Математика в преодолении оптической дисграфии в период обучения грамоте на примере УМК «Перспективная начальная школа»
В настоящее время большое количество учащихся, поступающих в школу, испытывают трудности в обучении грамоте. Основную проблему при этом представляет овладение навыком письма. Это вызвано тем, что в школу приходят дети, у которых плохо развита предметная деятельность, пространственные ориентировки, общая и мелкая моторика, речевая деятельность. Особенностью УМК «Перспективная начальная школа» является то, что впервые при характеристике уровня подготовленности детей к школе, выдвинуты такие вопросы как сформированность сенсорных эталонов и логопедические проблемы
Рассмотрим один из видов дисграфии (нарушение письма) оптическую дисграфию и то, как способствуют уроки математики в ее преодолении. И так, нас интересует дисграфия, связанная с трудностями пространственной ориентировки -оптическая дисграфия. Она стоит особняком среди всех других видов дисграфии, не зависит от состояния устной речи и может иметь место даже у детей с самым высоким уровнем развития. В основе этого вида дисграфии лежит иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (т.е. представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфи. Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный, овальный), по величине (маленький-большой, длинный-короткий, широкий-узкий, толстый-тонкий и не научился ориентироваться в ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу (выше-ниже, дальше-ближе, слева-справа, спереди-сзади), то ему будет очень сложно усвоить тонкие различия в начертании оптически сходных букв:
по количеству совершенно одинаковых элементов;
по различному расположению элементов в пространстве;
по принципу: вверху-внизу, справа-слева;
по наличию дополнительных элементов;
по величине отдельных элементов.
Работа по устранению оптической дисграфии идет в следующих направлениях:
развитие зрительного восприятия, узнавания формы и величины (зрительного
гнозиса);
расширение объема и уточнение зрительной памяти;
формирование пространственных представлений;
развитие зрительного анализа и синтеза.
Сензитивным периодом по преодолению оптической дисграфии является период обучения грамоте. Рассмотрим как в этот период работает над решением данной проблемы математика УМК «Перспективная начальная школа».
1. Умению детей сравнивать предметы по форме способствуют задания.
Предметы круглой формы обведи красным цветом, а прямоугольной формы синим (с.6
№1.).
Найди предметы или части предметов треугольной формы и раскрась их (с.6 № 2).
Есть ли среди ваз, нарисованных слева и справа, одинаковые по форме? Если есть, то
раскрась их одним и тем же цветом (с.6 № 3).
Найди различия в рисунках. Отметь их каким-нибудь знаком (с.7 № 4).
Раскрась бревно коричневым цветом, а доску - желтым. Почему говорят, что бревно
круглое, а доска плоская (с.7 № 5)?
Заключи в рамку рисунок дома с плоской крышей (с.7 № 6).
Предметы, имеющие форму круга, заключи в красную рамку, имеющие форму
треугольника - в синюю, а форму прямоугольника - в коричневую. В пустой (красной)
рамке нарисуй предмет, который может там находиться (с! 1 № 3, с21 № 2).
2.Умение сравнивать по величине формируется посредством следующих заданий.
Чем похожи и чем отличаются нарисованные мячи? Раскрась тот мяч, который меньше.
Чем похожи и чем отличаются нарисованные матрешки? Раскрась ту матрешку, которая
больше (с.21 №1,2,3).
Сделай большие рисунки похожими на маленькие (с.44 № 2).
Раскрась то, что шире: ворота или калитку? Раскрась то, что уже: дорогу или тропинку
(с.60№1).
Самый широкий ремень раскрась коричневым цветом, а самый узкий - черным (с.60 № 2).
Нарисуй желтую полоску шире красной, но уже синей. Объясни где она расположена по
отношению к синей полоске (с.60 № 3).
Раскрась животное, которое длиннее остальных. Раскрась карандаш, который короче
остальных (с.68 № 1).
