СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации логопеда для родителей дошкольников 4 - 5 лет с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации логопеда для родителей дошкольников 4 - 5 лет по лексическим темам.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации логопеда для родителей дошкольников 4 - 5 лет с ОНР»

Овощи



1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Объяснить, что это все можно назвать одним словом "овощи", помочь запомнить обобщающее понятие "овощи".

2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.

3. По возможности показать и рассказать, где растут овощи.

4. Рассказать, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).

5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
Помидор (какой?) - ...
Огурец (какой?) - ...
И так далее.

6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.
1 огурец, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кабачок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И так далее.

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Помидор - помидорчик.
Репа - репка.
И так далее.

8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один помидор - много помидоров.
Одна морковь - много моркови.
И так далее.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Огурец - огурцы.
Помидор - помидоры.
Репа - репы.
И так далее.


10. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

Растет - растут.
Зреет - ...
Зеленеет - ...
Краснеет - ...
Сажает - ...
Копает - ...
Окучивает - ...
Рыхлит - ...
Поливает - ...
Убирает - ...
Спеет - ...

11. Развитие слухового внимания. Послушать стихотворение и ответить на вопрос: "Из чего хозяйка варила суп?"

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

  • Красная девица сидит в темницы, а коса на улице (морковь)

  • Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
    К земле прирос крепко. Что это? (репка)

  • Сидит дед, во сто шуб одет.
    Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

13. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.

Огород

В огороде много гряд,

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

А.Прокофьев



Фрукты



1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Объясните, что это все можно назвать одним словом "фрукты".

2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

3. По возможности покажите и расскажите, где растут фрукты (в саду, на дереве).

4. Расскажите, что можно приготовить из фруктов.

5. Упражнение на согласование существительных с прилагательным. "Назови цвет, форму"

Слива (какая?) - синяя, овальная.
Лимон (какой?) - ...
Абрикос (какой?) - ... И т.д.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.
1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.

7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива - сливка.
Абрикос - абрикосик. И т.д.

8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.
Одна груша - много груш. И т.д.

9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива - сливы.
Яблоко - яблоки.
Груша - груши. И т. д.

10. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...
Варенье сварили из груш, оно будет называться ...
Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...
Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...
Варенье сварили из слив, оно будет называться ...
11. Дидактические игры "Узнай на ощупь", "Узнай по запаху" на развитие тактильно-вкусовых ощущений.

Предложите ребенку узнать фрукты на ощупь (по запаху) с закрытыми глазами.

12. Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.
Груши растут на ...
Сливы растут на ... И т. д.

13. Развитие связной устной речи.
Учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом "а" по образцу.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Лимон овальный, а яблоко круглое
. Лимон желтый, а яблоко зеленое.
(И так на примере всех фруктов.)

14. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко.
(Яблоко)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Сливы)

15. Развитие мелкой моторики.Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладонь держать "ковшиком",
указательным пальцем правой руки "мешать" компот)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

16. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение


Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла. В. Волина



Осень



1. Расскажите о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь).

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев.

3. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

4. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - ...
Ветер осенью (какой?) - ...
Дождь осенью (какой?) - ...
Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...
Осенью солнце (что делает?) - ...
Осенью птицы (что делаю?) - ...

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Туча - тучка.
Солнце - ...
Дождь - ...
Ветер - ...

6. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.

Дождь идет, дожди ... (идут)
Лист падает, листья ...
Цветок вянет, цветы ...
Птица улетает, птицы ...
Ветер дует, ветры ...

Дожди идут, дождь ... (идет)
Листья падают, лист ...
Цветы вянут, цветок ...
Птицы улетают, птица ...
Ветры дуют, ветер ...


7. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...
1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...
1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...


8 . Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.


9 Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи. (А. Плещеев)
10. . Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)

11 Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять,

Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

Будем листья собирать.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Вновь загибают пальчики, начиная с больших.

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Приседают, «шагают» по ковру сред ним и указательным пальцами обеих рук.



Дикие животные



1. Рассмотреть иллюстрации с изображением зверей - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие "дикие животные", "звери". Затем попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы). Помочь запомнить названия.
2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.
3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.
4. Упражнение "Угадай кто это?" - учимся подбирать существительные к прилагательным.

