МОБУ «ЯКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ имени А.Г. и Н.К. Чиряевых» |
Методическая разработка |
«Ритмика и танец» |
|
Составитель: Константинова Надежда Нтколаевна
Учитель высшей категории по предмету “Ритмика”
г . Якутск
2020 г.
Пояснительная записка
В современной системе образования и воспитания важное место занимает искусство, являющееся неотъемлемой частью человеческой деятельности. Приобщение детей к миру искусства на любом качественном уровне (восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) развивает эмоционально-нравственную и духовную культуру растущего человека, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту, способствует развитию и реализации творческого потенциала личности.
В эстетическом воспитании детей особое место принадлежит хореографическому творчеству. Танец, являясь синтетическим видом искусства, позволяет участникам приобщиться к значительному количеству видов художественной деятельности. Ещё в древней Греции танец и музыкальное движение, соединяя в себе поэзию, музыку, театр, философию и спорт для образования и воспитания имели глубокое значение. По мнению Платона «...трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, что открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души...»
Только такое осознание танцевальной деятельности как метода музыкального движения, оказывающего благотворное физическое, эстетическое и психологическое воздействие на организм ребенка, позволяет нам смотреть на танцевальное и музыкально-ритмическое воспитание как процесс глубоко важный и нужный нашим детям. И действительно, занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта, а яркое динамичное сопровождение уроков повышает эмоциональный тонус, усиливая психофизическое воздействие музыкального движения на организм ребенка. Приобщение к искусству танца позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важнейших проблем эстетического воспитания учащихся - приобщение их к богатству танцевальной и музыкальной народной культуры. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, эмоциональность, ассоциативная память, творческие способности. Кроме того, по мнению ведущих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, М.П. Щетинин, В.В. Давыдов, К.И. Игнатьев и др.) для успешного развития мыслительных способностей ребенка необходимо уделять больше внимания развитию чувственных форм воспитания. Разновидностями чувственного восприятия являются зрительные, двигательные и слуховые образы. В природе танца заложены все эти компоненты. Именно в танцевальной деятельности успешнее всего реализуется развитие сразу всех ведущих анализаторов: зрительного, двигательного и слухового. Поэтому феноменом, способным совместить деятельностный подход в аудиовизуальном обучении школьника с развитием его кинестетической культуры, являются музыкально-ритмические и танцевальные занятия. Они стимулируют духовные силы и творческую потенцию личности, несут положительную энергию, жизнерадостную и самоутверждающую уверенность в себе, что в целом дает хорошую базу для дальнейшего успешного и гармоничного развития личности ребенка.
Основные темы, объединяющие два предмета - музыку и ритмику, не только дают возможность более эффективного и сознательного усвоения материала, поскольку происходит последовательное закрепление музыкальных знаний и понятий на практике, но и взаимно обогащают оба урока, наполняя их четким и ясным содержанием. Включая в свое содержание танцы, музыкально-ритмические упражнения, игры, элементы музыкальной грамоты и гимнастику, программа реализует целостный комплексный подход к развитию, обучению и воспитанию учащихся младших классов средствами музыкального движения.
В хореографии (в классическом танце, в частности) специальных методов преподавания нет, и начинающему педагогу необходимо адаптировать имеющиеся в педагогике методы обучения с целью выявления наиболее эффективных.
Изучение классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся и педагога постоянного труда, внимания, памяти, воли. Экзерсис, основанный на классическом танце, давно доказал право на первое место в освоение танцевального искусства.
Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую личность. Основополагающим выступает воспитание и обучение средствами танца. Методы обучения опираются на законы психологии и педагогики.
При единой основе методики преподавания необходимо постоянно искать пути её проецирования на конкретного индивидуума или группу учащихся.
Дисциплина «ритмика и танец» является первой ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
«Ритмика и танец» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: классический танец, народный танец, бальный танец, современный танец и слушание музыки.
