© 2017, Радулова Светлана Михайловна 2393 17
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации логопеда для родителей детей 5 – 7 лет с ОНР по лексическим темам.
Овощи
1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох, фасоль. Уточнить, как это все можно назвать одним словом.
2. Обратить внимание на цвет, форму, вкус овощей.
3. Расспросить ребенка, где растут овощи.
4. Уточнить у ребенка, что можно приготовить из овощей (суп, салат, винегрет).
5 Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Морковь (какая?) - оранжевая, овальная...
И так далее.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 помидор, 2 помидора, 3 ..., 4 ..., 5 помидоров.
1 репа, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
И так далее.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Помидор - помидорчик.
И так далее.
9. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один помидор - много помидоров. Одна морковь - много моркови.
И так далее.
10. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Огурец - огурцы.
И так далее.
11. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.
Растет - растут.
Зреет - ...
Зеленеет - ...
Краснеет - ...
Поливает - ...
Убирает - ...
12. Упражнение "Измени по образцу" на изменение глаголов прошедшего времени по числам.
Что делал? -- Что делала? -- Что делали?
Сажал -- Сажала -- Сажали
Копал -- ............. -- .............
Поливал -- ............. -- .............
Собирал -- ............. -- .............
13. Упражнение " Какой сок?" (учимся образовывать относительные прилагательные).
Сок из огурца - огуречный.
И так далее.
14. Упражнение "Какие овощи?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
Если вощи сварить, то они будут какие? - Вареные.
А если овощи пожарить, тогда они будут какие? - Жаренные.
Если овощи потушить, то они будут ...
Если огурцы посолить, то они будут ...
Если помидоры мариновать, то они станут ...
15. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.
Помидор, лежать, куст, под.
Картошка, расти, огород, в.
Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение").
Мама почистила картошку, чтобы...
Мама помыла овощи, чтобы...
Мама купила свеклу, чтобы...
В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Морковь оранжевая, а огурец - зеленый.
Лук горький, а репа - ...
И так далее.
16. Развитие логического мышления. Отгадать загадки.
Я длинный, зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой?
(Огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи - меня ищи.
(Капуста)
Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый,
А рубашка зелена, весь день на солнышке она.
(Редис)
17. Развитие слуховой памяти. Выучить
Считалочка
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали вкруг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять!
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать!
Фрукты
1. Рассмотрите с ребенком натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.
2. Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.
3. Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).
4. Выясните, знает ли Ваш ребенок, что можно приготовить из фруктов.
5. Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.
Слива (какая?) - синяя, овальная.
Абрикос (какой?) - и т.д.
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.
1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Слива - сливка.
Абрикос - абрикосик. И т.д.
8. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один апельсин - много апельсинов.
Одна груша - много груш.
И т.д.
9. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
Слива - сливы.
Яблоко - яблоки. И т. д.
10. Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).
Варенье сварили из яблок, оно будет называться ...
Варенье сварили из груш, оно будет называться ...
Варенье сварили из персиков, оно будет называться ...
Варенье сварили из вишни, оно будет называться ...
Варенье сварили из слив, оно будет называться ...
И т. д.
11. Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).
- Если фрукты сварить, то они будут - вареные.
- Если фрукты заморозить, то они станут ...
- Если яблоки запечь, тогда они получатся ...
- Если груши посушить, тогда они станут ...
12. Развитие связной устной речи.
А) Составление предложений из слов.
яблоки, лежать, яблоня, под
груша, расти, сад, в
Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение "Закончи предложение")
Мама собрала в саду яблоки, чтобы ...
Мама помыла груши, чтобы ...
Мама купила в магазине сливы, чтобы ...
В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.
Слива синяя, а яблоко - зеленное.
Лимон кислый, а груша - ... И т.д.
Г) Составление описательного рассказа по плану:
Что это?
Где растет?
Внешний вид (форма, цвет).
Каков на вкус?
Что из него (нее) можно приготовить?
14. Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).
В шкурке желтой, кислый он,
Называется - ...
(Лимон)
В шкурке золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик - как ладошка.
Был зеленым, а поспел он -
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
15. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение
Наш сад.
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" - скажем.
(У. Рашид)
Осень
1. Побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью.
2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.
3 Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.
4. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай" на подбор определений и глаголов.
Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.
Солнце осенью (какое?) - ...
Ветер осенью (какой?) - ...
Дождь осенью (какой?) - ...
Листья осенью (какие?) - ...
Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...
Осенью солнце (что делает?) - ...
Осенью птицы (что делаю?) - ...
5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча - тучка. Солнце - ... Дождь - ... Ветер - ....
6. Упражнение "Закончи предложение" на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди ... (идут)
Лист падает, листья ...
Цветок вянет, цветы ...
Птица улетает, птицы ...
Ветер дует, ветры ...
7. Упражнение "Ответь на вопросы" в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? - ... (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? - ...
Дождик, который идет осенью, какой? - ...
Погода, когда часто идут дожди, какая? - ...
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? - ...
Погода, которая бывает осенью, какая? - ...
8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5... 1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...
1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...
9. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
10. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Летом солнце яркое, а осенью ...
Летом небо светлое, а осенью ...
Летом день длинный, а осенью ...
Летом тучи ходят высоко, а осенью ...
Летом люди растят урожай, а осенью...