Бурый, косолапый, неуклюжий ...
Серый, зубастый, страшный ...
Хитрая, пушистая, рыжая ...
Маленький, длинноухий, пугливый ...
Серый ..., косолапый ..., хитрая ..., колючий ...


5. Упражнения в словообразовании.

  • "Кто у кого"
    У медведицы - медвежонок (медвежата).
    У лисицы - ...
    У белки - ...
    У волчицы - ...
    У ежихи - ...
    У зайчихи - ...

  • "Назови семью"
    Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
    Папа - волк, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - еж, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ...
    Папа - лис, мама - ..., детеныш - ...

  • "Назови ласково"
    Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
    Лиса - ...
    Медведь - ...
    Волк - ...
    Еж - ...
    Белка - ...


6. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление дательного падежа существительного.

Мясо дадим волку.
Малину и мед - ...
Морковку, капусту - ...
Яблоко, мышку - ...
Орехи и грибы - ...


7. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.


8. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Под соснами, под елками живет клубок с иголками.
(еж)
Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.
(белка)
Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)


9. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.


Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.


Хлопают в ладоши и ударяют кулачок о кулачок попеременно.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.


10. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать ребенку русские народные сказки "Колобок", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка", "Теремок".




Посуда



1. Вместе с ребенком рассмотрите посуду - кухонную, чайную, столовую.

2. Закрепите с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение.

3. Покажите, где дома хранится посуда (шкаф, сервант, буфет).

4. Сравните посуду (большие и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки...).

5. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительными.
Например: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек...

6. Упражнение "Какая посуда?" на согласование прилагательных с существительными.
Например:

ложка для чая (какая?) – чайная

ложка для кофе (какая?) - кофейная

и т.д.

7. Упражнение "Назови ласково!" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Например:
тарелка - тарелочка,
ложка - ложечка,
блюдце - блюдечко
и т.д..

8. Упражнение "Скажи, когда много!" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Например:
одна вилка - много вилок,
один стакан - много стаканов,
одна чашка - много чашек
и т.д.

9. Упражнение "Какая бывает посуда?" на образование относительных прилагательных.
Например:

чашка из стекла - стеклянная чашка

тарелка из фарфора - фарфоровая тарелка...

10. Упражнение "Для чего посуда?" на образование существительных с помощью суффиксов.
Например:
посуда, в которую кладут хлеб - хлебница,
посуда, в которую кладут салат - салатница,
варенье - в вареньицу,
селедку - в селедочницу,
суп наливают - ... (в супницу),
перец хранят - ... (в перечнице),
соль насыпают - ... (в солонку),
горчицу кладут - ... (в горчичницу),
конфеты - ... (в конфетницу),
сухари - ... (в сухарницу),
масло - ... (в масленку).

11. Объяснить ребенку значение сложных слов "картофелечистка", "овощерезка", "кофеварка", "соковыжималка", "мясорубка", "соковарка", "пароварка", "скороварка".

12. Прочитать ребенку произведение К. Чуковского "Федорино горе"

13. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четрые,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли.
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)









Профессии


1. Побеседуйте с ребенком о профессии воспитателя, логопеда, помощника воспитателя, повара, продавца, врача.

2. Объясните ребенку, кто что делает на работе, кому и какую пользу приносит, что нужно для работы.

3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор действий к существительному.
Врач - лечит, назначает лекарства.
Продавец - ...
Повар - ...
Воспитатель - ...
Логопед - ...

4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление винительного падежа имени существительного.
А) Повар варит (что?) - суп, компот.
Врач лечит (кого?) ...
И так далее.

Б) Повару для работы нужны (что?) - кастрюля, сковородка, поварешка.
Врачу для работы нужны (что?) ...
Воспитателю для работы нужны (что?) ...
И так далее.

5. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительным.
1 повар, 2 повара, 3 повара, 4 повара, 5 поваров.
1 учитель, 2 учителя, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 врач, 2 врача, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 воспитатель, 2 воспитателя, 3 ..., 4 ..., 5 ...

6. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один повар - много поваров.
Один продавец - много продавцов.
И так далее.