Отсюда предусматриваем соблюдение следующих основных условий:
• постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
• постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности;
• строгая последовательность и тщательность в изучении основополагающих движений классического танца;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Целью работы является:
Формирование знаний и умений в области классического танца, подготовка двигательного аппарата к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности через ритмику.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• развить общую культуру учащихся, их художественно-эстетический вкус;
• овладеть основами знаний в области классического танца;
• сформировать технические навыки исполнения;
• совершенствовать двигательный аппарат (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
• развить пластичность, координацию, хореографическую память, внимание;
• раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося;
• подготовить способных учеников к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения культуры и искусств.
По окончании предмета ритмики учащиеся должны:
• знать основы классического танца;
• владеть танцевальной техникой исполнения;
• обладать координацией и устойчивостью;
• выработать прыжок;
Техническое и дидактическое обеспечение занятий:
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения:
наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
качественное освещение в дневное и вечернее время;
аккомпанемент концертмейстера;
музыкальная аппаратура, аудозаписи;
специальная форма и обувь для занятий
костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
Программа преподавания ритмики рассчитана на 2 года обучения и включает следующие разделы:
Раздел 1.Ритмика. Элементы музыкальной грамоты.
1. Строения музыкального произведения. Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки.
2. Темп музыкального произведения в танцевальных упражнениях. Общая цель всех упражнений – научить детей двигаться в темпе исполняемого произведения. Сохранить темп при частичном прекращении музыки.
Учить передавать в движение характерные черты образа (творческая передача художественного образа в движении).
3. Динамика и характер музыкального произведения в танцевальных движениях. Знакомить детей с понятием силы звучания на динамичных контрастах, исходя из содержания прослушиваемого произведения.
Использование образных упражнений «Ветер и ветерок», «Волны» большие и маленькие, «Лес шумит» и др.
Музыкальные игры: «Пасть акулы», «Медведь и мыши», «На болоте».
Понятие о характере музыки (радостная, печальная, торжественная и др.) Ладовая окраска музыкального произведения (мажор, минор)
Использование образных упражнений «Дождь и солнце», «Арлекин и Пьеро», «Несмеяна и Емеля» и др.
Этюды – импровизации на самостоятельное создание различных образов развивающие творческую активность учащихся.
4. Метроритм специальные упражнения. Упражнения на акцентирование «сильной» первой доли такта: ударом мяча, притопом ноги, хлопком в ладоши прыжком, передачей куклы, взмахом платка и т д. На «слабые» доли исполнение движений менее сильных.
Понятие о длительностях(целые, половинные, четвертные, восьмые). Воспроизведение длительностей нот движениями:
Целая нота – полное приседание, круговое движение в поясе и др.
Половинная нота – полуприседание, круговое движение головой по полу, кругу и др.
Четвертная нота – шаг, подскок, прыжок и др.
Восьмая нота – различные виды беговых шагов и т д.
Раздел 2 Хореографическая азбука
1. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов. Развитие опорно-двигательного аппарата. Упражнения для различных частей тела: головы, шеи, плечевого пояса, рук, корпуса, ног. Подбор упражнений способствующих разогреву мышц, развитию координации, скорости мышечных реакций. Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу.
2. Фигурная маршировка. Различные построения рисунков и фигур. Приемы перестроения из одной фигуры в другую. Развитие ориентации в пространстве. Развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения. Исполнения различных видов шагов.
3. Элементы классического танца. Изучается на середине зала при неполной выворотности ног.
Постановка корпуса, ног , рук, головы.
Позиции рук: подготовительное положение, постановка кисти I; III; II (изучается последней, как наиболее трудная), музыкальный размер: 4\4 – 1 такт; 3\4 – 4 такта.
Battement tendu в 1 и III позициях, все направления, музыкальный размер: 4\4 – 2 такта
Demi plie в I и III позициях, музыкальный размер: 4\4 – 2 такта.
Battement tendu et demi plie в I и III позициях, музыкальный размер: 4\4- 2 такта (1 такт на каждое движение).
Постановка корпуса, ног у станка (лицом к станку) в полувыворотных позициях.
Preparation для руки у станка (держась одной рукой за станок).
Наклон корпуса вперед, в сторону
Трамплинные прыжки
Понятие en face.
4. Элементы народного танца.
