СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедия для родителей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедия для родителей»

ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ

Стадии развития ребенка

1. (от рождения до 8 недель) рефлекторные звуки

2. (от 8-ми до 20 недель) Появления гуления и смех. В гулении преобладают гласные звуки. Но к концу второй стадии появляются и согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, то есть идёт своеобразная тренировка речевого дыхания. На этой стадии появляется первый смех.

Через 20-30 минут после пробуждения моно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребёнка или короткие рифмованные строки.

3. (от 16-20-ти до 30 недель). Появление лепета. Малыш начинает произносить сочетания согласных с гласными (ба-а, ма-а, та-а и т.п.)

4. (от 20-30-ти до 50 недель). "Рассвет" лепета. Ребёнок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). Кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражательную деятельность "Ладушки", "До свидания", "Дай ручку" и др.

5. (от 9-ти до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообразием. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягивается, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует "псевдослова", не имеющие определенного значения.

Малыш интенсивно начинает понимать обращённую речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредством игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

6. (2 года). Малыш показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает и правильно выполняет двухэтапные фразы ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает их или заменяет.

7. (2 года 6 месяцев). Повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Кроха понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чём ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

8. (3 года). Словарный запас ребенка составляет 250-700 слов, он говорит предложения из пяти-восьми слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число существительных и глаголов. Малыш называет своё имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи листок под кубик", "положи мяч в корзину". Ребёнок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки с картинками и без них, задаёт вопросы о значении слов.

Способствует развитию речи

* Ранний отказ от пустышки

* Переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка)

* Эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.)

* Развитие общей и кистевой моторики (центры речи и движения рук расположены в коре мозга рядом, будет работать рука - раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

* Рисование на вертикальной поверхности (рулоны обоев на дверь) двумя руками одновременно, что бы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, "мы рисуем дождик. Кап-кап-кап" и т.д.

ВАЖНО

! Недостаток общения может значительно задержать развитие речи

! Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска

! Если ребёнок не использует фразовую речь к 30 месяцам жизни, родители должны обязательно консультироваться с логопедом и заниматься речью дома.

! Логопедическая гимнастика для детей в возрасте до трёх лет не рекомендуется - в этот период идёт формирование органов артикуляции

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОРЕЧЕВОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Возраста малыша в месяцах

1

Реакция сосредоточения на речевое обращение к ребёнку

2

Улыбка при общении

3

Комплекс оживления при общении со взрослыми, гуление

4

Смех

5

Различение направления звука, певучее гуление

6

Лепет

7

Готовность к совместной игровой деятельности

8

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов

9

Общение с помощью жестов, игра в "Ладушки"

10

Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым, использование одного-двух "лепетных слов", понятных для малыша и взрослых

11

Использование трёх "лепетных слов"

12

Использование трёх-четырёх "лепетных слов", понимание простых просьб, дополненных жестом

15

Словарный состав увеличивается до шести слов, ребёнок понимает простые просьбы без жеста

18

Показывает одну из частей тела, словарный запас - 7-20 слов

21

Показывает три части тела, использует фразу из двух слов, словарный запас - 20 слов

24

Показывает пять частей тела, имеет словарный запас 50 слов, неадекватно использует местоимения я, ты, мне, предложение состоит из двух слов

30

Адекватно использует местоимения я, ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один"

36

Словарный запас - 250 слов, использует предложение из трёх слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов



И НИКАКИХ СЮСЮКАНИЙ!

Некоторые родители, сами того не осознавая, могут нанести вред речевому здоровью своего малыша. Иногда вместо того, чтобы стимулировать речь ребёнка, они, наоборот, затормаживают её.

Сюсюканье. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). То, что он слышит, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, "какой ты у меня хоЛЁшенький", то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит и психическое развитие.

Ускоренная речь. Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи - кроха не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазано. Возможно появления заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

Сосание соски/ пальца/ одеяла. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает произношение.

Сложнее отучать малыша от зависимости к самому себе - сосание пальца, пряди волос, закусывание губы и пр.