Раскрась полоски так, чтобы красная была длиннее желтой, а синяя - короче желтой
(с.68 № 2).
Можно ли в математике линии сравнивать по длине? Какая линия, соединяющая две
точки, самая короткая? Обведи ее красным цветом и назови (с.68 № 3).
3. Умение ориентироваться в пространстве способствуют такие задания:
Что перепутал художник (с.8 № 2).
Обведи красным цветом рамки с теми растениями, верхнюю часть которых люди
используют в пищу, а синим цветом те, у которых съедобна нижняя часть. Нарисуй в
каждой цветной рамке то растение, которое там может находиться (с.8 №3).
Нарисуй картину над диваном, вазу на столе, а мячик под креслом.
Нарисуй красный мячик между желтым и синим, а зеленый мячик между желтым и серым (с.9 № 1,2,3).
Темы уроков: «Над, под, левее, правее, между», «Впереди и позади» и т.д. (с 14, 15,18, 20, 22, 23, 34, 44, 48, 49, 56, 64 № 1,2,3).
4. В учебнике математики даны задания на дифференциацию понятий: лево-право.
Раскрась рисунок, расположенный слева. Предложи соседу по парте раскрасить рисунок,
расположенный справа, точно так же. Сравни полученные рисунки (с.5 № 5).
Расскажи, что нарисовано слева, а что справа. Дорисуй рисунок: Миша держит грабли в
левой руке, а Маша в правой (с.8 № 1).
Раскрась куртку мальчика, который стоит левее дерева, красным цветом, а правее -синим (с.9 № 2). Формированию этих понятий способствуют задания на с.11 № 4, с. 19 № 1,2,3, с.23 № 2, сЗО № 3, с35 № 2, с41 № 6, с.63 № 5,6, с.67 № 6, с.76 № 3.
5. Развитию зрительного гнозиса, анализа и синтеза способствует серия заданий.
Назови какие фигуры встречаются в этом узоре. Раскрась круги красным цветом,
треугольники синим, прямоугольники - коричневым или желтым (с! 1 № 3)
Узнай, какой носок, из какого клубка связан, и раскрась его (с 13 № 6).
Посмотри каким знаком обозначено число 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ), (с. 26 № 2).
Обведи на рисунке те предметы или их части, которые похожи на цифру 1 (с.26 № 3).
Спрячь в своем рисунке цифру 1 и предложи соседу по парте ее отыскать (с.27 № 6, с32
№ 2,3 , с. 36 № 2,3)
Отметь штриховкой вторую слева доску в заборе (с.37 № 6, с.40 № 2,3, с.42 № 2,3, с.46 № 2,3).
Раскрась на лестнице четвертую ступеньку снизу красным цветом, а третью сверху -
синим (с.47 № 6, с. 50 № 2,№, с.51 № 6).
Нарисуй предметы, которые похожи на знак плюс (с.52 № 2, с.58 № 2,3, с.59 № 6, с.62 № 2,3, с.66 № 2,3, с.70 № 2,3).
Дорисуй на лестнице столько ступенек, сколько нужно, чтобы Миша стоял на десятой ступеньке считая снизу (с.71 № 6, с.72 № 1).
Таким образом, мы наглядно увидели как широки возможности уроков математики по профилактике и преодолению оптической дисграфии. Учитель, знающий особенности учащихся и осознающий суть проблемы, должен «отдать» задания, описанные выше детям, имеющим предпосылки к оптической дисграфии. Такие дети проявляют себя в том, что путают буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш), включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (ш-и, п-т, х-ж). Им свойственно зеркальное письмо (С - , 3-Е, 9-6), пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау-ар), лишние (и-ш) и неправильно расположенные элементы (х-сс). При оптической дисграфии дети не различают сходные графически рукописные буквы: п-н, п-и, с-о, и-ш, л-м.
Учитель начальных классов лицея № 22 «Надежда Сибири», учитель-логопед Лифер Елена Николаевна. г.Новосибирск- 2009.