5. Балетная гимнастика. Упражнения для развития тела, физических данных. Упражнения предполагается исполнять на полу, на ковриках (партер).Задачи партерного экзерсиса: повысить гибкость суставов. Улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Раздел 3. Танцевальные композиции.
1.Парные композиции. Знакомство с основными правилами поведения в парном танце.
Положение корпуса: лицом друг другу, лицом по линии танца, лицом против линии танца, в повороте парой, и др.
Положения рук: взявшись за одну руку, за две руки, «крест на крест», «воротца», «под руки» и др.
Ведущая роль партнера.
Воспитание уважительного отношения партнеров друг к другу. Развития навыков исполнения парного танца. Изучение образных танцев. Изучение танцев в современных ритмах.
Массовые композиции. Освоение композиционного пространства. Навыки коллективного исполнительства. Обогащение исполнительской выразительности. Понятие об ансамбле, как согласованное действие исполнителей.
1. Основные понятия, методы обучения
Каждая наука, рассматривая свой предмет, имеет соответствующий метод его исследования. При этом отдается преимущество тому или иному методу и/или их комбинации.
Для начала дадим определение «метода».
Метод (от лат. metodos - путь, способ) - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Метод (от греческого - путь исследования, способ изложения): 1). Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2). Прием или система приемов трудовой деятельности. 3). Способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи.
Итак, подведем итог, метод - это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования, познания.
Рассмотрим специфику данного понятия в различных науках.
Понятие «метода» в философии
Метод (греческое metodos) в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой форме, а не только в познавательной. Это способ построения и обоснования системы философского знания.
метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний,
принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует
поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.
Любой метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, метод расширяется в систему, т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.
Любой метод, так или иначе, возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием предмета. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой.
Метод не есть существующее отдельно от субъекта. Последний всегда включен в метод, неотрывен от него.
Понятие «метода» в экономике
В экономике метод раскрывает «как» познается.
Метод (от греческого - правильный путь, способ, план для достижения определенной цели) - способ и порядок исследования предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине результата.
Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета соответствующей науки.
Понятие «метода» в социологии
Метод - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций познания действительности.
Метод в социологии - идеалистическое истолкование исторического познания, в основ е которого лежит положение о детерминации исторического знания нравственным идеалом исследователя.
Понятие «метода» в психологии
В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:
организационные методы;
эмпирические способы добывания научных данных;
приемы обработки данных;
интерпретационные методы.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Метод - способ достижения определенной цели (например, эксперимент), определенным образом упорядоченная деятельность, способ изучения.
Понятие «метода» в хореографии
Метод - в самом общем значении - это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.
Методика - теория обучения определённому учебному предмету. Объектом исследования методики является процесс обучения той или иной учебной дисциплине, предметом - связь, взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.
Каждый учебный предмет имеет свою методику. Она отражает закономерность протекания процесса, содержание и методы преподавания.
В структуре методов обучения выделяют, прежде всего, объективные и субъективные части. «Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые, обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями».
Задача оптимизации методов формируется однозначно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделять те, которые обеспечивают наивысший эффект обучения по принятым критериям.
Книга профессора хореографии Агриппины Яковлевны Вагановой «Основы классического танца» знаменует высокую степень в развитии методики преподавания классического танца. В ней обобщен многогранный опыт и создана стройная система приемов обучения на научной основе.
Педагогический метод А.Я. Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы.
В хореографии метод - это совокупность приемов и способов организации (построения) познавательной деятельности.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, преподавателю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Педагогические методы обучения в хореографии
Рассказ и беседа
Главная задача педагога в первые годы обучения классическому танцу заключается в том, чтобы наряду с изучением основных форм и движений, предусмотренных программой, развить у учеников интерес к классическому танцу, дать им элементарные представления о его красоте, об эстетике танца.
Необходимо также развивать у учеников сознательное, вдумчивое отношение к занятиям, чтобы они могли более активно работать на уроке и знали, на что особенно важно обращать внимание том или ином упражнении.
Осмысленность - один из основных принципов методики Вагановой. Она приучала своих девочек не просто копировать показ движения, а понимать его сущность. Ваганова стремилась объяснить им, как именно работают те или иные мышцы, выполняющие движение, почему один нюанс придает исполнению красоту, а другой делает его неуклюжим.