Летом деревья стоят одетые, а осенью...
11. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
12. Упражнение на развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение
Осень
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят...
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
13. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?
(Осенью)
Летом вырастают, а осенью опадают.
(Листья)
Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает?
(Дождь)
14. Развитие связной устной речи.
А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.
Какая погода осенью?
Какой идет дождик осенью?
Где завяли цветы?
Листья опадают откуда?
Какие птицы улетели? Куда?
Б) Пересказ с опорой на вопросы.
Осень.
Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Дикие животные наших лесов
1. Рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением - зайца, белки, волка, медведя, ежа барсука, кабана и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах.
2 Упражнение "Назови признак" на подбор существительных к прилагательным.
Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)
3 Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Медведь (что делает?) - спит, переваливается, косолапит ...
Лиса (что делает?) - ...
И т. д.
Упражнения в словообразовании.
"Назови семью"
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
Папа - волк, мама - ..., детеныш - ... И т. д
"Назови ласково"
Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
Лиса - ...
И т. д
5. Учимся образовывать притяжательные прилагательные.
Нос лисы - лисий нос.
Лапа лисы - лисья лапа.
Глаза лисы - ...
Нора лисы - ...
И т. д.
6. Упражнение "Кому что дадим?" на употребление существительного в дательном падеже.
Мясо дадим волку.
Малину и мед - ...
Морковку, капусту - ...
Яблоко, мышку - ...
Орехи и грибы - ...
7. Упражнение "Посчитай"
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.
8. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.
Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...
9. Развитие связной устной речи. Перескажи
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
Заяц зимой
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.
- Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов?
10. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко.
Ну конечно, это ...
(Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост-краса,
Кто это? ...
(Лиса)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Дл зимы - другого цвета.
(Заяц)
11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)
Домашние животные
1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие "домашние животные.
2. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.
3. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.
Для коровы - коровник.
Для овцы - овчарню.
Для собаки - конуру (будку). И т.д.
4. Упражнение "Кто как голос подает?" - закрепляем умение образовывать глаголы от звукоподражательных комплексов.
Корова - " му-у" - мычит. И т. д.
5. Учить подбирать прилагательные к существительным.
Кошка (какая?) - ласковая, игривая, шаловливая, маленькая, породистая.
Собака - .. .
И т.д.
6. Упражнение "Кто и что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет, ласкается, охотится, облизывается.
Собака - И т.д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кошка - кошечка.
Лошадь - ... И т. д.
8. . Упражнение "У кого - кто?" на падежное согласование существительных.
У кошки - котенок (котята).
У лошади - ... И т.д.
9. Упражнение "Кто чем питается?" на употребление творительного падежа существительного единственного числа.
Кошка - молоком
Собака - мясом и т.д.
10 Упражнение "Один-много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Одна кошка - много кошек.
Один котенок - много котят.
Одна корова - много коров и т.д
11 . Употребление существительного в родительном падеже единственном числе. Ответь на вопросы:
У кого рога?
У кого мягкие лапы?
У кого вымя?
У кого щетинка на спинке?
У кого нос-пятачок?
12. Упражнение "Посчитай" Согласование числительного с существительным.
1 кошка, 2 кошки, 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кот, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 котенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...И т.д.
13.. .Упражнение "Чей хвост, чье туловище?" - учимся образовывать относительные прилагательные. Желательно использовать картинки или иллюстрации животных.
Голова (чья?) - кошачья.
Хвост (чей?) - кошачий. И т.д.
14 Развиваем логическое мышление. Продолжаем учить отгадывать загадки.
Пробирается к корыту,
Оттирает всех бочком,
Покупатель неумытый
С неразменным пятачком
(Свинья)
С бородой на свет явился
И не разу не побрился.
(Козел)
15. Развитие слуховой памяти, дикции. Выучить стихотворение
Кошка
Вы со мной знакомы близко,
Я - приветливая киска.
Кверху - кисточки на ушках,
Когти спрятаны в подушках.
Чистоплотна, аккуратна,
Если гладят - мне приятно.
Я люблю мышей и птичек.
В темноте я зорко вижу,
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно -
Я царапаюсь ужасно. (В. Стоянов)
16 . Развитие связной устной речи. Пересказ рассказа
Кошка
У кошки мягкая гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие уши и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка - домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей, крыс.
17. Познакомить ребенка с "крылатыми выражениями".
Объяснить значение выражений:
- Козел отпущения (так говорят о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину)
- Как баран на новые ворота (ничего не понимает)
- Купить кота в мешке (совершить необдуманный поступок)
- Как собака на сене (сам не пользуется и другим не дает)
Домашние птицы
1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей/
2. Уточнить у ребенка, как этих птиц называют (домашними), почему они так называются.
3. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
4. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
5 Упражнение "Кто как разговаривает?" на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).
Утка - "кря-кря" - крякает.
Гусь - "га-га" - гогочет. И т.д.
6. Упражнение "Кто у кого?" на образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.
У утки - утенок (утята).
У гусыни - гусенок (гусята). И т.д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью суффиксов.
Петух - петушок.
Утка - уточка. И т.д.
8. Упражнение "Один - много" на употребление существительного родительного падежа во множественном числе.
Одна утка - много уток.
Один селезень - много селезней.