7. Развитие памяти. Работа над дикцией.
Выучить стихотворение

Продавец
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам - по улыбке. (В. Степанов)


8. Развитие слухового внимания.
Перед чтением попросите ребенка внимательно послушать стихотворение и запомнить, кто и что покупал в магазине.



В универмаге встретил я
Осла, козу и кошку.
Они купили красный мяч
И желтую гармошку.
Зайдя в другой, увидел я
Осла козу и белку.
Они купили красный плащ
И белую тарелку.
Зашел я в третий, встретил там
Опять осла и кошку.
Они купили в этот раз
Лишь желтую матрешку.
Мне срочно нужен твой совет,
Задумайся немножко.
Скажи, какой любимый цвет
У белки и у кошки.
И кто не сделал ни одной
Покупки в магазинах,
Поскольку не было, увы,
Товаров ярко-синих.

(Н. Разговоров)









Мебель



1. Рассмотрите и побеседуйте с ребенком о домашней мебели, предназначенной для спальни, столовой, кухни. Сформировать обобщающее понятие "мебель"/

2. Назовите мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, столешница). Помогите малышу запомнить эти названия.

3. Объясните ребенку назначение мебели, различных ее видов.

4. Рассмотрите на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный, журнальный, кухонный, обеденный, компьютерный), большие и маленькие стулья, табуретки.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Для чего нужен письменный, журнальный, обеденный, кухонный столы.

6. Расскажите, из чего делают мебель.

7. Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.

Стул (какой?) - ...
Кресло (какое?) - ...
Диван (какой?) - ...
Кровать (какая?) - ...

и т.д.


8. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительными.

1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
1 буфет, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
1 кровать, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
и т.д.


9. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Один стул - много стульев.
Одна кровать - много ...
Один диван - много ...
и т.д.





10. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Стол - столик,
диван - диванчик
и т. д.


11. Упражнение на понимание предложных конструкций. Выполнение действий с предметами.

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять над стулом.


12. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок.


13. Знакомство с художественной литературой.

Прочитайте ребенку произведение К. И. Чуковского "Федорино горе". После прочтения спросите, какие предметы мебели встречались в стихотворении.















Домашние животные



1. Покажите ребенку (по возможности) домашних животных: кошку, собаку, корову, лошадь, свинью, овцу. Сформировать обобщающее понятие "домашние животные.

2. Обсудить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:
- Почему не слышно, когда ходит кошка?
- Для чего у лошади на ногах копыта?
- Зачем корове рога?
И так далее.

3. Рассказать малышу, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

Для свиньи - свинарник.
Для овцы - овчарню.
Для собаки - конуру (будку)
И т.д.

5. Рассмотреть иллюстрации в книгах и журналах.
6. Упражнение "Кто как голос подает?" (учимся образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов).

Корова - "му-у" - мычит.
Кошка - "мяу" - мяукает. и т. д.

7. Подбирать прилагательные к существительным.

Кошка (какая?) - ласковая, игривая, пушистая , маленькая.

Собака - ...
Свинья - ...
Корова - ...
Овца - ...
Лошадь - ...

8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Кошка - кошечка.
Лошадь - ...
Корова - ... и т. д.

9. Упражнение "У кого - кто?" на падежное согласование существительных.

У кошки - котенок (котята).
У лошади - ...
У свиньи - ... и т.д.

10. Упражнение "Кто чем питается?" на употребление творительного падежа существительного единственного числа.

Кошка - молоком
Собака - мясом и т.д.

11. Упражнение "Один-много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна кошка - много кошек.
Один котенок - много котят.
Одна корова - много коров.
Один теленок - много телят.
Один бык - много быков и т.д.

12. Употребление существительного в родительном падеже единственном числе.

Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?

13. Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кот, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

14. Развиваем логическое мышление.
Учимся отгадывать загадки.

Жил-был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая ...

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал ...

Бык, могучий великан,
В детстве был ...

15. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать ребенку сказки:
"Волк и семеро козлят"
"Зимовье зверей"
"Кот в сапогах" Ш. Перро
"Котенок по имени Гав" Г. Остер
"Кошкин дом" С. Маршак



Домашние птицы



1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
Петух - курица - цыпленок.
Гусь - гусыня - гусенок.
Селезень - утка - утенок.
Индюк - индюшка - индюшонок.

2. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.

3. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.

4. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.

5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.

6. Упражнение "Кто как голос подает?" на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).

Утка - "кря-кря" - крякает.
Гусь - "га-га"- гогочет.
Индюк – «бл-бл» - болбочет

Курочка – «куд-куда» - кудахчет


7. Упражнение "Кто у кого?" на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.

У утки - утенок (утята).
У гусыни - гусенок (гусята).

У курицы – цыпленок (цыплята)
у индюшки – индюшонок (индюшата)


8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью суффиксов.

Петух- петушок.
Утка - уточка.

Курица - курочка
Гусь - гусек




9. Упражнение "Один - много" на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.

Одна утка - много уток.
Один селезень - много селезней.
Один утенок - много утят.
И т.д.


10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 утка, 2 утки, 3..., 4..., 5...
1 утенок, 2..., 3..., 4..., 5...
1 селезень, 2..., 3..., 4..., 5...


11. Упражнение "Кто как передвигается?" на подбор глаголов к существительному.

Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает.
Индюшка (что делает?) - ...
Курица (что делает?) - ...
Петух (что делает?) - ...


12. Развитие логического мышления. Упражнение "Исправь ошибку".

У утки - гусята.
У индюшки - цыплята.
У курицы - цыплята.
У гусыни - индюшата.


13. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитать малышу русскую народную сказку "Гуси-лебеди" .


















Новый год.



1. Побеседуйте о том, какой праздник отмечают, что он означает.


2. Рассмотреть елку и рассказать, какими игрушками она украшена.

3. Попросить ребенка нарисовать в альбоме елочные игрушки: синие шары, разноцветные флажки.
Ответить на вопросы:

Что? - ... (синие шары, бумажные флажки)
Нет чего? - ... (синих шаров, бумажных флажков)
Радуешься чему? - ... (синим шарам, бумажным флажкам)
Видишь что? - ... (синие шары, бумажные флажки)
Доволен чем? - ... (синими шарами, бумажными флажками)
Говоришь о чем? - ... (о синих шарах, о бумажных флажках)


4. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

В коробке один шар, а на елке шары.
В коробке звезда, а на елке звезды.
И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.


5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Шар - шарик, шарики.
Звезда - зведочка, звездочки.
Бусина - бусинка, бусинки.
Фонарь - фонарик, фонарики.
И т.д.


6. Упражнение на образование прилагательных.
Предложить ребенку ответить на вопросы:

Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)
Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)
Флажки из бумаги - какие? - ...
Зайцы из пластмассы -какие? - ...
Флажки разных цветов - какие? - ...


7. Упражнение "Узнай словечко" на активизацию словаря.

Белый, пушистый, искрящийся ... (снег) Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька) Уходящий, старый, новый ... (год)


8. Развитие слухового внимания, памяти. Выучить стихотворения.

Новый год
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок.
Новый год! Новый год!
У дверей, у ворот!
Он пришел к тебе, ко мне
И ко всей большой стране.

Елка
Наша елка велика,
Наша елка высока,
Выше папы, выше мамы,
Достает до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
(Е. Ильина)

9. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Перед нами елочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка "елочки")
Шишечки, иголочки
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики
(шарики из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки
(ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)
Звезды, человечки
(ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на столе)












Зимние забавы



1 Спросите у ребенка, какое время года сейчас, в какие игры любит играть малыш зимой, что нужно для зимних игр.

2. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк), где следует обратить внимание на то, какими видами спорта заняты дети.

3. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.


Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.