Исходя из этих задач, на первом уроке целесообразно проводить беседу о танце, о его красоте и выразительности, об обязательной согласованности движений; рассказать о том, как дети должны себя вести, занимаясь классикой (реагировать на замечания, сделанные другому ученику, запоминать замечания и т. п.)
Использование терминологии
Также необходимо использовать французскую терминологию, принятую для классического танца. Все французские термины преподавателю следует переводить на русский язык и систематически проверять усвоение их учащимися.
Известно, что память человека можно подразделить на слуховую, зрительную и моторную. Слуховая память фиксирует в сознании все то, что танцовщик слышал и слышит от своих учителей, репетиторов, балетмейстеров, все то, что «говорит» ему музыка, концертмейстер (в данном случае).
Зрительная память фиксирует в сознании танцовщика все то, что ему показывали и показывают учителя, репетитор, балетмейстер, художник спектакля, и весь ход событий сценического действия, в котором он участвует.
Моторная память фиксирует в сознании все исполнительские приемы техники движения, приобретенные в школе, на репетициях и на спектаклях.
Все свойства памяти неразрывно связаны между собой в единое целое. Они
позволяют танцовщику действовать верно, и в технике движения и в создании образа. Если одно из свойств памяти «не работает» четко (например, моторная), может пострадать форма движения, следовательно, и его содержание.
В книге «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Н.И. Тарасова говорится о важности выбора метода обучения, его наиболее эффективное воздействие на память учащегося.
Метод объяснения
Слуховая память воспитывается при помощи слова и музыки. Обращаться к ученикам, необходимо очень нацелено, кратко и точно. Расплывчатые, многословные замечания малодейственны.
Речь учителя должна быть всегда образной, живой и точно передавать его мысли. Н.И. Тарасов говорит о том, что «слово часто бывает сильнее всякого показа, если оно логично и обращено к искусству танца, к его сути и содержанию, к музыке, к ее образности, эмоциональности и интонациям, к сердцу ученика и его творческому воображению».
Объяснение в хореографии применяется в целях ознакомления учеников с тем, как и для чего, они должны выполнять то или иное движение; в какой последовательности выполняется экзерсис; в чем цель такой последовательности и т.д.
А.Я. Ваганова считает, что все учебные задания надо предлагать учащимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений.
Более подробное объяснение новых движений необходимо в младших классах; дополнительно разбирая непонятные элементы движения более подробно.
Следует так же спрашивать ребят, в чем ошибка того или иного ученика и как ее надо исправить. Систематическое повторение с учениками пройденного материала тренирует и улучшает качество исполнения.
При музыкальном оформлении педагогу не следует считать вслух на уроке, т.к. это притупляет музыкальное восприятие ученика. Объяснив ученику, в каком размере и темпе делается данное упражнение, необходимо дать ему возможность вслушиваться в музыку. Считать вслух допустимо только вначале обучения нового упражнения. Музыкальное оформление должно прививать учащимся эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок должен быть построен на музыкальном материале.
Для слитности исполнения с музыкой, необходимо обратить внимание учеников на подготовительное движение, объяснив, что такое "затакт", помня при этом, что любой "затакт" определяет темп всего упражнения.
Необходимо помнить, что одна из задач экзерсиса - это сила мышц и выносливости. Некоторые педагоги останавливают урок, подробно объясняют ошибки, поправляют учеников. На это уходит много времени, паузы нарушают правильный темп ведения экзерсиса, сводят на нет, эффективность исполненных до этого упражнений. Объяснить и повторить движение, поправить ошибки можно и нужно по ходу исполнения. А также в паузе после окончания экзерсиса у станка. Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания.
Во время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания.
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как и экзерсис у палки. Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела, - необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следуя за правильностью формы и положения ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.
Метод показа
Зрительная память воспитывается и укрепляется при помощи наглядности.
К приемам, поясняющим правила выполнения изучаемых движений, следует отнести именно показ, который можно подразделить на два подхода: первый — показ нового изучаемого движения; второй — показ комбинированных заданий.
