Компетентностный подход в образовании
Главная идея компетентностного подхода – «не столько располагать знаниями как таковыми, сколько уметь их применить». Ключевое слово компетентностного подхода - умение, признак компетентности - социальная полезность, востребованность.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Проверка явки обучающихся, их внешнего вида, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Сообщение темы, цели и хода проведения занятия.
3. Мотивация.
4. Инструктирование: по охране труда и технике безопасности, организации рабочего места, правилах санитарии.
II. Вводный инструктаж.
1. Проведение входного контроля.
2. Инструктирование последовательности выполнения работ.
III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа обучающихся.
1. Преподаватель осуществляет текущий инструктаж.
2. Целевые обходы (результаты заносятся в оценочную ведомость):
- проверить: организацию рабочих мест; правильность выполнения трудовых приемов; соблюдение правил техники безопасности, санитарно- гигиенических правил; аккуратность и правильность ведения самоконтроля.
V. Домашнее задание.
Практические занятия носят как репродуктивный, так и частично- поисковый характер. Обучающиеся приобретают навыки рациональной организации рабочего места, знакомятся с инструментами, инвентарем, оборудованием, выполняют операции в технологической последовательности, приучаются к распределению своего рабочего времени, соблюдению техники безопасности и производственной дисциплины, самостоятельности.
Занятия, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что обучающиеся пользуются инструкционными картами, например, по теме «Обработка и нарезка клубнеплодов и корнеплодов» по ПМ.01 Приготовление блюд из овощей и грибов.
На практических занятиях мы используем групповую форму работы, где одно и то же задание выполняется группами от трех до четырех человек. Работая в группах, обучающиеся овладевают организаторскими, коммуникативными способностями. Важное значение приобретает фиксирование малейших достижений обучающихся. Необходимо создавать на уроке эмоционально-психологический настрой, вырабатывать умение органично и последовательно действовать в новой обстановке. На квалификационном же экзамене каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Реализация компетентностного подхода при разработке образовательных программ по профессии «Повар кондитер», в частности при проведении практических занятий, предполагает тесную связь между освоенными компетенциями и требованиями будущих работодателей.
Знакомство будущих специалистов с условиями производства начинается с прохождения ими производственной практики, которая входит в состав всех восьми профессиональных модулей.
По итогам освоения профессионального модуля и прохождения производственной практики на предприятии обучающийся в условиях реального производства может сформировать адекватную оценку своих возможностей и осознать свою профессиональную пригодность.
Однако на этом этапе освоения компетенций у обучающихся возникает ряд трудностей, связанных с нехваткой знаний для выполнения предложенных работ, трудной социальной адаптацией (в среде опытных специалистов), а также опасения некачественно выполнить свою работу. В данной ситуации перед преподавателем, мастером производственного обучения стоит задача не только подготовить обучающегося теоретически и практически по предложенным компетенциям, но и развить социально-ориентированную личность каждого обучающегося для полноценной реализации его потенциала.
Компетентностный подход в обучении предоставляет обучающемуся широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, приближенной к реальности трудовой деятельности. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности самого обучающегося. Наша задача преподавателей и мастеров производственного обучения подготовить такого специалиста.