4. Развитие слухового внимания, памяти. Выучить стихотворение


Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
(О. Высоцкая)


5. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
(идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Зима



1. Напомните ребенку о том, какое сейчас время года; обратить внимание на погоду (на улице холодно, идет снег, дует холодный ветер, мороз).
2. Начните учить названия зимних месяцев.
3. Упражнение на подбор определений к существительным. Закончи предложения.
Зима (какая?) - холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная... Снег (какой?) ... Снежинки (какие?) ... Лед (какой?) ... Погода (какая?) ...
4. Подбор глаголов к существительным.
Снежинки зимой (что делают?) ...
Лед на солнце (что делает?) ...
Мороз (что делает?) ...
5. Упражнение "Назови ласково" - упражнение на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Снег - снежок.
Снежинка - ...
Зима - ...
6. Упражнение "Из чего - какой?" - упражнение на образование качественных прилагательных.
Горка из снега (какая?) - снежная.
Дорожка изо льда (какая?) - ...
Погода с морозом (какая?) - ...
7. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков. (Развитие координации речи с движением, развитие воображения)
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Мы с тобой снежок слепили,
("лепят", меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)
И совсем, совсем не сладкий
(грозить пальчиком)
Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И... сломаем
(Выполнять соответствующие словам действия)



Транспорт



1. Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением транспорта.
2. Познакомить малыша с таким видом транспорта, как наземный, железнодорожный.
3. Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
4. Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении можно задать ему следующие вопросы: "Какие машины перевозят грузы?", "Какие машины перевозят людей?", "На какой свет светофора можно переходить улицу?"
5. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование числительных с существительными.

1 автобус, 2 автобуса, 3…, 4…, 5 автобусов
6. Упражнение "Один - много" на образование единственного и множественного числа существительных.
Поезд – поезда - поездов

Троллейбус - …

Автобус - …
7. Упражнение "Подбери признак".
Машина (какая?) - большая, новая, железная, красная…
Автобус (какой?) - ...
и т.д.
8. Упражнение "Подбери действие к предмету".
Автобус ( что делает?) – едет, стоит, передвигается

Поезд ( что делает?) - ...
и т. д.
9. Упражнение "Кто чем управляет?".
Автобусом, машиной - водитель, шофер
Поездом - машинист
10. Упражнение на развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение .


ШОФЕР
На нитке машину гулять поведу.
На нитке домой я ее приведу.
Почищу ей кузов, кабину, мотор -
Машину беречь должен каждый шофер. А. Л. Барто

11. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать.(с использованием картинок)
- автомобиль, трамвай, троллейбус, самолет.

Транспорт



1. Познакомить малыша с такими видами транспорта, как водный, воздушный.

2. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование числительных с существительными.
1 самолет, 2 самолета, 3…, 4…, 5 самолетов
3. Упражнение "Один - много" на образование единственного и множественного числа существительных.
Самолет – самолеты – много самолетов
и т.д.
4. Упражнение "Подбери признак".
Лодка (какая?) - …
Самолет (какой?) - ...
и т.д.
5. Упражнение "Подбери действие к предмету".
Самолет (что делает?) – летит, взлетает, приземляется
Корабль (что делает?) - …

и т. д.
6. Упражнение "Кто чем управляет?".
Самолетом управляет летчик, пилот.
Кораблем управляет капитан.

7. Упражнение на развитие слуховой памяти.Выучить стихотворение .

САМОЛЕТ
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами.
А потом вернемся к маме.

8. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать (с использованием картинок)
- пароход, лодка, самолет, парусник

9. Развитие мелкой моторики.
Выполняется упражнения для пальчиков.

Есть игрушки у меня -
(попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Cамосвал, подъемный кран - Настоящий великан.
(загибать пальчики на обеих руках)

Моя семья



1. Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?
2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
3. Упражнение "Подбери признак" на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) - старенький, мудрый, добрый...
Мама (какая?) - молодая, любимая, ласковая...
Папа (какой?) - молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный...
4. Упражнение "Чей, чья чьё, чьи?" на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) - папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины...
5. Упражнение "У кого?" на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? - У папы.
У кого ласковые руки? - ...
У кого глаза добрые? - ...
6. Упражнение "Скажи наоборот" на образование антонимов.
Старший - ... (младший)
Молодой - ... (старый)
Большой - ... (маленький)
Добрый - ... (злой)
Старше - ... (моложе)
7. Упражнение для пальчиков на развитие мелкой моторики.

