Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом
Задачи:
• Представить воспитателям приёмы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
• Разучить с воспитателями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приёмов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1.Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Вступительное слово.
- Уважаемые, члены жюри и коллеги, я рада видеть вас на моём мастер – классе. Сегодня мы обратимся к важной теме: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста».
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке, в речи, и вообще, в повседневной жизни.
Если чувство ритма несовершенно - у ребёнка слабо развита речь, она будет невыразительна, либо слабо интонирована, такой ребёнок плохо запоминает стихотворения, у него возникают затруднения в развитии интеллектуальных способностей. К тому же, если у ребёнка есть творческие задатки (он любит петь, танцевать), но у него отсутствует чувство ритма, то ему очень сложно будет овладеть этими навыками, несмотря на его большое желание.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Даже существует мнение, что развить его невозможно, так как, оно является врождённым. Но современные исследователи, такие как Нина Георгиевна Александрова, Елена Владимировна Кононова доказали обратное. В нашей стране система ритмического воспитания довольно хорошо изучена. Многими педагогами, Натальей Алексеевной Ветлугиной, Борисом Михайловичем Тепловым, Ириной Каплуновой, разработаны специальные системы занятий с дошкольниками, в основе которых лежит идея об интеграции движения и его перцепции в эмоционально окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности. Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным.
2. Практическая часть.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. И, которые вы можете использовать на занятиях, и в повседневной жизни детей.
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки» Л. Хасмитуллиной
Цель: Воспитание речевой и двигательно – ритмичной активности.
- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп! хлопки
- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ! притопы
- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! хлопки по щечкам
- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!
- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! поцелуйчики
- Здравствуйте, зубки – щёлк, щёлк, щёлк! ритмично постукивают зубками
- Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! показываем пальчиком носик
- Здравствуйте, гости— всем привет! машем ручками
Игра «Вопрос – ответ».
Игра развивает чувство ритма.
1) «Пропой и прохлопай своё имя».
Пропой и сделай столько хлопков, сколько слогов в твоём имени. Я спрошу:
- Как тебя зовут?
- И –ри – на! Све – та! На – та – ша! Га – ля!
2) «Кто там?»
Будем играть друг с другом - один задаёт вопрос, другой отвечает. При этом надо прохлопать на каждый слог.
Показываю: - Кто там? - Э - то я! – Э - то ты? - Да, я!
А эта игра развивает не только чувство ритма, а ещё, и интонационную выразительность. Так же, в этой игре можно использовать музыкальные инструменты. Н: ложки, бубен.
Игра «Отгадай, кто поёт?». (Использую металлофон, картинки).
- Ребята, это кто? Петушок. Послушайте, как он поёт. Играю - фа – ля – фа – до. Пою - Ку – ка – ре – ку!
- А это кто? Дятел. Послушайте, как он поёт. Играю фа – фа – фа. Пою – Тук – тук – тук!
- А это кто? Кукушка. Послушайте, как она поёт. Играю – соль – ми. Пою – Ку – ку!
- Давайте споём, как Петушок… как Дятел… А теперь, как Кукушка….
- А теперь отгадаем, кто же это поёт?
Играю на металлофоне, дети отгадывают, кто поёт.
Игра развивает чувство ритм, ритмический слух.
Игра с палочками «Ножки».
Ножки, ножки, вы шагали?
Мы шагали, мы шагали! - ритмичные удары палочками по столу
Ножки, ножки, вы бежали?
Мы бежали, мы бежали! - ритмичные удары в 2 раза быстрее
Ножки, ножки, танцевали?
Танцевали, танцевали! - удары палочкой крест на крест и по столу
Ножки, ножки, вы устали?
Мы устали, мы устали! – каждой рукой катаем палочку по столу или две палочки катаем в ладошках.
5. Приём «Звучащие жесты». Первым, и доступным инструментом для ребёнка может быть его собственное тело. Дети с удовольствием используют ритмичную игру на поверхности своего тела: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами и др.
-Зазвучали жесты наши
А ведь так бывает –
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники на каждую фразу поочерёдно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопки; б) шлепки по коленям; в) притопы; г) щелчки над головой.
Игра в оркестре.
Ещё один, очень любимый детьми вид деятельности «Игра на ДМИ».
Цель: Развивать чувство ритма, ансамбля, слаженность звучания оркестра.
Видео. Оркестр «Новогоднее веселье». Муз. инстр. – ложки, колокольчик, бубен, ксилофон.
7. Передай платочек.
Цель: развитие слухового внимания, ритмической четкости движений.
Оборудование: цветной платочек.
Описание:
Дети стоят по кругу. Педагог дает одному из детей платочек.
1 часть музыки. На затакт ребенок, держащий платок, плавным движением передает его соседу справа, на «раз» следующего такта тот принимает платок правой рукой и передает его дальше. Оба ребенка сопровождают передачу платочка небольшим поклоном друг другу.
2 часть музыки. Ребенок, получивший платок, входит в круг и пляшет, размахивая платочком. С окончанием музыки возвращается на свое место.
Упражнение повторяется несколько раз. При этом передача платочка может происходить по кругу как в правую, так и в левую стороны.
Музыкальное сопровождение «Передай платочек», муз.Т.Ломовой.
Ув. Коллеги, спасибо вам за работу! Как вы сейчас могли убедиться на практике, все предложенные мной игры направлены на развитие ритмических способностей детей. Такие игры позволяют развивать речь воспитанников и подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.
Рефлексия.
Прошу вас из предложенных карточках выбрать эмоцию, которую вы испытали во время мастер – класса.
-Почему?
- Пожелания мне.
- Сможете вы использовать этот материал в своей работе?
Ответы.
Спасибо вам большое! Я учту. Очень приятно было с вами работать!