Общение с малышом. Лучший стимул для развития речи - общение с крохой с самого рождения. Говорить нужно о том, что окружает малыша, и о самом карапузе, так как у детей речь контекстная. Важен эмоциональный контакт. Если гуление и лепет не поддерживать, речь может затормозиться. Ребёнку будет просто неинтересно говорить, так как его никто не слушает.

Другая крайность - это слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его. Нужно постоянно находить время на диалог с ребёнком.

Физическое и психическое здоровье. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важно закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.






КАК НАЗЫВАЕТСЯ "КАША ВО РТУ"

Многие родители, слыша от логопеда речевые диагнозы деток, волнуются и пугаются. Но если разобраться, то все логопедические диагнозы поддаются лечению - частичной или полной коррекции. Что же на самом деле значат такие загадочные слова, как "дизартрия" и "ФФНР"

Речевые нарушения делятся на устные и письменные. Письменные - это нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия). О них можно говорить с начала обучения в школе. До школы - только об их предпосылках и нарушениях устной речи.

Самые частые нарушения дошкольников - это алалия, дизартрия и дислалия.

Алалия

Полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохраненном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша. Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз "алалия" чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет "молчали" и "мычали". Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, улучшение грамматики, обогащение словаря, произношение

Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

Дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У детишек наблюдается смазанная речь - "каша во рту", Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже - от твёрдой пищи, так как нужно прикладывать большие усилия, чем при сосании из бутылочки и потреблении протёртых продуктов. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.

Прогноз. При одновременном медика-метозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики. Зачастую после прекращения занятий наблюдается утрата полученных навыков. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими "секретами" логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.

Дислалия

Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат "уплывает", есть смысл говорить о стёртой дизартрии.

Прогноз. Если речь ребенка до 4,5-5 лет понятна. а страдает какой-то звук или группа звуков (скажем, вместо Ш и Ж, произносится С и З), то прогноз хороший.

Заикание

Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

Выше описаны часто встречаемые речевые нарушения среди детей из медицинской классификации. Но популярна и педагогическая классификация.

ФФНР

К группе с фонетико-фонематическими нарушениями речи относятся детки с нормальным интеллектом и физическим слухом, но нарушением фонематическим. Наблюдается и нарушение произношения.

ОНР

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и интеллектом. Это сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование как звуковых, так и смысловых сторон речи.

ВАЖНО

Какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.





БЕГОМ К ЛОГОПЕДУ!

К специалисту нужно обратиться если ...

* Начиная с 7-8 месяцев кроха не понимает обращенную к нему речь - не поворачивает голову в ответ на вопросы: "Где папа? Баба?" не реагирует на своё имя.

* В 1 год малыш не произносит 8-10 слов типа "кис-кис", "ням".

* В 2 года ребёнок не разговаривает.

* В 2,5 года нет элементарной фразовой речи - в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, "дай пи" (дай пить), "папа би" (папа уехал).

* До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

* К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа "тук-тук, тук-тук".

* К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение - во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.

* К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.

* После 3 лет малыш продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова "телефон" - "афон".

* После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж ....)

* К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка-почка, крыша-крыса.

* К 4,5 годам не сформирована звуковая сторона речи - не выговаривает звуки или произносит их неверно.

* Отоларинголог установил снижение слуха.

* Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.

* Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку - при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.

* Имеется расщелина нёба, "заячья губа", "волчья пасть".

* Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.

Ребёнок просовывает язык между зубами.

* Малыш "захлёбывается" речью, торопится высказать свои мысли.

* Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

* Не стремится к общению.

* Ребёнок говорит "в нос", гнусаво.

* Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

* Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

* С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.




НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Бывают разные: от простых до тяжёлых, от физиологических, связанных с возрастными особенностями, до стойких, требующих срочной коррекции.

Задача логопеда:

1. Коррекция звукопроизношения.

Этапы:

- подготовительный (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

- этап появления звуков (постановка звука);

- этап усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах);

2. Развитие фонематического восприятия - способности воспринимать и различать звуки речи - фонемы. Его нарушение приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

ТЕСТ:

попросите малыша повторить различные слова и слоги, при этом он не должен видеть вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.







3. Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

ТЕСТ:

попросите ребёнка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха






4. Расширение словаря и формирование грамматического строя речи.

К пяти годам ребёнок говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребёнка составляет 3-4 тысячи слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словосочетание и словотворчество.

5. Работа над умением составлять рассказы, пересказы.

ПЛОХАЯ РЕЧЬ? ПОЙТЕ

Удлиняем выдох - защищаемся от простуд

Зачастую при нарушении речи страдает речевой выдох - бывает слишком коротким. Для решения этой проблемы можно проделывать различные упражнения. Одно из них - «Лесенка» (пропевание гласных звуков с изменением направления голоса вверх или вниз) - очень нравится детям. Я стремилась выстроить звуки так, чтобы от звука к звуку изменение артикуляции было минимальным, при этом воздух в лёгких расходовался бы экономно и его хватало на большее количество звуков. Звуки стоят в следующем порядке: А — О — У — Ы — И — Е — Ё— Ю — Я — Э. Сразу, естественно, на одном выдохе пропеть 10 гласных не получится, максимум 4, но в процессе тренировок можно научиться не только пропевать все гласные, но и вытянуть каждую из них. Голос в процессе тренировок становится глубоким, «густым», выдох нереально длинным. Мы с детьми разделяем «узкий» и «широкий» звук. «Узкий» — когда звук идёт как бы одной узкой струйкой, не расходясь в пространстве. «Широкий» — когда звук заполняет всё пространство вокруг. Если два или несколько голосов звучат вместе, в унисон, звук начинает «звенеть». Однажды на занятии, когда я показывала это упражнение, один ребёнок сказал, что это звучит как молитва...

Чтобы начать выполнять упражнение, необходимо сесть удобно, откинуться на спинку стула; сделать два глубоких вдоха и выдоха (вдох через нос, выдох через рот). Ладонь одной руки лежит на верхней части груди, вторая - на животе, под диафрагмой. Пение начинаем

после третьего полного вдоха. Считаются пропетыми только те звуки, которые уместились в один выдох. Так, постоянно тренируясь, мы добавляем новые звуки. Переход от одного звука к другому должен быть плавным, а не отрывистым. Каждый звук нужно «вытянуть», прежде чем переходить к следующему.

При условии, что выполнять это упражнение будете каждый день, через полгода вы получите увеличенный объём лёгких, меньшее количество респираторных заболеваний, глубокий голос, ровный тембр, продолжительный речевой выдох. Только необходимо помнить о том, что не стоит давать слишком большую нагрузку на голосовые связки, за­ставлять работать ребёнка, когда он не готов к этому, разговаривать и петь на улице в морозную погоду. Нельзя выполнять это упражнение во время инфекции верхних дыхательных путей. Питьё всегда желательно тёплое или комнатной температуры.

Проблема подъязычная уздечка

После обследования детей логопедом или ортодонтом выясняется, что у ребёнка укороченная подъязычная уздечка. Многие родители решают ее подрезать. Как логопед смею заверить: это не имеет смысла. Есть упражнения, давно и хорошо известные любому логопеду: «Лошадка», «Грибок». Я просто предлагаю выполнять эти упражнения лёжа на твёрдом диване или кушетке.

Усердствовать чересчур не следует, так как можно порвать уздечку. Если же работать спокойно и последовательно, результат не заставит себя ждать. У меня был случай, когда девочка 15 лет растянула уздечку за неделю самостоятельной работы.

С малышами, конечно, так не получится, но через 1,5-2 месяца постоянной работы результат будет заметен не только вам.

ТАКИЕ СЛОЖНЫЕ ЗВУКИ

Иногда даже нескольких недель занятий логопедической гимнастикой дома достаточно, чтобы малыш начал чётко и правильно произносить не выгова­риваемый ранее звук. В упражнениях нет ничего сложного, главное, чтобы малыш занимался ими с интересом и не реже трех-четырех раз в неделю. А начинать их можно после трёх лет.