(руки сжаты в кулак, попеременно разжимать
пальчики, начиная с большого пальца)

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка
Ну, а это я.
Вот и вся моя семья.
(сжать руку в кулак несколько раз)

Мамин праздник



1. Расскажите ребенку о празднике 8-е марта: кого поздравляют в этот день, почему его называют "Мамин день". Помогите запомнить информацию.
2. Научите ребенка словам поздравления для того, чтобы он сказал их в этот день сестре, бабушке, маме и т.д.
3. Попросите ребенка рассказать, как он помогает бабушке, маме (рассказ из личного опыта).
4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными и на активизацию словаря.
Мама (какая?) - ...
Сестренка (какая?) - ...
Бабушка (какая?) - ...
5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мама - мамочка, мамулечка, мамуля, мамуленька, матушка...
Бабушка - ...
Сестра - ...
Тетя - ...

6. Развитие слуховой памяти, внимания.
Выучить стихотворение (любое на выбор).

Мамин день
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник мама,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Г. Виеру


Мама
Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"!
Я. Аким




Ранняя весна




1. Поговорите с ребенком о том, какое время года наступило.

2. Во время прогулок обратите внимание на изменения, происходящие весной в живой и неживой природе.

3. Назовите весенние месяцы и помогите ребенку их запомнить.

4. Понаблюдайте за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.

5. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.

Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...

Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...


6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...


7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ручей - ручеек,

проталина - проталинка,

лужа - лужица,

солнце - ...,

сосулька - ...



8. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.

Один ручей - много ручьев,

одна лужа - много луж,

одна проталина - много ...,

одна сосулька - много ...


9. Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы.


Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Словарная работа. Объяснить значение словосочетаний: "набухают почки", "теплые страны".
- Какое время года наступает?
- Как светит солнышко?
- Что набухает на деревьях?
- Кто скоро прилетит из теплых стран?
- Что будут делать птицы?


10. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Кап, кап, кап - звенит капель.
Идет апрель!
(Ритмично на каждый слог стучать по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца.)


11. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение


К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.

(И. Токмакова)






День космонавтики




1. Объясните ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.

2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.

4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

6. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее








Насекомые




1. Во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Сформировать обобщающее понятие "насекомые".

2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые.

3. Объяснить, что муха - вредное насекомое.

4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Комар - комарик.
Муха - мушка.

Пчела - пчелка

И т.д.


6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.


7. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

1 муха - много мух.
1 комар - много комаров.
И т. д.


8. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.

Сорвать цветок я захотел,
А он… вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
(Пчела)


9. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (любое).


Шмель
Шмель тяжелый, полосатый
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал:
-Трудна работа!
Нет в саду цветам и счета.
(Е. Фейерабенд)

Про шмеля
Шмель шнырял, шуршал в шалфее.
Шмель ужасный шум затеял.
Сколько дел он натворил
Даже шершня разбудил.
(А. Пудваль)


10. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела
(махать ладошками)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза
(на каждое название насекомого загибать пальчик)
Пожужжали, полетали,
(махать ладошками)
От усталости упали
(уронить ладони на колени)







Откуда хлеб пришел?




1. Расскажите ребенку, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб. Помочь запомнить информацию.

2. В булочной обратить внимание, какие продаются хлебобулочные изделия.

3. Обратить внимание ребенка при покупке хлеба на его вкус, запах. Рассказать, из чего пекут хлеб.

4. Упражнение "Подбери признак" на подбор и согласование существительных с прилагательными.

Хлеб (какой?) – свежий, мягкий, душистый
Булка (какая?) - ...


5. Для проверки полученных знаний ребенку задать вопросы:

- Откуда появляется хлеб на нашем столе?
- А в магазин как попал?
- Что делают в пекарне?
- Из чего мука?

6. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение.


Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.


Словарная работа
Объяснить выражение "Люди хлеб в полях лелеют"






Спорт


1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением летних и зимних видов спорта.


2. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление существительного в винительном падеже.

Лыжнику нужны лыжи,

хоккеисту - ...,

фигуристу - ...,

саночнику -...

боксеру - …

футболисту - …
и т.д.


3. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Хоккеисту нужны лыжи.

Футболисту нужна штанга.


4. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лыжник, 2…, 3…, 4…., 5…

1 мяч , 2…, 3…, 4…., 5…

И т.д.


5. Упражнение "Один - много"

Футболист – футболисты – много футболистов

Гимнаст – гимнасты – много гимнастов

И т.д.












