Метод проектов и исследовательский метод
при изучении астрономии
Аннотация
В своей работе я хочу показать, что если ученик включился в проектно-исследовательскую работу по предмету астрономия, то он сумеет самостоятельно организовывать познавательный процесс, сумеет переносить знания в новую учебную ситуацию, овладеет способностью к социально значимой проектной деятельности, к творческому мышлению (способность человека образовывать новые, продуктивные идеи (или их сочетания), получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей предметной области).
Обоснование выбранной темы
В современном мире благосостояние населения и могущество государства зависят от науки, образования и высоких технологий. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях.
Уже с рождения ребенок погружается в такой поток информации, что не успевает его отрефлексировать, пережить и усвоить, т. е. превратить в личностное знание. В результате возникает и накапливается технологическая и инновационная усталость, человек перестает творчески относиться к реальности, перестает вообще чего-либо хотеть, а просто плывет в информационных потоках, все больше теряя себя как личность.
Основная цель учителя вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками по предмету, но уровень сформированности ЗУН не решают проблемы, связанные с огромным потоком информации, окружающим нас с экранов телевизоров, газет, Интернета и т. д. Кроме того, технический прогресс заставляет даже тех, кто уже стал хорошим специалистом постоянно идти в «ногу» со временем - проектировать, исследовать и анализировать возникающие ситуации, постоянно заниматься самообразованием. Поэтому сегодня необходимо сделать акцент на создание условий для развития у учащихся умений проектировать, проводить исследование, работать с информацией, т.е. развития умения самообразования. «Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будут овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Выделять факты из окружающего мира, анализировать и сопоставлять их – это должен уметь каждый человек в XXI веке независимо от выбранной профессии.»
Элективный курс по астрономии веду третий год. Вывод предмета астрономия из учебных планов с одной стороны привели к тому, что у учащихся снизился уровень мотивации, интереса, познавательной активности к предмету, а с другой стороны сейчас астрономией могут заниматься только заинтересованные обучающиеся. Но оказалось, что учащиеся, выбирая предмет, не знали о чем будут говорить на астрономии. На первых занятиях обучающиеся заинтересовались новым предметом, но после занятий, связанных с расчетами координат, законами Кеплера, законами Ньютона стали терять интерес к астрономии. Передо мной встала проблема повышения мотивации, уровня ЗУН, смена позиции ученика с пассивной на активную. Одним из средств оказалось применение компьютера на занятиях. Так же оказалось, что не все обучающиеся владеют компьютером как инструментом для создания презентаций, работы в Интернет, не знают, как и где найти сведения о планетах, звездах, космических системах.
Считаю, что при внедрении этого проекта учащиеся станут осмысленно работать с научной литературой, отбирать необходимый материал, выделять в нем главное, необходимое для своего проекта, развивать умение работы на компьютере: печатать текст, делать рисунки, таблицы, графики, обсчитывать результаты, используя математические формулы, вставлять фотографии в текст, делать презентации своего проекта, вставляя фрагменты фильмов, фотографий, рисунков и формул и т.д.
Цель проекта:
Ученик способный к проектно-исследовательской деятельности; ученик, способный образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.
Задачи:
Организовать деятельность по мотивации учащихся к проектной и научно-исследовательской работе.
Организовать проектную деятельность; постановку эксперимента, с моделированием на ПК; исследование объекта.
Координировать процесс по данному виду работ.
Отследить изменения, произошедшие в учебно-познавательной деятельности ученика.
Ребятам даю на выбор темы по пройденному материалу или опережающее задание, им необходимо предъявить и защитить проект в виде научных докладов и компьютерных презентаций. Выбор и написание проекта осуществляется только по желанию учащихся. Особый интерес вызывает применение новых технологий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Подготовительный
Цель: ученик, мотивированный к проектно-исследовательской деятельности
Задачи:
Выбор темы – по желанию ученика и учителя, учитывая наличие возможностей для выполнения работы;
Выдвижение проблемы, которую необходимо решить;
Определение цели исследования;
Определение путей решения и составление плана проведения работ;
Распределение заданий (если в группе), составление графика выполнения работ;
Средства: научная литература, ПК, мультимедийные программы, Интернет;
Результат: создание группы, индивидуальная работа;
Проектирование
Цель: ученик, включившийся в проектную деятельность
Задачи:
Выдвижение гипотезы;
Предполагаемый результат, прогнозирование;
Компьютерное моделирование эксперимента;
Групповая работа, выполнение индивидуального задания;
Средства: научная литература, ПК, мультимедийные программы, Интернет;
Результат: готовая теоретическая часть проекта.
Исследовательский
Цель: ученик, умеющий проводить исследование, анализ, синтез,
Задачи:
Постановка опыта, эксперимента, моделирование;
Наблюдения;
Анализ фактов;
Синтез фактов;
Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы;
Средства: ПК, мультимедийные программы, Интернет;
Результат: составление таблиц, графиков, выводы;
Завершающий
Цель: ученик, умеющий предъявить результаты исследования.
Задачи:
Выступление на школьной, районной и других научно-практических конференциях;
Оформление работы, составление доклада;
Средства: ПК, мультимедийные программы;
Результат: готовый проект, презентация проекта.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
При применении проектно-исследовательских методов, у учащихся возникнет потребность к познанию астрономии. Изменится подход к изучению нового материала. Изменится тип мышления – от интуитивного (быстро протекающее с отсутствием четко выраженных осознанных этапов) до теоретического (направленного на открытие законов, свойств объектов и пр.), практического (связанного с постановкой целей, выработкой планов, проектов), творческого (направленного на создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности).
Успех одного мотивирует другого к участию в такой деятельности. Возможность по своему интересу выбрать тему проекта, проверить гипотезу, смоделировать и провести эксперимент, исследовать объект – это заставит учащихся вплотную заняться изучением предмета, активизирует мыслительный процесс, включит умение добывать самостоятельно информацию, использовать новые технологии в изучении нового материала.
4