СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Маркетинг в сфере образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оценка результативности марки деятельности образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Маркетинг в сфере образования»

Проект № 2. Оценка результативности маркетинговой деятельности образовательной организации.

Одним из инструментов повышения качества образования является создание эффективной системы оценки качества образования, которая способна выявить сильные и слабые стороны процесса образования и дать объективную оценку образовательной деятельности каждой образовательной организации. С помощью системы внутреннего маркетинга образовательное учреждение улучшает свои возможности, эффективно удовлетворяет их и тем самым способно удерживать внешних потребителей и в конечном итоге обеспечивает себе устойчивое конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою систему результативности маркетинговой деятельности, но теоретический анализ трудов учёных в области развития маркетинга позволяет обосновать стратегию маркетинговой деятельности в учреждениях дошкольного образования. В целом она сводится к тому, насколько грамотно и результативно внутренний маркетинг ОО способствует появлению в образовательном учреждении разнообразию образовательных услуг, насколько правильно разработана стратегия развития образовательного учреждения. Критериями оценки результативности маркетинговой деятельности образовательной организации можно считать следующие критерии, изложенные в таблице ниже:

Оценка уровня эффективности маркетинговой деятельности ОУ

1. Шкала экспертной оценки эффективности маркетинговой деятельности в образовательном учреждении




2. Значения шкалы:

А

1 балл

Б

2 балла

В

3 балла


0 - 20 баллов

кризисный уровень


21 - 35 баллов

достаточный уровень


36 - 50 баллов

оптимальный уровень




3.Таблица оценки уровня эффективности маркетинговой деятельности:


Показатели маркетинговой ориентации ОУ

Уровень реализации

Кол-во

баллов

1.

Философия, ориентиро-

ванная на потребителя образовательных услуг и продуктов

1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)?

  1. не участвует;

Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует;

  1. является участником стратегического пла­нирования по развитию системы образования территории.


1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учрежде­ние?

А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно;

Б) быстро реагирует на изменения и адаптиру­ет стратегию и тактику образовательной дея­тельности.


2.

Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ

2.1. Влияет ли персонал ОУ на распределение средств и контроль над ними?

  1. нет;

Б) частично;

  1. да.


2.2. Насколько тесно сотрудничество руково­дителя ОУ с другими образовательными учре­ждениями и организациями?

  1. встречи на совещаниях и семинарах;

Б) эпизодическое решение совместных про­блем или обмен информацией;

  1. систематическое поддержание контактов с

целью формирования совместных планов ра­боты.

2.3. Отношение ОУ к проявлению инициати­вы:

  1. не поддерживается;

Б) подчеркивается при случае польза контак­тов и помощь конкретным сотрудникам;

  1. всегда поощряется (морально и по возмож­ности материально).



3.

Работа

с маркетинговой информацией

3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС):

  1. МИС отсутствует;

Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна;

  1. МИС учитывает информационные потреб­ности управления.




3.2. Когда предложения ОУ (в форме предло­жений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории?

  1. никогда;

Б) давно;

  1. в настоящее время.




3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ?

  1. существенные усилия;

Б) незначительные усилия;

  1. мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результа­ты можно получить по требованию.




3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП?

  1. низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

Б) достаточное для принятия решений;

  1. высокое качество, информационные каналы действенны.


4.

Стратегическая

ориентация

4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ?

  1. никогда не разрабатывалась;

Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию;

  1. разработана повторная стратегия.




4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ?

  1. малая вероятность;

Б) вполне возможно;

  1. замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ.




4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах:




  1. нет;

Б) участие не запрограммировано: руководи­тели активизируют участие по указанию вы­шестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собствен­ной инициативе;

  1. существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях.


5.

Управление маркетингом в образовательном учреждении

5.1. Насколько хорошо планы позволяют реа­лизовать стратегию и тактику ОУ?

  1. не позволяют;

Б) достаточно;

  1. успешно реализуются.




5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для марке­тинговой деятельности и как эффективно они используются?

  1. не располагает;

Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно;

  1. ресурсы в наличии и используются эффек­тивно.




5.3. Изучаются ли образовательные потребно­сти рынка и способы их удовлетворения?

  1. нет;

Б) эпизодически;

  1. постоянно.




5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинго­вой деятельности?

А) нет;

Б) да.




5.5. При формировании имиджа ОУ учитыва­ются ли факторы, влияющие на принятие ре­шения потребителей о выборе ОУ?

А) нет;

Б) да.




5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий?

А) нет;

Б) да.



Специфичность организации маркетинговой деятельности в средних специальных педагогических учреждениях можно рассмотреть, исследую следующие особенности:

-образовательная услуга;

-финансирование образовательного учреждения;

-потребители образовательных услуг;

-маркетинговая среда образовательного учреждения;

-конкуренты на рынке образовательных услуг.

Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая, в основном. Не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.

Для оценки эффективности маркетинговой деятельности в МБОУ «Степновская СОШ» были взяты пять направлений внутреннего маркетинга и оценены в соответствии с предложенной бальной системой. Результаты можно увидеть в следующей таблице:


Показатели маркетинговой ориентации ОУ

Уровень реализации

Кол-во

баллов

1

Философия, ориентированная на потребителя образовательных услуг и продуктов

1.1. Принимает ли ОУ участие в планировании Программ и направлений образовательной деятельности территории (города, района)?

А) не участвует;

Б) осведомляется о намеченных программах, но в официальном планировании не участвует;

В) является участником стратегического пла­нирования по развитию системы образования территории.










1

0






0











1.2. Каким образом реагирует на изменения окружающей среды образовательное учрежде­ние?

А) воспринимает информацию, но использует благоприятные возможности сравнительно медленно;

Б) быстро реагирует на изменения и адаптиру­ет стратегию и тактику образовательной дея­тельности.













1






0

2

Интегрированные маркетинговые обязательства руководителя ОУ





2.2. Насколько тесно сотрудничество руково­дителя ОУ с другими образовательными учре­ждениями и организациями?

А) встречи на совещаниях и семинарах;

Б) эпизодическое решение совместных про­блем или обмен информацией;

В) систематическое поддержание контактов с целью формирования совместных планов работы.











2




0





2.3. Отношение ОУ к проявлению инициати­вы:

А) не поддерживается;

Б) подчеркивается при случае польза контак­тов и помощь конкретным сотрудникам;

В) всегда поощряется (морально и по возмож­ности материально).





2

3

Работа

с маркетинговой информацией

3.1. Наличие и оптимальность маркетинговой информационной системы (МИС):

А) МИС отсутствует;

Б) МИС содержит основные элементы, но не действенна;

В) МИС учитывает информационные потреб­ности управления.







2



3.2. Когда предложения ОУ (в форме предло­жений или практического опыта) принимались на территории и внедрялись как направление деятельности территории?

А) никогда;

Б) давно;

В) в настоящее время.













3



3.3. Какие усилия нужно приложить, чтобы оценить эффективность деятельности ОУ?

А) существенные усилия;

Б) незначительные усилия;

В) мониторинг эффективности деятельности ведется постоянно и промежуточные результа­ты можно получить по требованию.










3



3.4. Каково качество информации и каналов связи, нацеленных на рынок ОУП?

А) низкое качество, информационные каналы не спроектированы;

Б) достаточное для принятия решений;

В) высокое качество, информационные каналы действенны.










2

4

Стратегическая

ориентация

4.1. Как можно оценить качество стратегии ОУ?

А) никогда не разрабатывалась;

Б) ОУ продолжает принятую стратегическую линию;

В) разработана повторная стратегия.






2



4.2. Какова степень вероятности реализации планов ОУ?

А) малая вероятность;

Б) вполне возможно;

В) замыслы реальны и планы приближены к возможностям ОУ.






2



4.3. ОУ принимает участие в инновационных проектах и конкурсах:




А) нет;

Б) участие не запрограммировано: руководи­тели активизируют участие по указанию вы­шестоящих органов управления образованием или педагоги принимают участие по собствен­ной инициативе;

В) существует Программа инновационной деятельности в ОУ и имеются положительные результаты участия на разных уровнях.













3

5

Управление маркетингом в образовательном учреждении

5.1. Насколько хорошо планы позволяют реа­лизовать стратегию и тактику ОУ?

А) не позволяют;

Б) достаточно;

В) успешно реализуются.







2



5.2. Располагает ли ОУ ресурсами для марке­тинговой деятельности и как эффективно они используются?

А) не располагает;

Б) ресурсы достаточны, но используются не эффективно;

В) ресурсы в наличии и используются эффек­тивно.








2



5.3. Изучаются ли образовательные потребно­сти рынка и способы их удовлетворения?

А) нет;

Б) эпизодически;

В) постоянно.







2



5.4. Имеется ли в ОУ программа маркетинго­вой деятельности?

А) нет;

Б) да.






2



5.5. При формировании имиджа ОУ учитыва­ются ли факторы, влияющие на принятие ре­шения потребителей о выборе ОУ?

А) нет;

Б) да.










да



5.6. Имеется ли в ОУ карта планирования маркетинговых мероприятий?

А) нет;

Б) да.





1


Анализ эффективности маркетинговой деятельности МБОУ «Степновская СОШ» показал её достаточный уровень и составил 34 балла. В тоже время выявились довольно значительные просчёты в организации маркетинговой деятельности МБОУ, которые вполне исправимы при изменении подхода к маркетинговой деятельности со стороны руководства МБОУ «Степновская СОШ».