Упражнение-разминка «Карандаши» Психологический смысл упражнения: возможность лучше узнать друг друга, развивать умения координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.  После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. Вытянуть руки вперед, отвести назад. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга). Наклониться вперед, назад, выпрямиться. Присесть, встать.  Усложнить упражнение: -сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки); -использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы; -держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью; -выполнять упражнение с закрытыми глазами; -выполнять под медленную музыку. Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека? Упражнение «Встреча взглядами» Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности. Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение. Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом. Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, выполняя это задание?  Разминка «Построение круга» Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции, создает очень хорошие условия для формирования оптимального стиля поведения участников. Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, могущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.  Обсуждение. Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в общей согласованности их действий. Разминка «Скалолаз» Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телесного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение работает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий. Описание упражнения. Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников. Проведение упражнения было организовано в форме цепочки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.  Обсуждение. Какие чувства возникали у водящих и у составляющих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием? Упражнение «Необычное использование» Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределении социальных ролей (генераторы идей — исполнители, лидеры — ведомые). Описание упражнения. Данное упражнение выполняется в микрогруппах по 5 человек, время работы — 10 минут и предполагает придумывание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пластиковых бутылок). Представление работ происходит по такой схеме: одна из подгрупп называет один способ использования предмета (оценивается в 1 балл,), следующая — еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.  Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для подростков в других ситуациях общения? Когда выше упомянутая часть обсуждения завершена, ведущий рассказывает о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий: Беглость: число идей, выдвинутых каждым из участников. Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах, Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по приведенным параметрам, при необходимости советуясь с ведущим. Упражнение «Снежки» Психологический смысл упражнения. Легкая подвижная разминка, позволяющая «разрядить обстановку» после предыдущих упражнений. Описание упражнения. Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги, оставшейся от предыдущих упражнений, 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Имеет смысл провести 2-3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше четырех «снежков» запрещается. Упражнение «Вы меня узнаете» Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о "пароле", по которому вы узнаете друг друга. Это может быть красный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди. Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или ... Время для этой работы 3-5 мин. Затем члены группы садятся в большой круг и читают по очереди написанное. Упражнение «Девиз» Был в старину обычай - изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем. Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе. На формулировку девиза дается 5-7 мин. Ритуал "Сердце нашей группы" Сердце - основа жизнедеятельности, двигатель жизни. А каково оно, сердце нашей группы? Дискуссия.  Конструирование модели "Сердце нашей группы" Участникам предлагается на маленьких сердечках написать пожелания всем членам группы. Затем их соединяют - наклеивают на Сердце группы и зачитывают пожелания. Мы постараемся сохранить это сердце в течение всего времени обучения в колледже.  |