СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексические упражнения как средство формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексические упражнения как средство формирования навыков смыслового чтения на уроках английского языка»

ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО

ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Повышение эффективности чтения достигается посредством лексических упражнений. В основе лексических упражнений лежат учебнометодические приёмы организации приемы языковых и речевых единиц. К этим упражнениям относятся: выбор, сравнение, соотнесение, сортировка, группировка, ранжирование. Отличительной чертой данной группы упражнений является взаимосвязь указанных действий, включенность одних действий в другие; поскольку сравнение и выбор всегда лежат в основе фундаментального познавательного процесса классификации. Упражнение этой группы направлены на осознание понятийных категорий и их языковой формы. Рецептивные по своему характеру, они способствуют развитию механизмов чтения: узнавания, осмысления, смысловой догадки, содержательной антиципации, скорости чтения — а также развитию механизма логического понимания.

Для овладения чтением на иностранном языке просто необходимо выполнение эффективных лексических упражнений на материале специально для этого предназначенном, до и после текстов. Смысловое чтение включает следующую уровневую систему стратегий работы с информацией:

1) предтекстовые;

2) текстовые;

3) посттекстовые.

Остановимся на предтекстовом этапе. Необходимо напомнить, что задачами данного этапа являются: создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей. Таким образом, мы выделили пять групп упражнений:

1. Упражнения на соотнесение слова с темой.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу. - В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением. - Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему. - Запишите ключевое слово заголовка (или весь заголовок) и составьте схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

3. Упражнения в работе заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

1. По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?

2. Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

3. По какому слову вы определили, что это информация о …?

- Придумайте заглавие, которым можно объединить три понятия, определяющих содержание текста.

- Замените один из членов предложения (заголовок) переведёнными словами.

4. Упражнения, направленные на оперирование словообразованием:

- Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.

- Образуйте от каждого из существительных прилагательное и наречие; - Определите часть речи подчеркнутых слов и их значение (главное или второстепенное) в данных словосочетаниях.

5. упражнения на установление синонимических и антонимических связей: - Выберите из правого столбца слово, близкое по значению к первым трем словам в каждой строчке.

- Замените каждое подчеркнутое слово в предложениях одним из слов, приведенных в рамке.

- Подберите к перечисленным словам антонимы - слова, противоположного значения (возможно образованных с помощью отрицательных приставок): hardworking- lazy, honest- dishonest.

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • Ориентиры предвосхищения содержания - выбор предложений: верноне верно, согласен-не согласен, до-после;

  • Мозговой штурм - ассоциации по поводу заявленной темы;

  • Глоссарий - составление словаря по теме текста;

  • Предваряющие вопросы - такие, ответы на которые обучающимся следует найти в тексте;

  • Рассечение вопроса - смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его названия.

  • Прогноз и впечатления - попытка прогноза содержания книги после просмотра ее иллюстраций.

Таким образом, используя предтекстовую работу с новыми лексическими единицами, активизируется умственная деятельность, повышается мотивация у учащихся к работе и развитию навыков коллективной учебной деятельности на уроках иностранного языка. Другими словами, успешность работы с иностранным текстом во многом будет зависеть от того, как была организована работа учащихся до прочтения текста, т.е. насколько хорошо учитель смог настроить детей на данный вид работы, активизировать фоновые знания учеников и, конечно, подобрать упражнения, направленные на снятие языковых трудностей.

Текстовые стратегии направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Инсерт – умение систематизировать и анализировать информацию. Расшифровывается с английского как I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading and, T – thinking – само активирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки: «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+» (плюс), если то, что вы cчитаете является для вас новым; «–» (минус), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете; «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. Предлагается несколько вариантов пометок: 2 значка (колонки) «+» и «V»; 3 значка (колонки) «+», «V», «?»; 4 значка (колонки) «+», «V», «?», «–». После прочтения текста – заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  2. Знаю, хочу узнать, узнал (таблица «ЗХУ»). Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу,

систематизировать их. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик «Знаю» для общего внимания без корректировки и оценивания. В столбик «Хочу узнать» записываются формулировки интересующих вопросов и тем. Под «Узнал» заносятся информация, ставшая новой во время чтения текста. Сведения, понятия, факты записываются только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

  1. Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

  2. Кластер - выделение смысловых единиц текста и графическое

оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме.

  1. Фишбоун в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых обучающиеся по ходу

чтения выписывают факты, подтверждающие наличие сформулированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть и факты. Факт придаёт проблеме ясность и реальные очертания.

  1. Чтение с остановками — условное название методического приёма по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания. Данный приём учитывает следующее: текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приёма); текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. Части по объёму могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много (желательно не более пяти), чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей; задания и вопросы к тексту формулируются с учётом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б. Блуму). Вопросы делятся на: простые (о фактах), уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.



Посттекстовые стратегии необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

ПОСТТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Люкентекст – текст с пропусками.

  2. Изменение перспективы - пересказ текста обучающимся с позиции действующих лиц.

  3. Синквейны развивают способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это требует вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение из 5 строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. В первой строке заявляется тема или предмет – одно существительное, во второй дается описание предмета – два прилагательных или причастия, в третьей характеризуются действия предмета – три глагола, в четвертой строке приводится фраза, выражающая отношение автора к предмету – обычно из четырех значимых слов, в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета – одно слово.

  4. Проверочный лист. Необходимо внимательно прочитать текст и мысленно выделить в нем основные мысли. Затем нужно пересказать текст.

Учитываются следующие критерии:

    • Названа основная мысль текста (Да/Нет)

    • Названы главные мысли текста и основные детали (Да/Нет)

    • Присутствует логико-смысловая структура текста (Да/Нет)

    • Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста (Да/Нет).

Таким образом, использование лексических упражнений на разных этапах способствует оптимизации процесса обучения чтению. Предложенные нами упражнения будут иметь практическую ценность для учителей иностранного языка различных типов школ.