Дата __________________ Занятие № _____ Работа ____________________________
1. Соедините при помощи стрелок слова с противоположным значением
1. далекий 2. густой 3. шероховатый 4. смелый 5. тяжёлый 6. горький 7. приятный 8. неуклюжий 9. высокий 10. твёрдый | а) га…кий б) ни…кий в) бли…кий г) мя…кий д) сла…кий е) ре…кий ж) ло…кий з) лё…кий и) гла…кий к) ро…кий |
2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.
капус...ный счас…ливыи грус…ный опас…ный мес…ный радос…ный | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ | извес…ный вкус…ный бескорыс..ный мес…ный завис…ливый ужас…ный | __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ |
3. Выберите правильное написание. Ненужные буквы зачеркните.
Ра(с,з)читывать, бе(с,з)земельный, и(с,з)дать, чре(с,з)мерный, во(с,з)гордиться, в(с,з)грустнуть, ни(с,з)провержение, бе(с,з)сердечный, ра(с,з)резать, и(с,з)тратить.
4. Вставьте пропущенные буквы.
И…царапать руки, во…хвалять достоинства, ра…колоть дрова, бе…помощный человек, в…тряхнуть скатерть, чре…вычайное прои…шествие, ни…вергать противника, бе…дарный художник, ра…бить чашку, бе…вкусный салат, бе…шерстный кот, ра…таял снег.
5. Вставьте пропущенные буквы. Выделенные предложения разберите по членам предл-я.
1) Без труда не вынешь и ры…ку из пруда. 4) Хвост голове не ука…ка.
2) Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро…. 5) Лучше хле… с водою, чем пиро… с бедою.
3) Терпенье и тру… всё перетрут. 6) Не ленись с плу…ком, будешь с пиро…ком
Склонение имен прилагательных. Краткие формы имен прилагательных
1. Поставьте имена сущ-е и зависимые от них имена прилагательные в Д.п., Т.п., П.п. ед.ч. (I, 2 б.)
Вишневый сад, железный стержень, бабушкин дом, медвежье ухо.
3. Найдите прилагательные и укажите их число, род, падеж, подчеркните окончания. (III, 6 б.)
В песок косы, усеянной рыбьей чешуей, были воткнуты деревянные колья. На сотни верст ни следу человечьего. Филин на свету в птичьем мире — огромное событие. В воздухе стоял гул ребячьих голосов. Поднявшись на крутой берег Дона, можно было видеть сотни заячьих следов.
4. Подчеркните краткие прилагат. как члены предложения. Вставьте буквы. (IV, 8 б.)
1. В…лхвы (не) боят…ся м…гучих владык, и княжеский дар им (не) нужен, правдив и свободен их вещий язык и с волей небесною дружен. И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана. 2. Есть в ос…ни перв…начальной короткая, но дивная пора: весь день ст…ит как бы хрустальный и луч…зарны в…чера. 3. Люблю тот край, где зимы долги, но где весна так молода. 4. Терек воет, дик и злобен, меж утесистых гр…мад. 5. Жгуч мороз тр…скучий. 6. Парень был широкоплеч.., к…ренаст. 7. Лес был стар и дремуч.
5. Образуйте, где возможно, от полных прилагательных краткую форму. От прилаг-х какого разряда вы не смогли образовать краткую форму? Поставьте ударение в словах. (V, 10 б.)
Образец: мягкий — мягок, мягка, мягко, мягки.
Крепкий, каменный, точный, резкий, пахучий, весенний.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Образование сравнительной и превосходной степени имен прилагательных
1. Выпишите имена прилаг. в простой форме сравнит. степени. Объясните способ их образования. (I, 2 б.)
На земном шаре есть города древнее Минска. Есть города больше нашей столицы. Есть города, где на улицах растут пальмы и над головой чуть ли не круглый год голубое, безоблачное небо...
Но Минск — наш город: твой и мой. Здесь наш дом. Здесь нас ждут и любят. А дома всегда лучше...
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. Образуйте формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных. (II, 4 б.)
Красивый, плохой, хороший, жесткий, редкий, крепкий.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Подчеркните формы степеней сравнения имен прилагательных, укажите их значение. Определите, какими членами предложения они являются. (III, 6 б.)
Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце: в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
4. Образуйте от данных имен прилагательных простую форму превосходной степени. Обозначьте суффиксы и окончания. Укажите чередования согласных в основе. (IV, 8 б.)
Удачный, легкий, мелкий, человечный, грубый, великий, высокий, тихий, тяжелый.
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
5. От прилаг. образуйте и запишите все возможные формы сравнит. степени. Назовите разряд тех прилагательных, от которых вы не смогли образовать ни одной из форм сравнительной степени. (V, 10 б.)
Дружеский (взгляд), трагическое (положение), героическая (жизнь), звонкий (голос), тонкий (вкус), жаркое (лето), серебряный (поднос).
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________