Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Артинского городского округа
«Артинская средняя общеобразовательная школа №1»
Методический семинар
по профориентации
«Инновационные подходы
к профориентационной работе
в образовательной организации»
Автор-составитель:
Федякова Надежда Федоровна,
учитель Труда (технологии)
Арти
2024
Методический семинар.
Тема: Инновационные подходы к профориентационной работе в образовательной организации.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: информационные материалы по теме семинара, карточки с заданиями, оформительские принадлежности.
Участники: педагоги, социальные педагоги, психологи образовательных организаций.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области профориентации.
Задачи:
1. Рассмотреть современные тенденции и проблемы в сфере профориентации.
2. Ознакомить участников с инновационными подходами и технологиями профориентационной работы.
3. Развить практические навыки по проведению профориентационных мероприятий.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово.
- Приветствие участников.
- Объявление темы, цели и задач семинара, применяя прием «Облако слов».
II. Основная часть.
Выбор профессии - одна из самых важных и актуальных задач, которую обязательно приходится решать юношам и девушкам. Помочь им, найти свое место в жизни, призвана профессиональная ориентация.
Одним из направлений совершенствования профориентационной работы в школе является внедрение интерактивных форм и методов обучения. Они основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Работа в группах с информацией из разных источников по вакансии работ разных специальностей.
План работы для групп.
Определить:
- современные тенденции и проблемы в сфере профориентации;
- изменения на рынке труда и их влияние на профориентационную работу;
- проблемы профориентации в современных условиях.
Подведение итогов.
Перспективы развития профориентационной работы.
Выступление спикеров:
1. Консолидация усилий общественности и органов власти для формирования профессионально-ориентированной образовательной среды, в которой профессиональное самоопределение будет протекать в фоновом режиме. Для этого необходима государственная поддержка и нормативно-правовое регулирование взаимодействия образовательных организаций различного уровня.
Увеличение спектра дополнительных общеобразовательных программ, формирующих практические навыки и предпрофессиональные компетенции. Все это позволит скорректировать предметно-центрированную и «ЕГЭ-ориентированную» ценностную иерархию обучающихся общеобразовательной школы.
Применение системно-деятельностного подхода в организации профориентационной работы. Он предполагает переход от информационно-репродуктивного знания к самостоятельному действию, связанному с формированием профессионального интереса и профессиональными пробами.
Развитие педагогических вузов, как региональных центров профориентации должны сопровождать и поддерживать профориентационную деятельность школ, создавать программы подготовки специалистов профориентационного консультирования.
2. Геймификация в профориентации.
Геймификация в профориентации — это использование игровых элементов в процессе профессионального самоопределения. Она предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее.
Применение геймификации не подменяет традиционные технологии профориентации, но дополняет и индивидуализирует процесс самоопределения в том или ином виде профессий.
Некоторые игровые механики, которые используются в профориентации:
- задачи, требующие решения;
- обратная связь;
- награды;
- выигрышные ситуации;
- очки, уровни;
- шкала прогресса;
- рейтинги;
- квесты;
- комиксы с участием главных персонажей;
- секретные коды, пасхалки и т. п.
Геймификация помогает эффективно освещать аспекты различных профессий и позволяет узнавать о потенциальных профессиях в более непринуждённой и увлекательной атмосфере.
III. Практический часть.
Профориентационная игра «Создаем будущее».
Участникам групп предлагается два варианта игры.
На современном рынке труда существует нехватка специалистов, а также, множество компаний и предприятий, занимающиеся одной и той же деятельностью.
1 вариант
Карточки с заданиями: 2 карточки с названиями различных профессий, 3 карточки с описанием профессионально важного качества (ПВК), карточка - описание «новой профессии». Каждая группа должна придумать описание «новой профессии».
Инструкция:
Для создания уникальной профессии необходимо выполнить следующие шаги:
1. Подумайте, как можно объединить две полученные профессии в одну, дайте название «новой профессии»;
2. Опишите характер работы «нового специалиста»: график работы, место работы, рабочие задачи, инструменты необходимые в работе;
3. Проанализируйте полученные карточки с ПВК и придумайте, почему эти ПВК важны в работе «нового специалиста»;
4. Изобразите на листе образ «нового специалиста». Попробуйте передать его внешний вид, как выглядит его рабочее место, разместите на рисунке его ключевые рабочие инструменты;
5. Подготовьте презентацию вашей «новой профессии», учитывая требования.
2 вариант
Предлагается участникам попробовать себя в роли предпринимателей. Для этого необходимо создать своё дело, которое должно быть уникальным и не похожим на другие (уже существующие).
Выдается 7 карточек с представителями профессий. Создать свою компанию (организацию, фирму, предприятие), в которой будут одновременно задействованы все специалисты, обозначенные на карточках.
Инструкция:
Придумайте название компании и то, чем она будет заниматься (ее цель, полезность для общества).
Выберете директора компании из полученных представителей профессий и объясните, почему выбрали именно его.
Продумайте для каждого специалиста место в этой компании (какую должность он занимает, какие функции выполняет).
Заполните карту предприятия и карточки для каждого сотрудника.
Нарисуйте логотип компании и подготовьте презентацию согласно схеме.
IV. Подведение итогов.
Рефлексия.
Прием «Под крышечкой чайничка».
Ведущий просит каждого участника сформулировать в конце события результат работы одним словом, то, что на финал работы находится «под крышечкой чайничка», что «бурлит».
V. Заключительное слово.