Один утенок - много утят. И т.д.
9. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 утка, 2 утки, 3..., 4..., 5...
1 утенок, 2..., 3..., 4..., 5...
1 селезень, 2..., 3..., 4..., 5... И т.д.
10. Упражнение "Кто как передвигается?" на подбор глаголов к существительному.
Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает.
Индюшка (что делает?) - ...
Курица (что делает?) - ...
Петух (что делает?) - ...
11. . Упражнение "Чей клюв, чьи лапы?" на образование притяжательных прилагательных.
Клюв утки - утиный клюв.
Лапы утки - утиные лапы. И т. д.
12. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Утка большая, а утенок - маленький.
Цыпленок молодой, а петух - ...
У гуся шея длинная, а у курицы - ...
У курицы лапы без перепонок, а у утки - ...
13 Упражнение "Отгадай загадку" на развитие логического мышления.
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку
(Утка)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Он в мундире ярком,
Шпоры для красы.
Днем он - забияка,
Поутру - часы
(Петух)
14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.
("идут" двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Вела детей за собой
И малого и большого
(загибают безымянный палец, большой палец)
И среднего, и меньшего
(загибают средний палец, мизинец)
И самого любимого
(загибают указательный палец)
15. Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре:
- Как с гуся вода. (Все ему нипочем.)
- Курам на смех. (Ничего не может быть смешнее.)
Новый год.
Побеседовать о том, какой праздник отмечают, что он означает.
Рассказать и помочь запомнить историю Деда Мороза. Рассказ может быть примерно следующего содержания:
Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли именами и характерной внешностью. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана, метели. В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Мороз Морозович. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить пургу, вьюгу. Подарков он тогда не дарил.
Когда Петр I ввел новую дату празднования Нового года, и в Россию стали проникать европейские обычаи, связанные с этим праздником, постепенно начал складываться образ доброго (для нерадивых детей - строгого) старика, приносящего новогодние подарки. Этому способствовал и распространенный в Европе у многих народов сказочный персонаж - святой Николай, который в день своего праздника (6, а по новому стилю 19 декабря) также одаривал подарками детей и взрослых. Попав на русскую землю, образ святого Николая - Санта-Клауса - слился с образом Мороза Морозовича и постепенно превратился во всем нам известного Деда Мороза.
Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, - один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения - девятнадцатое столетие... Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг
2. Рассмотреть елку и рассказать, какими игрушками она украшена.
3. Попросить ребенка нарисовать в альбоме елочные игрушки: синие шары, разноцветные флажки. Ответить на вопросы:
Что? - ... (синие шары, бумажные флажки)
Нет чего? - ... (синих шаров, бумажных флажков)
Радуешься чему? - ... (синим шарам, бумажным флажкам)
Видишь что? - ... (синие шары, бумажные флажки)
Доволен чем? - ... (синими шарами, бумажными флажками)
Говоришь о чем? - ... (о синих шарах, о бумажных флажках)
4. Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.
В коробке один шар, а на елке шары.
В коробке звезда, а на елке звезды.
И так далее обо всех игрушках, которыми украшена елка.
5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Шар - шарик, шарики.
Звезда - звездочка, звездочки.
Бусина - бусинка, бусинки.
Фонарь - фонарик, фонарики. И т.д.
6. Упражнение на образование прилагательных.
Предложить ребенку ответить на вопросы:
Игрушки для украшения елки - какие? - ... (елочные)
Шары из стекла - какие? - ... (стеклянные)
Флажки из бумаги - какие? - ...
Зайцы из пластмассы -какие? - ...
Флажки разных цветов - какие? - ...
7. Упражнение "Узнай словечко" на активизацию словаря.
Белый, пушистый, искрящийся ... (снег) Колючая, мохнатая, зеленая ... (ёлка) Сладкое, холодное, сливочное ... (мороженое) Ледяная, тающая, остроконечная ... (сосулька) Уходящий, старый, новый ... (год)
8. Упражнение "Отгадай загадку".
Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой. Он подарки нам принес, Добрый...
(Дедушка Мороз).
9. Выучить стихотворение.
Новый год
Он на резвой тройке мчится,
Сам пока что маленький.
Громко в двери к нам стучится,
Снег сметая с валенок.
Новый год! Новый год!
У дверей, у ворот!
Он пришел к тебе, ко мне
И ко всей большой стране.
10. Пересказать рассказ (учимся связной речи).
Ёлка
Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили ёлку. Повесили игрушки, конфеты, шары. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам.
11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
Перед нами елочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка "елочки")
Шишечки, иголочки
(кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики
(шарики из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки
(ушки из указательного и среднего пальцев: обе ладони сложены)
Звезды, человечки
(ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на столе)
Зимующие птицы
1.Уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.
2. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.
3. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку
4. Упражнения на грамматический строй речи:
"Назови ласково"
"Скажи, когда много"
Ворона - вороны, синица - синицы и т.д.
"Посчитай"
"Кто как голос подает"
Ворона - ворона каркает, воробей..., голубь..
5. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)...
6. Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная. Воробей (какой?)... Снегирь (какой?)..., клест (какой?)...
7. Упражнение "Скажи одним словом".
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
У вороны черные крылья, поэтому её называют ...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют ...
8. Развитие мелкой моторики.
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(опять сжимать и разжимать кулачки)
Всем хватило зернышек!
9. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
(Н. Рубцов)
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
(Н. Рубцов)
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень.
(А. Барто)
10. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Зима
Рекомендую вспомнить последовательность смены времен года, уточнить название зимних месяцев; уточнить характерные признаки зимы.
2. "Подбирай, называй, запоминай" - упражнение на подбор определений и глаголов к существительным.
Зима (какая?) - холодная, суровая, снежная, вьюжная, долгая (нудная), морозная...
Снег (какой?) - ...
Снежинки (какие?) - ...
Лед (какой?) - ...
Погода (какая?) - ...
День (какой?) - ...
Мороз (какой?) - ...
Снежинки зимой (что делают?) падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают...
Лед на солнце (что делает?) ...
Мороз (что делает?) ...
Дети зимой (что делают?) ...
Метель (что делает?) ...
Вьюга (что делает?) ...
3. "Назови ласково" - упражнение на образование существительных с помощью суффиксов. Снег - снежок.
Лед - ...
Зима - ...
Мороз - ...
Метель - ...
Солнце - ...
4. "Скажи наоборот" - упражнение на подбор антонимов. Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой - ...
Летом день длинный, а зимой - ...
Летом солнце светит ярко, а зимой - ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой - ...
Снег мягкий, а лед… - ...
Одни сосульки длинные, а другие - ...
5. Подбор родственных (однокоренных) слов.
Снег - снежок, снежинка, снеговик, снежный, Снегурочка...
Зима - ...
Мороз - ...
Лед - ...
6. "Четвертый лишний" - упражнение на развитие логического мышления.
Коньки, скакалка, лыжи, санки.
Ворона, голубь, воробей, ласточка.
Лиса, волк, медведь, жираф.
7. Упражнение "До - между - после".
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем?
И т.д.
8. Развитие связной речи.
А) Составить рассказ о зиме по плану.
Как ты заметил наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Признаки зимы.
Повадки зверей и птиц.
Зимующие птицы.
Зимние забавы и развлечения.
Б) Пересказ.
Зима.
Солнце светит, но не греет. Идет снег. Метут метели. Ночь стала длинной, а день коротким. Деревья стоят голые, только сосны да ели остались зелеными. Реки покрылись льдом. Люди надели шубы, меховые шапки, теплые сапоги, варежки. Наступила холодная и суровая зима.
9. Выучить стихотворение (любое по желанию ребенка).
Снежинки
Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи.
Зимние картинки
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березкой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло - в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот, и как маленький сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода, неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы - кора.
(Г. Ладонщиков)
Посуда
1. Повторите понимание обобщающего понятия "посуда".
2. Уточнить название деталей посуды (носик, крышка, ручки, стенки, донышко).
3. Закрепите понятия "столовая посуда", "чайная посуда", кухонная посуда".
4. Упражнение "Посчитай посуду!" на согласование числительных с существительными.
5. Упражнение "Назови ласково!" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
6. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
7. Упражнение "Какая бывает посуда"
ложка из серебра - серебряная ложка,
чашка из стекла - ... стеклянная чашка,
нож из стали - ...
кувшин из глины - ...
тарелка из картона - ... и т.д.
8. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай!".
Закончи предложение, подбирая и называя как можно больше глаголов:
- Покупая в магазине посуду, покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д.
- Ухаживая за посудой, человек (что делает?) - ...
9. Упражнение "Закончи предложение". Мама попросила помочь разложить продукты. Соль надо насыпать в ..., хлеб убрать в ... и т.д.
10. Познакомьте ребенка с многозначными словами и объяснить их значение. Попросите подобрать самостоятельно слова, которые имеют несколько лексических значений.
Например: ручка, носик, горлышко.
11. Уточните понимание сложных слов "кофеварка", "соковыжималка", "овощечистка" и т.д.
12. Прочитайте произведение К. Чуковского " Федорино горе".
13. Выучите наизусть отрывок из этого произведения:
...И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
14. Упражнения на развитие мелкой моторики. Вылепить из пластилина (глины) посуду: чашку, блюдце.
День защитника Отечества
1. Рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества.
2. Вместе с ребенком рассмотреть опубликованные в газетах и журналах фотографии, имеющие отношения к армии.
3. Познакомить малыша с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам, по иллюстрациям).
4. Упражнение "Кто служит в армии?" на образование имен существительных с помощью суффиксов - чик, - ист.
-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик, ...
-ист: связист, танкист, артиллерист, ...
5. Упражнение "Подбери признак".
Защитник отечества (какой?) - смелый, храбрый, отважный...
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
7. Выучите стихотворение
На границе
На ветвях застыли птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю
У границы сторожат.
8. Задать вопрос: "Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?"
9. Развитие мелкой моторики.
Выложить из спичек танк.
Изготовить (без помощи родителей) поздравительную открытку для папы, дедушки.
Моя семья
1. Проверить, знает ли ваш ребенок свой домашний, адрес, телефон, ближайшую станцию метро. Если нет, то необходимо выучить.
2. Получите ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?
3. Упражнение "Подбери признак" на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) - старенький, мудрый, добрый и т. д.
Мама ( какая?) - молодая, любимая, ласковая и т. д.
Папа (какой?) - молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный и т. д.
