Приложение № 1
Заявка на участие
В региональном конкурсе педагогического мастерства учителей географии «Мой лучший урок»
Ф.И.О., Должность участника | ОУ | Тема урока | Наличие материалов в электронном виде |
Кудинова Валентина Алексеевна. Учитель | Муниципальное казенное образовательное учреждение Исакиевская основная общеобразовательная школа имени И.В.Стефаненко Алексеевского муниципального района Волгоградской области | Природно-хозяйственные зоны России «Арктика-притягательная загадка». Урок – экспедиция. | Презентация Арктика. Карты России (физическая,климатическая,природные зоны России), атласы,картины. |
С положением о проведении Конкурса ознакомлена и согласна
10 марта 2016 г. Кудинова В.А.
Пояснительная записка
Тема урока. Природно-хозяйственные зоны России «Арктика – притягательная загадка». Урок – экспедиция. 8 класс.
Учащиеся 8 класса внимательные, отзывчивые, любят путешествовать по карте, много читают дополнительной литературы по предмету, очень любят географию и интересуются ею. Любят ходить в походы, на экскурсии.
Тема урока. Природно-хозяйственные зоны России «Арктика – притягательная загадка».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные: развитие умений работать с картами;
Предметные: формирование знаний о ПТК, знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями; формирование знаний о природных зонах России; рассмотрение особенностей природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики; формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.
Оборудование: карты России (физическая, климатическая, природные зоны), атласы,картины.
Тип урока: изучение нового материала.
Географические объекты: острова Арктики: Земля Франца – Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о.Врангеля, о.Вайгач; полуострова: Таймыр, Ямал, Чукотка.

Ход урока
Орг.момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Широка страна моя родная! Много в ней морей, лесов и рек…» Это строки популярной песни. Действительно, Россия-самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по ее территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, которые не так богаты лесом, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его так велико, что заставляет задуматься о разумном использовании природных богатств, их сохранении для будущих поколений.
Изучение нового материала.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости и участники экспедиции!
Сообщение темы урока.
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся об ось медведи-
Вертится Земля.

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда!
Наш маршрут-с севера на юг по природным зонам России. Наша научная экспедиция отправляется за Полярный круг, в зону арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас есть цель путешествия.
Перед нами стоят такие задачи:
1.Выявить характерные особенности природы.
2.Рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.
3.Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.
У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.
Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции. Для этого воспользуемся картой и определим какие территории России занимает зона арктических пустынь.
Задание 1
Определить по карте «Природные зоны России» какие территории России занимает зона арктических пустынь. (Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о.Врангеля, о.Вайгач; полуострова Таймыр, Ямал, Чукотка).

Учитель. Итак, мы определили интересующий нас объект, но все равно не можем отправиться в путь. Как вы думаете, почему? Наводящие вопросы:
. Когда вы отправляетесь куда-нибудь, то что вы делаете сначала? (Собираем вещи).
. А как узнать, какие вещи нам потребуются? (Узнать о климате)
. Значит, нужно изучить климат Арктики
Задание 2
Определите по плану особенности Арктики.

План
1.Климатический пояс (Арктический)
2.Средняя температура июля (+2..+4)
3.Средняя температура января (-20..-40)
4.Годовое количество осадков (100-200мм)
5.Воздушные массы (Арктические, на границе арктических и умеренных воздушных масс возникают сильные ветра)
6.Расположение по отношению к Северному полярному кругу.(За полярным кругом-длительная полярная ночь-долгая зима с низкими температурами-30% площади всех арктических островов занято покровными ледниками-достигают уровня моря-образуются айсберги)
Учитель. Недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников. Ежегодно теряется около 0.2 % всех запасов льда, и , возможно, когда-то ледники Арктики полностью исчезнут. Ну, а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле достигает 300 м.
Вывод: для Арктики характерны очень сильные ветры и низкие температуры, короткое лето, малый угол падения солнечных лучей, ледяная поверхность. Такие условия будут сказываться на растительном и животном мире региона. Теперь мы можем отправляться в путь, чтобы увидеть, как влияют такие суровые условия на органический мир Арктики.
Давайте посмотрим в иллюминатор. Презентация Арктика.
Задание 3.
В процессе просмотра презентации записать в таблицу типичных представителей флоры и фауны.
Ответы учеников: белый медведь, моржи, лемминги, песцы, полярная сова, пингвины, чайки, мхи и др.


