . Однако из – за недостойного, греховного поведения его жителей духовный центр мира переместился в Киев. А на народ Руси легла особая миссия – спасение всего христианского люда.
Деталь фриза Дмитриевского собора во Владимире
Повседневная жизнь древнерусского человека шла в соответствии с церковным календарём.
Животный мир представлялся людям полным тайн и загадок.
К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием.
Смысл древнерусских изображений и текстов
Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла.
На этой иконе Георгий является символом воинства Христова, которое опираясь на правую веру (символ – белый конь), ведёт непримиримую и неустанную борьбу с дьявольскими силами (змий).
Чудо св. Георгия о змие.
Икона XV в.
На Руси до конца XVII в. и в живописи, и в литературе господствовала икона – особое образное восприятие и отображение мира. Здесь был установлен строгий порядок во всём: в сюжете, композиции, даже цвете.
Устюжское Благовеще-ние
Новгород-
ские иконы XII в.
Ангел Златые Власы
Но стоит к ним приглядеться – ведь они рассчитаны на то, что человек будет смотреть на них во время молитвы по несколько часов, - и мы увидим, сколь различны они по своему внутреннему миру, настроению, чувствам.
Новгородские иконы XII в.
Богоматерь с Младенцем.
Владимирская Богоматерь
В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи. Но все они имели общее начало – «Повесть временных лет». Благодаря летописям нам стали известны многие события, происходившие на Руси.
Одно из самых замечательных произведений Северо – Восточной Руси – «Слово Даниила Заточника» – целиком выстроено на слегка переделанных цитатах, взятых из Священного Писания.
Летописец
Православный храм как образ мира древнерусского человека.
Внешне древнерусский храм производит скромное впечатление. Снаружи его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.
Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Храм делится на
притвор – западная часть храма,
корабль (неф) – центральная часть символизирующее небо,
алтарь – самая главная восточная часть отделяющаяся от нефа специальной перегородкой – иконостасом.
Схема устройства православного храма
иконостас
Посередине алтаря расположен престол – главная принадлежность христианского храма, прикасаться к которому может только священник. Престол освещается в честь своего святого или события Священной истории. Храм именуется по престолу.
Церковь Покрова на Нерли XII в.
Георгиевский собор в Юрьеве – Польском XIII в.
Домашнее задание
- П.16-17 – читать, ответить письменно на вопросы