4. Упражнение "Чей, чья чьё, чьи?" на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) - папин, мамин, сестрин, и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины...
5. Упражнение на употребление существительного в родительном падеже. Ответь на вопросы:
У кого глаза добрые?
У кого руки сильные?
У кого ласковые руки?
6. Упражнение "Скажи наоборот" (закрепляем умение образовывать антонимы).
Старший - младший.
Молодой - старый.
Большой - маленький.
Добрый - злой.
Старше - моложе.
Добрее - злее.
7. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).
Мама - ласковая, нежная, любящая и т.д.
Бабушка - пожилая, старенькая, стареющая...
Папа - сильный, могучий, мощный...
Мамин праздник
1. Побеседовать с ребенком о празднике, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день.
2. Научить ребенка словам поздравления, которые он должен будет сказать в этот день маме, бабушке, сестре и т.д.
3. Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...
4. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...
5 Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...
Одна тетя, две тети, три тети, ...
6. Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...
7. Развитие мелкой моторики. Нарисовать портрет мамы, бабушки.
Сделать поздравительную открытку для бабушки (тети, сестры) в виде аппликации.
8. Развитие слуховой памяти, выразительности речи. Выучить
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
И ни разу, И ни разу,
Ни словечка не скажу.
День Победы
1. Рассказать ребенку о том, какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы".
2. Расскажите о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.
3. Вспомните, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников.
4. Совместно с ребенком сходите к мемориалу в честь защитников Родины.
5. Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый, отважный, геройский...
6. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый.
Враг - ...
Мир - ...
7. Учимся подбирать однокоренные слова.
Герой - геройский, героический, героизм...
Защита - защитник, защищать, защищенный...
8. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов и словосочетаний "подвиг", "победа", "героический поступок", "защитник", "ветеран".
9. Продолжаем знакомить ребенка с пословицами.
Объясните значение пословицы "Мир строит, а война разрушает".
Зимние забавы
1. Уточнить у ребенка, какое сейчас время года. Попросить назвать все зимние месяцы.
2. Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой, а в какие нельзя и почему (учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).
3. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок, какой инвентарь нужен для этого.
4. Упражнение "Почему так назван?" на словообразование, в том числе и на образование сложных слов.
Конькобежец - потому что бегает на коньках,
саночник - ...,
лыжник - ...,
сноубордист - ...,
хоккеист - ...,
фигурист - ...
5. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление дательного падежа существительного.
Лыжи нужны ... (лыжнику),
клюшка нужна - ...,
коньки нужны - ...,
санки нужны - ...,
сноуборд нужен - ...,
шайба нужна - ...
6. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы: "Как я лепил(а) снежную бабу", "Как я играл(а) зимой".
7. Упражнение на координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
(идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
8. Выучить стихотворение (по выбору).
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...
Вот свернулись санки,
И я на бок- хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе - горе,
А ребятам смех!"
(А. Суриков, 1866)
Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
"Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна".
А уволила с работы
Бабу снежную весна.
(В. Шварц)
Уточните у ребенка, почему "уволила с работы весна" (учим устанавливать причинно-следственные связи).
Транспорт
1. Понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта.
2. Закрепить название видов транспорта.
3. Спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному.
4. Спросить, на какие 2 группы можно разделить наземный транспорт (легковой, грузовой), почему так называются.
5. Вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта.
6. Провести беседу о правилах уличного движения.
7. Рассказать ребенку о профессии регулировщика.
8. Упражнение "Посчитай транспорт" на согласование количественных и порядковых числительных с существительными.
9. Упражнение "Подбери признак"
Машина (какая?) - ...
Поезд (какой?) - ...и т.д.
10. Упражнение " Подбери действие".
Самолет (что делает?) - ...
автобус (что делает?) - ...
11. Упражнение "Почему так называется?" на образование сложных слов.
Самолет - сам летает.
Вездеход - ...
Паровоз - ...
Пароход - ...
Самосвал - ...
Самокат - ...
12. Упражнение "Назови одним словом" на образование сложных слов.
Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) - двухколесный.
Если у велосипеда три колеса, то он (какой?) - ...
Если у машины 4 колеса, она (какая?) - ...
Если у лодки 4 весла, она (какая?) - ...
13. Упражнение "Подбери предмет к признаку".
Старый - ...
Новый - ...
Маленький - ...
Мощный - ...
Грузовой - ...
Трехколесный - ...
Быстроходный - ...
14. Упражнение "Из чего - какой?" на образование относительных прилагательных.
Дверь из металла (какая?) - мелаллическая дверь.
Руль из пластмассы (какой?) - ...
Сиденье, обшитое кожей (какое?) - ...
Колесо из резины (какое?) - ...
15. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Поезд длинный, а автобус - короткий. Самолет быстрый, а пароход - ...
Трамвай тяжелый, а велосипед - ...
Взлет - посадка.
Взлетать - ...
Приезжать - ...
Приплывать - ...
16. Составить предложение из слов:
машина, мост, ехать, под.
17. "Закончи предложение" на подбор подходящего по смыслу глагола с приставкой от глагола "ехать".
Машина из гаража - выехала.
Машина в ворота - ...
Машина к дому - ...
Машина от дома - ...
Машина от дома - ...
Машина с моста - ...
18. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления, умения классифицировать. (без использования картинок).