Прежде чем приступить к постановке звука в домашних условиях, что называется «по подражанию», нужно подготовить артикуляционный аппарат (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, ротоглотку, зубы, губы, носоглотку) малыша к произнесению сложных для него звуков.

Усадите его перед большим зеркалом, наберитесь терпения и вместе с крохой выполняйте подготовительные упражнения.

Мимические упражнения.

Предложите выразить радость от встречи с весной. Малыш показывает, как ему тепло и приятно греться на солнышке. Ребёнок представляет себя доброй и ласковой Весной, которая дарит деревьям листву, лугам - траву и цветы.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Малыш показывает, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

«Ветерок качает подснежник». Наклонять голову влево-вправо (шея расслаблена).

«Дети радуются солнышку» и посылают ему песенку гласных звуков: а-э-и-о-у». Поднимать и опускать голову.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом. (Имитация зевания).

«На реке трескается лёд, плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Упражнения для щёк и губ

«Пускаем кораблики». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щеки, затем вернуть их в исходное положение.

Упражнения для языка

«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широко­го языка.

«Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы и произносить: тдд-тдд-тдд.

«Лопаются почки на деревьях». Подвести широкий язык под верхнюю губу и пощёлкать.

«Часики отсчитывают время весны». Широко открыть рот, попеременно двигать язычок от одного уголка рта к другому «тик-так», «тик-так» (следить, чтобы язык не касался губ, а двигался по воздуху, останавливаясь только в уголках рта).

«Погреемся на солнышке». Рот широко открыт, язычок тянется как можно дальше и выше к верхней губе (следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а ротик был широко открыт).

«Посмотрим, сколько луж сделало солнышко». Язычок из верхнего положения медленно опускается вниз, тянется к подбородку (ротик по-прежнему широко открыт).

Упражнения «Погреемся на солнышке» и «Посмотрим, сколько луж сделало солнышко» чередовать несколько раз. После того, как вы сделали их, можно попробовать самостоятельно вызвать у ребёнка некоторые звуки.



УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ...

Звук С

• Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между верхним и нижним рядом зубов, широкий язык упирается в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: «С-с-с-с».

• Понадобятся ватный шарик или мяч от пинг-понга, импровизированные ворота. Упражнение можно делать, лёжа на полу, на животе или сидя за столом. Улыбнувшись, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и как бы произнося длительно звук «ф», пытаться забить ватный шарик в ворота.

Важно: малыш не должен закусывать нижнюю губу и надувать щёки. Весь воздух должен проходить по центру язычка.

Звук Ц

• Этот звук можно попробовать вызвать лишь в том случае, если ребёнок уже произносит звуки Т и С. Попросите малыша быстро произносить звуки Т-С, Т-С, Т-С. В результате слияния этих звуков образуется звук Ц.

• Упражнение «Не разбуди малыша». Поднести указательный палец к губам: «Ц-ц-ц, осторожно, не разбуди малыша в кроватке, тихо!»

Звук З

• Выполнять те же упражнения, но вместо песенки льющейся водички предложите малышу спеть песенку комарика: «З-з-з-з». Обратите внимание крохи на то, что, когда комарик поёт свою песенку, горлышко начинает дрожать. Для этого просто приложите руку ребёнка к горлу.

Звук Л

• Для вызывания этого звука достаточно просто покусать зубками широкий кончик языка и спеть песенку «ла-ла-ла-ла». Когда звук «получился», предложите ребёнку перевести язычок за верхние зубы и петь ту же песенку «л а-л а-л а», ударяя кончиком языка в верхние альвеолы.

• Приоткрыть рот, улыбнуться и, длительно произнося звук Ы, протолкнуть кончик языка между верхними и нижними зубами. Если правильно удерживать язык в таком положении, обычно слышится звук Л.

• Улыбнувшись, открыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку либо к нижним и верхним зубам. Сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд. При выполнении этого упражнения у малыша должен работать только язык. Очень часто дети выполняют это упражнение, уложив язык на нижнюю губу. Старайтесь этого не допускать.