Игрушки

1. Рассмотреть с ребенком несколько игрушек, определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, меховая, железная, пластмассовая)

2. Игра «Один- много»

Мяч – мячи слон – слоны

Машина – машины кукла – куклы

Уточка – уточки мишка – мишки

Зайчик – зайчики кубик – кубики

Матрешка – матрешки совок – совки

Барабан – барабаны ведро – ведра

3. Игра «Большой - маленький»

Мяч – мячик - мячики слон – слоник - слоники

Машина – машинка - машинки кукла – куколка – куколки

Утка - уточка – уточки самолет – самолетик- самолетики

Заяц - зайчик – зайчики ведро- ведерко - ведерки

Матрешка – матрешечка- матрешечки совок – совочек - совочки

4. Игра «Какой, какая, какие»

Скажем, какие у нас игрушки.

Игрушки (какие?) – маленькие, большие, красивые, мягкие, любимые, пластмассовые….

Кукла (какая?) – нарядная, красивая, большая, ….

Машина (какая?) - красивая, большая, новая, грузовая,….

Мяч (какой?) – красивый, красный, маленький,…

Самолет (какой?) – красивый, белый , пластмассовый ,…











Человек. Части тела.


1. Предложить ребенку назвать те части тела, на которые вы показываете (голова, лоб, затылок, глаза, уши, брови, ресницы, щеки, подбородок, шея, грудь, локоть, колено, рука, нога и т.д.);

- попросить ребенка показать свою правую руку, ногу, ухо и т.д.; левую щеку, ногу, локоть, глаз и т.д.

2. Игра «Один - много»

Глаз – глаза нога - … рот – рты

Нос - … рука - … лоб- …

Ухо - … палец - … живот - … и т.д.

3. Игра «Мой, моя, мои, мое».

Мой (лоб, нос и т.д.) Мое – (лицо, тело и т.д.)

Моя – (рука, спина и.т.д.) Мои – (ноги, уши и т.д.)

4. Игра «Скажи ласково»

Лицо личико уши - … глаза - …

Рука - … щека - … живот - …

Нога - … нос - … лоб - … и т.д.

5. Игра «Наоборот»

Девочка высокого роста – (девочка низкого роста).

Волосы темные – (волосы светлые).

Волосы длинные – (короткие)

Мальчик полный – (мальчик худой).

Сильный – (слабый).

Человек больной – (здоровый).

Старый – (молодой).

и т.д.






Одежда


1. Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. Рассмотреть одежду, определить назначение.

2. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду И назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рука­ва, манжеты,....).

3. Игра «Мой, моя, моё, мои».

Мой - плащ, свитер,….

Моя – кофта, юбка,….

Моё – платье, пальто,….

Мои – носки, варежки, брюки,….

4. «Большой - маленький»

Рубашка – рубашечка куртка - курточка

Кофта – кофточка плащ - плащик

Юбка – юбочка свитер - свитерок

Футболка – футболочка шарф - шарфик

Носок – носочек майка – маечка

5. Игра «Один- много»

Рубашка – рубашки куртка - куртки

Кофта – кофты плащ - плащи

Юбка – юбки сарафан – сарафаны

Футболка – футболки варежка - варежки

Носок – носки майка – майки

7. Игра «Подбери признак».

Куртка (какая?) — красная, теплая, кожаная ... .

Перчатки (какие?) — коричневые, шерстяные, пушистые, кожаные ... .

Шарф (какой?) — шерстяной, теплый, мягкий ....

Пальто (какое?) — длинное, зимнее, детское ....

8. Пальчиковая гимнастика


Жили-были в домике

Маленькие гномики:




Сжимают и разжимают кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с больших.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.



Обувь


1. Рассмотреть обувь, определить назначение.


2.Пальчиковая гимнастика (выучить).

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

На каждое название обуви загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках.


3. Игра «Один — много»

сапог-сапоги;

туфля - туфли;

ботинок - ботинки

и т.д.


4. Игра «Большой — маленький»

сапоги – сапожки;

тапки – тапочки;

туфли – туфельки;

и т.д.


5. Игра «Подбери признак».

Туфли (какие?) — белые, новые, ... .

Сапоги (какие?) — коричневые, кожаные, ...

и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!