- самолет, лодка, пароход, корабль
19. Познакомьте ребенка с многозначными словами и объяснить их значение. Попросите подобрать самостоятельно слова, которые имеют несколько лексических значений. Познакомить со словами "хвост", "крыло", "нос".
20. Упражнение на развитие памяти. Выучить стихотворение.
Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины...
А в кузове важные
Срочные грузы -
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна
Но как она людям
Повсюду нужна!
21. Развитие мелкой моторики и конструктивного праксиса.
Предложить ребенку выложить из палочек: лодку, самолет, машину.
Изготовить вместе с ребенком из спичечных коробков машины
Профессии
1. Поговорите с ребенком о профессиях врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта.
2. Рассказажите ребенку о каждой профессии и помогите запомнить информацию.
3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Врач... — лечит детей.
Логопед... — учит детей правильно говорить. Воспитатель... — воспитывает детей. Швея... — шьет одежду.
Продавец... — продает игрушки, посуду, продукты.
Почтальон... — разносит газеты, журналы, письма. Каменщик... — возводит стены из кирпича. Маляр... — красит окна, двери, стены. Шофер... — водит машину, автобус. Летчик... — управляет самолетом.
4. Упражнение "Кому что нужно для работы?" на употребление винительного и дательного падежа существительных.
Повару - поварешка.
Врачу - ...
Художнику - ... и т.д.
5. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа мн. числа существительных.
Один врач - много врачей.
Один художник - много художников. И т. д.
6. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительными.
Один художник, два художника, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один музыкант, два ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
7. Упражнение "Назови женскую профессию" на словообразование.
Повар - повариха.
Художник - ...
Портной - ...
Учитель - ...
Скрипач - ...
Певец - ...
Продавец - ...
Пианист - ...
8. Упражнение "Бывает - не бывает" на осмысление логико-грамматических конструкций.
Повар варит суп. Суп варит повар. Суп варит повара. Суп сварен поваром. Повар сварен супом. Поваром сварен суп. Супом сварен повар.
логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Кто в дни болезни всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Врач)
У этой волшебницы,
Этой художницы
Не кисти, не краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснется,
Тот станет красивей!
(Парикмахер)
10. Отработайте с ребенком четкое произношение скороговорки. Проведите соревнование.
Ткет ткач ткани
На платок Тане.
11. Выучить стихотворение (любое по выбору)
Продавец
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрешки расписные,
Есть машинки заводные,
Золотые рыбки
И всем нам - по улыбке.
(В. Степанов)
- Наш дворец для всех открыт!-
Продавщица говорит. -
Он наполнен чудесами,
Вы на них взгляните сами.
Посмотрите на витрины:
Тут и звери, и машины,
Тут и куклы в платьях модных -
Выбирайте, что угодно!
Вот на выбор сто мячей,
Этот мяч пока ничей.
Желтый, красный, голубой -
Покупай, бери с собой!
(А. Кандрашова)
12. Ознакомление с художественной литературой.
Прочитайте ребенку стихотворение С. Я. Маршака "А что у вас?". Обсудите. Ребенку нужно запомнить название женских профессий, встречающихся в стихотворении.
Перелетные птицы
1. Вспомнить перелетных птиц, которые прилетают к нам весной (их названия, внешний вид, отличительные признаки). Уточнить, почему их называют перелетными.
2 . Рассказать ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы.
3 Упражнение "Улетает - не улетает".
Назвать ребенку птицу, а он должен сказать, перелетная птица или зимующая . (воробей, голубь, ласточка, сорока, скворец,)
4. Упражнение "Назови ласково" на образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Соловей - соловушка, журавль - журавушка и т.д.
5. Упражнение "Кто у кого" на образование супплетивных форм существительных.
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата. И так далее.
6. Упражнение "Один - много"
Один грач - много грачей, один скворец - много скворцов и т.д.
7. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным. 1 грач, 2 грача, 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.
8. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор признаков и действий к предметам.
Кукушка (какая?) пестрая, ...
Аист (какой?) важный, ...
Ласточка (какая?) быстрокрылая, ...И т.д.
9. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.
Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.
10. Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Аист большой, а соловей - ...
У аиста длинная шея, а у кукушки - ...
Аист белый, а грач - ...
У соловья серая грудка, а у ласточки - ...
11. Учимся употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из).
Грач вылетел (из) гнезда.
Грач прилетел ... гнездо.
Грач подлетел ... гнезду.
Грач кружит ... гнездом.
Грач сел ... гнездо.
Грач ходит ... пашне.
12. Упражнение "Скажи одним словом" на образование сложных слов.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют длинноногим.
У соловья звонкий голос, поэтому его называют ... (звонкоголосым)
У ласточки длинный хвост, поэтому ее называют ... (длиннохвостой)
13. Упражнение "Закончи предложение" на развитие связной речи.
На дереве гнездо, а на деревьях - ... (гнезда)
На ветке сук, а на ветках - ...
В гнезде птенец, а в гнездах - ...
14. Обучение пересказыванию.
А) Пересказ по вопросам.
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают вить гнезда. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.
- Какие птицы прилетают весной первыми?
- Что сразу начинают делать грачи?
- Где они вьют гнезда?
- Когда они выводят птенцов?