Физкультминутка.
Учитель. Ребята! Нам навстречу плывет иностранное судно, его нужно предупредить об опасности при встрече с айсбергами. (Дети интенсивно машут руками, периодически совершая вращательные движения).

Учитель. Ребята! Мы уже имеем хорошее представление об Арктике, но пока ничего не знаем о местном населении и его занятиях. Как вы думаете, есть ли в Арктике постоянные жители? (нет) Почему? (из-за суровых климатических условий). Действительно, для адаптации человека наиболее серьезные проблемы создают полярный день и полярная ночь. По исследованиям психологов, они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того, сильные ветры на фоне низкой температуры быстро приводят к обморожению. Тем не менее, Арктический Север где, практически нет постоянных жителей, все время вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?
1.Богатейшие запасы полезных ископаемых (нефть и газ на шелфе Баренцева моря)
2.Северный морской путь к морям Тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. Об этом нам расскажет специалист.
Северный морской путь-главная судоходная магистраль России в Арктике. Она проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина от Карских Ворот до бухты Провидения составляет 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования продовольствия, вывоз леса, в т.ч. за границу и др. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации – 2-4 месяца (с помощью ледоколов).
Задание 4.
Найдите на карте основные порты Северного морского пути: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидение.
Задание 5.
Какие меры вы можете предложить по решению экологических проблем Арктики?
1.Прекращение испытаний ядерного оружия (Остров Новая Земля, радиоактивное загрязнение)
2.Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти
3.Ограничение промысла морского зверя, создание заповедников и охраны редких животных.


Учитель. Остров Врангеля – единственное место нашей страны, где гнездятся красивейшие редкие птицы-белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные скопления моржей. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Также под охраной на территории заповедника – овцебык.
Закрепление изученного материала
Учитель. Наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы экспедиционного судна, мы должны пройти таможенный контроль.
1.Укажите острова, которые расположены в пределах природной зоны арктических пустынь:
2.Какие животные являются типичными представителями фауны зоны арктических пустынь?
3.Какие признаки характерны природной зоны Арктики?
Арктика освоена еще слабо. С давних пор загадочные земли, увенчанные шапками ледников, исчезающие острова привлекали отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, испытывая лишение и болезни полярные исследователи проникали все дальше к Северному полюсу, открывая острова и архипелаги. Достойную память о своих открытиях оставили и наши соотечественники Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов и многие другие. Под руководством знаменитого исследователя И.Д.Папанина были построены первые научные станции и проведена первая дрейфующая экспедиция «Северный полюс». В настоящее время навигация по Северному морскому пути связана с меньшими трудностями, так как поддерживается мощным ледокольным флотом во главе с атомоходами.
Северные и Арктические территории сегодня - стратегически важный для развития нашей страны регион. Арктика важна для России в первую очередь –как ресурсная база и крупная транспортная артерия. Не менее важна и с военной точки зрения. И осваивать ее предстоит новому поколению гражданских и военных специалистов.

Домашнее задание
Нанести на контурную карту:
территорию Арктики, Северный морской путь и крупнейшие порты-пунктиром и пунсонами, заповедники.
Итог урока
Рефлексия. Ребята, что вы узнали нового на уроке? Что вам понравилось? А что не понравилось?
Молодцы, ребята! Все были активны, внимательны на уроке, показали свое умение работать по картам России, отвечали на вопросы.
Спасибо вам ребята за урок, мне очень было интересно путешествовать с вами по Арктике!