Звук Ш

• Для постановки этого звука снача­ла нужно научиться делать широким языком «чашечку». Затем предложите упражнение: осторожно донести «чашечку» с чаем. Для этого широкий язык переводим за верхние зубы, здесь нужно быть внимательным и следить за тем, чтобы широкие края языка были прижаты к верхним коренным зубам и не пропускали по краям воздух. Кон­чик же языка, наоборот, образует небольшую щель между небом. Попросите малыша с некоторым усилием выдохнуть тёплый воздух. Обратите внимание на то, что при произнесении звука Ш горлышко «молчит». Если малыш все сделал правильно, вы получите звук Ш.

Звук Ч

Язык малыша должен находиться вверху, но не упираться в зубы. Зубки разомкнуты на расстоянии ширины пальца, губы открыты и напряжены. Кроха с силой выдыхает и произносит звук Т мягкий, как бы имитируя движения паровоза. Можно попробовать на выдохе произносить: ать-ать-ать.

Звук Ж

ЗвукЖ

• Упражнения выполнять те же, что и для звука Ш, только уже с включением голоса. Для этого взрослый прикладывает тыльной стороной одну руку ребёнка к своей шее спереди, а другую - к его шее. Обращаем внимание крохи на то, что горлышко «проснулось».



МАЛЫШ, СКАЖИ «РЫБА»

Произносим звук Р с помощью... варенья

Чаще всего родителей в речи ребенка пугает отсутствие звука «р» — самого труднопроизносимого и сложного в постановке. Но раньше, чем ребенку исполнится 5-6 лет, бить тревогу не стоит. Потому что в норме этот звук как раз и появляется в речи детей к указанному возрасту. Данную проблему не всегда удаётся решить дома самостоятельно. Поэтому обращение к логопеду значительно облегчит задачу. В первую очередь специалист определяет причину, по которой звук не произносится, а потом разрабатывает индивидуальную схему работы над звуком.

Причины неправильного произношения звука Р

* Расстройства речи, связанные с поражением коры головного мозга. В этом случае потребуется комплексный подход нескольких специалистов.

* Недоразвитие фонематического слуха.

* Ребёнок заменяет звук Р другими звуками.

* Малыш подражает тем, кто не выговаривает звук.

* Звук не автоматизирован.

* Короткая подъязычная уздечка.

* Очень важное условие успешной постановки звука — систематичность.

Работать с ребенком следует каждый день по 10-15 минут. И это не только занятия с логопедом. Родители могут дома использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка и воздушной струи.

Упражнения для верхнего подъёма языка

«Вкусное варенье» - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.

«Маляр» - широко открыт рот улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать на зубы, отрываться от «потолка» и двигаться влево-вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.

Упражнения для подъязычной связки

«Лошадка» — приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью. «Грибок» — открыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 секунд. Уздечка языка — это «нож­ка гриба», сам язык — его «шляпка». По­вторить 2-3 раза.

Упражнения на укрепление кончика языка

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл». Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох.

Скороговорки для автоматизации звуков Р и Рь.

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

У редьки и репки корень крепкий.

Три вороны — на воротах.

Три сороки — на пороге.

Для дифференциации звуков Р — Л.

Враль клал в ларь.

Малина — не Марина.

Пал град на пять гряд.

Король — орел, орел — король.

Лара и Валя играют на рояле.

Арина грибы мариновала,

Марина малину перебирала.

ВАЖНО

  • Чтобы ребёнок правильно облизал верх­нюю губу, намажьте её вареньем или тем, что любит малыш.

  • Упражнения выполняйте перед зеркалом, пока ребёнок не начнет выполнять их уверенно. Можете делать их вместе, подражая друг другу.

  • Проводите гимнастику ежедневно, но следите, чтобы малыш не уставал.

  • Идите от простых упражнений к более сложным, выполняя их сначала медленно, под счёт. Количество повторений увеличивайте постепенно.