Б) Пересказ рассказа от первого лица
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесил на дерево. Пусть у скворца будет хороший дом!
15. Развитие логического мышления.
А) Упражнение "4-й лишний" (без опоры на наглядность).
Ворона, воробей, стриж, голубь.
Скворец, грач, голубь, стриж.
Б) Продолжаем учиться отгадывать загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер. На крыльце поет отец -
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
16. Упражнения для пальчиков на развитие мелкой моторики.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу весну,
Весну-красну.
(На каждую строку большой палец "здоровается" дважды с одним пальчиком, начиная, с указательного пальца, сначала на правой, потом на левой руке.)
Весна
1. Уточнить у ребенка, какое время года сейчас идет.
2. Уточните знания о последовательности смены времен года.
3. Попросите назвать предшествующее весне время года, назвать следующее за весной время года.
4. Уточните знание ребенком весенних месяцев.
5. Расспросите ребенка, какие изменения в неживой природе он заметил?
6. Упражнение "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Снег весной (какой?) - ...
Сосулька (какая?) - ...
Солнце весной (что делает?) - греет, припекает, ласкает, согревает...
Снег весной (что делает?) - чернеет, тает...
Ручьи весной (что делают?) - ...
Сосульки весной (что делают?) - ...
7. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одна лужа, две лужи, 3 ..., 4 ..., 5...
Одна проталина, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна сосулька, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
8. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей - ручеек, проталина - проталинка, лужа - ..., солнце - ..., сосулька - ...
9. Упражнение "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.
Один ручей - много ручьев.
Одна лужа - много луж.
Одна проталина - много ...
Одна сосулька - много ...
10. Упражнение "Скажи наоборот" (продолжаем учиться подбирать антонимы).
Снег зимой чистый, а весной - ...
Зимой дни холодные, а весной - ...
Зимой солнце тусклое, весной - ...
Зимой погода пасмурная, а весной - ...
11. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.
Наступила весна. Солнце пригревает сильнее. Тает снег, звенит капель, бегут ручьи. День становится длиннее, а ночь короче. На деревьях набухают почки. Появляются первые птицы. Из-под снега прорастают подснежники. Люди снимают шубы, надевают куртки, плащи.
12. Развитие логического мышления.
А) Упражнение "Бывает - не бывает".
Зимой появляются проталины.
Весной дети катаются на санках.
Весной дети играют в снежки.
Зимой на деревьях распускаются листочки.
Б) Отгадать загадки.
На реке и треск, и гром,
Это значит - ледолом.
На реке и лед идет,
Это значит - ...
(Ледоход)
Посевы поливаю, движения полна, а зовут меня ...
(Весна)
Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает?
(Весной)
13. Познакомить детей с пословицами и поговорками.
Рассказать, что такое пословица, поговорка, когда и для чего их используют. Разобрать несколько поговорок о весне. Помочь ребенку их запомнить.
- Если в апреле земля преет, значит, вовремя май посеет.
(Выйдет хлебороб за околицу поглядеть, что делается в полях, какими они вышли из-под снега.)
-Одна ласточка не делает весны.
(Отдельные признаки, приметы какого-либо явления еще не говорят о его действительном наступлении, существовании.)
14. Развитие слуховой памяти. Работа над четкостью и выразительностью речи. Выучить стихотворение (любое по выбору).
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
(А. Плещеев)
Апрель
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
(С. Маршак)
День космонавтики
1. Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник.
Материал для рассказа может быть следующим.
12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: "Человек в космосе!" Мгновенная мечта людей о полете в космос сбылась. Солнечным апрельским утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль "Восток" с первым космонавтом Земли? нашим соотечественником Ю. А. Гагариным на борту. Полет вокруг Земли длился 108 минут. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов, международных космических экипажей. Люди всегда мечтали узнать о космосе как можно больше, ведь мир звезд огромный и таинственный. В нем много неизвестного и загадочного.
2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Подберите однокоренные слова к слову "космос" (задание для детей 5-7 лет).
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
7. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.
8. Составить предложение из слов.
Ракета, космос, летать, в.
Космонавт, в, летать, космос.
9. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.
Лежит ковер, большой, большой, а не ступишь на него ногой.
(Небо)
По голубому блюду золотое яблочко катится.
(Небо и солнце)
Мебель
1 Уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель.
(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)
2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.
Для чего нужна мебель?
Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?
Как называется та или иная часть мебели?
Из чего делают мебель?
Чем отличается стул от табуретки, кресла?
3. Упражнение "Подбери признак" на подбор прилагательных к существительным. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Стул (какой?) - ...
Кресло (какое?)- ...
Диван (какой?)- ...
Кровать (какая?)- ...
4.Упражнение "Подбери действие" на подбор глаголов к существительным.
Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) ...
Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) ...
Дома люди мебель (что делают?) ...
За мебелью люди ухаживают так (что делают?) ...
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 стул, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 буфет, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 кровать, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
и т.д.
6. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Один стул - много стульев.
Одна кровать - много ...
Один комод - много ...
и т.д.
7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол - столик,
диван – диванчик и т. д.
8. Упражнение "Скажи одним словом" на образование прилагательных суффиксальным способом. Закончи предложение:
Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)
Стол, за которым обедают, называется ...
Стол для компьютера, называется ...
Шкаф для одежды, называется ...
Полка для книг, называется ...
Шкаф для книг, называется ...
Шкаф для сушки посуды, называется...
9. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.
Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)
Стол из стекла. Он какой?
Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?
Обивка на кресле из кожи. Она какая?
10. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.
Шкаф высокий, а тумбочка - ...
Диван мягкий, а стул - ...и т. д.
11. Развитие логического мышления. Отгадай загадки.
Под крышкой 4 ножки
А на крышке суп да ложки.
(стол)
Четыре ноги, да не зверь,
Есть перья, да не птица.
(кровать, подушка)
12. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы). Послушай рассказ. Постарайся запомнить и потом расскажешь.
"Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель".
13. Развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
Цветы
1. Побеседуйте с ребенком о том, какие изменения произошли в природе весной, какие цветы появились.
2. Уточните, как называются весенние цветы.
3. Рассмотрите цветок (любой) и спросите ребенка о строении: корень, стебель, лист, цветок.
4. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один одуванчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один ландыш, 2 ..., 3 ..., ...
Один колокольчик, 2 ..., 3 ..., ...
Один тюльпан, 2 ..., 3 ..., ...
5. Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Одуванчик (какой?) ...
колокольчики (какие?) ...
ромашка (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...
6. Упражнение "Какой запах?" - учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов.
Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый.
Пахнет одуванчиками - запах (какой?) ...
Пахнет ромашками - запах (какой?) ...
7. Упражнение "Один - много"
Одна незабудка - много незабудок.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
8. Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Выучить.
Ландыш
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим — я и ты?
Цветы
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс.
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
Одежда. Обувь. Головные уборы
1. Помогите ребенку вспомнить, какие у него есть одежда, обувь, головные уборы, и ответить на вопрос:
— Почему в разные сезоны люди носят разные обувь, одежду, головные уборы? (Одежда, обувь, головные уборы должны соответствовать сезону и погоде.)
2. Проверьте, использует ли ваш ребенок в речи сложноподчиненные предложения. Пусть даст полные ответы на вопросы:
Почему летом ты не носишь шубу?
Я не ношу летом шубу, потому что жарко.
Почему ты не пойдешь зимой гулять в босоножках?
— Зимой не носят босоножки, потому что в них замерзнут ноги.
3. Упражнения "Один – много", "Посчитай", "Назови ласково"
4. Упражнение «Подбери признак».
Куртка (какая?) — красная, теплая ... .
Сапоги (какие?) — коричневые ... .
Шарф (какой?) — ....
Пальто (какое?) — ....
5. Упражнение «Скажи наоборот»
надевать - снимать, пачкать — стирать (чистить), мять — гладить, теплый — легкий, новый — старый, мятый — выглаженный, чистый — грязный
Упражнение "Какой, какая, какое?"
Куртка из кожи (какая?) - кожаная.
Платье из ситца (какое?) - ...
Шапка из шерсти (какая?) - ...
Юбка из шёлка (какая?) - ...
Сапоги из резины (какие?) -
6. Развитие логического мышления. Отгадывать загадки.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)
Пять чуланов, одна дверь.
Чтоб не мерзнуть, пять ребят
По чуланчикам сидят.
(Перчатки)
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле — вошел.
(Рубашка)
Насекомые
1. Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.
2. Рассмотрите насекомых (в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.
3. Уточните, знает ли ребенок, какую пользу приносят насекомые.
4. Напомните, что муха - вредное насекомое, она является переносчиком различных заболеваний.
5. Упражнение "Подбери признак" - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.
Бабочка (какая?) ...
Муравей (какой?) ....
6. "Закончи предложение" - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.
Муравей сидел около ...
Божья коровка ползла по ...
Жук спрятался под ...
Муха села на ...
Гусеница сидела на ...
Муха ползла по ...
7. Упражнение "Узнай, чье крылышко" на употребление родительного падежа существительных в единственном числе.
Бабочки, стрекозы, мухи и т.д.
8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
1 муха - много мух.
1 комар - много комаров. И т. д.
9. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Комар - комарик.
Муравей - муравейка, муравлик, муравушка.
Муха - мушка. И т.д.
10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.
11. Упражнение "Бывает - не бывает" на понимание логико-грамматических конструкций.
Девочка ловит бабочку.
Бабочка ловит девочку.
Девочка поймана бабочкой.
Бабочка поймана девочкой.
Девочка поймала бабочку.
Бабочка поймала девочку.
12. Развитие логического мышления. Отгадывать загадки.
Как называется дом муравьев?
(Муравейник)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Пчела)
13. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужжу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.)
Не кусай, комарик, злой!
Я уже бегу домой!
(Сжать кулачок, указательный палец вперед - это "хоботок". Мизинец и большой палец расслабить, опустить вниз - это "лапки".)
14. Развитие слуховой памяти. Работа над дикцией. Выучить стихотворение.
Скучать некогда
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он ее домой несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато, какой хороший муравьи возводят дом.
(З. Александрова)
15. Развитие связной устной речи. Пересказ с опорой на вопросы.
Жук. Сима нашла жука. Жук был зеленый. У жука было шесть ножек. Сима посадила жука на большой зеленый лист. Жук сидел, сидел, а потом зажужжал и улетел.
- Что нашла Сима?
- Какого цвета был жук?
- Куда посадила Сима жука?
- Что сделал жук?