  • Можно попытаться самостоятельно вызвать звук Р. Надо поднять язык за верхние зубы, не закрывая рта, часто произносить: ДДДДД. Одновременно делать колебательные движения пальцем под языком поперёк языка. Через некоторое время должен получиться звук, похожий на Р


Закрепляем звуки

Как только малыш научился правильно выговаривать проблемный звук, родители ждут, что он будет произносить его правильно во всех словах. Но специалисты утверждают, что безошибочное употребление этого звука возможно только спустя месяц-полтора как минимум после его постановки.

Весь этот период надо проводить специальную работу, которая называется автоматизацией звука. Для этого используют приёмы отражённого повторения (за взрослым) и самостоятельного называния слов и фраз по картинке.

Задача взрослых — организовать ежедневные, по несколько раз в день, тренировки по 5-10 минут. Лучше всего проводить их в форме игры: необязательно садиться за стол и раскладывать пособия. Автоматизируйте звуки даже во время прогулки на улице, по дороге в детский сад, дома на диване. Причём, делать это могут не только папа или мама, но и другие члены семьи.

В помощь родителям — слоговые разминки, фразы, короткие стихи, скороговорки, потешки, рассказы и т.д. Главное, чтобы весь материал был максимально насыщен закрепляемым звуком, а родители контролировали правильное повторение материала.

Автоматизация достигнута, если ребёнок сам, без напоминаний взрослого, контролирует новый звук в спонтанной речи.

Упражнения на автоматизацию звука в речи

Кнопочки. Малыш проговаривает слог (слово) с проблемным звуком и в это время нажимает пальцем на «кнопочку» (любой рисунок — кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

Метроном. Проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом или родителями ритм метронома.

Песочные часы. Повторяет скороговорки, потешки или слоги, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

Колокольчик. Озвучивает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает верное произношение звоном колокольчика.

Шарик. Во время произнесения слова перекладывает или передаёт из рук в руки шарик от пинг-понга, мячик.

Волшебная верёвочка. Наматывает верёвочку на пальчик, проговаривая предложения, скороговорки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту проводит пальчиком, произнося предложения, скороговорки.

Заборчик. Малыш рисует вертикальные палочки и говорит слоги, слова.

Дорожка. Кроха рисует или выкладывает поочередно вертикальные и го­ризонтальные палочки, одновременно произнося два заданных слова.

Узоры. Рисует или выкладывает чередующиеся фигурки и проговаривает слова. Каждая фигурка обозначает слово.

Пирамидка. Нанизывает колечки на стержень пирамидки, озвучивает слоговые ряды, слова.

Часики. Проговаривает слово, предложение столько раз, сколько показывает стрелка на часиках.

Бусы. Говорит и перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску.

Счёты. Произносит слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах, либо — с одновременным движением косточки.

Улиточка. Проговаривает звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали — домику улитки.

Тихо-громко. Аккуратно «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, озвучивая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой — тихо.

Песенка. Поёт знакомую мелодию, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.



«Ужа ужалила ужица …»

Мы занимались с сыном гимнастикой для языка, губ и нёба, а закрепляли выученное — скороговорками. Их повторение развивает у ребёнка слуховое внимание и помогает малышу правильно и чётко произносить звуки. Сначала я несколько раз медленно читала скороговорку, затем просила сына также медленно повторять за мной, и постепенно день за днём мы произносили их все быстрее и быстрее. Начинали с самых лёгких. Кстати, их очень просто сочинять самим или вспоминать фразы из известных стишков, например, из «Бармалея» Чуковского: «...Выходила к ним горилла, им горилла говорила, говорила им горилла, приговаривала...» По мере взросления мы усложняли скороговорки. Такие занятия помогут только в том случае, если заниматься ежедневно. Например, мы часто повторяем и учим новые скороговорки по пути в детский садик — и полезно, и идти веселее! Вот некоторые примеры скороговорок:

  • Чистит чистюля всё чаще и чище,

Чтобы ещё ей почистить, всё ищет.

  • На тёрке редьку трёт Тарас,

Трёт на террасе третий час.

  • Сорок сорок делили сырок.

Из-за сыра сороки подрались,

Только дырки от сыра сорокам достались.

Купили Валерику и Вареньке

Варежки и валенки.

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

Саша шапкой шишку сшиб.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.