Выбор метода зависит не только от поставленных целей обучения, но и от возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно, как бы по складам, по нескольку раз, до полного их усвоения учащимися и, разумеется, подтверждать соответствующими устными пояснениями.
Показ комбинированных заданий в младших классах также необходим, но проводится он уже в обычном темпе, без предварительных повторений, и запоминаться должен с одного раза. Это обязательное правило, оно очень трудно, но очень хорошо развивает зрительную, вернее, хореографическую память ученика.
Исключения, конечно, могут быть, но двух - и тем более трехкратный предварительный показ лишает ученика самостоятельности и активности в запоминании комбинированного задания.
Творческая индивидуальность учащегося начинает обретать свою самостоятельность с первых шагов обучения. Её рост идет вместе с развитием техники движения, в неразрывном единстве с ней. Ежедневные уроки приобщают будущего артиста балета к художественной природе танца. Сознание его осваивает первые каноны движения, проникается законами ритма, динамики, пластики, жеста, музыкальности. Отсюда естественное стремление ученика ввести в исполнительскую технику (пусть даже самую элементарную) свое чувство пластики движения, позы и музыки, что является уже процессом творческим, а не механическим. Если это так, значит, соблюдение строжайших правил техники движения должно стать для ученика началом воспитания его творческой индивидуальности, ее свободного проявления в учебном процессе.
Простой учебный поворот или наклон головы, устремленность взгляда, фиксация или перевод рук, прямое или слегка наклонное положение корпуса и т. д. должны выполняться учащимися с предельной точностью и легкостью по технике движения, но по чувству скульптурности и музыкальности — различно. Иначе развитие индивидуальности станет второстепенным элементом в его учебной работе, а затем и в сценической жизни. Ведущей станет «чужая» манера движения, отработанная на основе точного, но формального, а не творческого метода обучения.
Нельзя согласиться с мнением, что преподаватель с помощью показа должен подготовить лишь хорошую копию, а сценическая практика поможет ученику обрести творческую индивидуальность.
Показ преподавателя должен помочь ученику понять и освоить одинаковые для всех исполнительские правила техники движения, а не подавлять его творческую индивидуальность.
Лишний показ, повторяющий все то, что ученику уже хорошо известно, не укрепляет память, так как ведет к непроизводительной потере времени и снижает темп урока. Если же комбинированное задание выполнено неправильно с одного четкого показа, значит, оно построено слишком сложно или ученик был невнимателен.
Если преподаватель будет каждый раз показывать все упражнения полностью, от начала до конца, в надлежащем темпе, у него просто не хватит времени для проведения всего урока и на то, чтобы сделать замечания, а паузы между отдельными примерами будут слишком велики.
Например, в заданиях экзерсиса следует показывать только основное звено, основной рисунок их построения, без дальнейшего повторения. Adagio лучше показывать полностью. Прыжки простые можно показывать так же, как движения экзерсиса, сложные — целиком. И все же по возможности следует на всем экономить время, но не за счет правильности характера и музыкальности показа.
Показ после выполнения учебного задания тоже необходим. В этом случае допущенные ошибки следует особо подчеркнуть, чтобы нагляднее помочь ученику понять их и быстрее исправить.
Всякий показ в младших классах должен отвечать девяти-одиннадцатилетнему возрасту ученика, а не взрослого танцовщика. Иначе польза такого показа превратится в свою противоположность, и ученики, подражая преподавателю, утвердят в своей памяти столь неприятную и несвойственную им манеру движения взрослого «артиста-карлика».
В средних классах показ также необходим, но; уже в меньшей мере. Возраст, сознание и техническая подготовленность позволяют ученикам быстрее запоминать и осваивать новые движения, хотя программа в этих классах весьма обширна и трудна. Следует упомянуть еще раз, что повторный показ педагога во всех случаях должен происходить лишь тогда, когда это действительно необходимо.
В старших классах значение показа столь же велико, но пользоваться им следует еще экономнее, так как чрезмерность его по отношению к слову свидетельствует о неумении педагога вызвать у ученика внутренний посыл к действию. Нельзя сводить показ к языку глухонемых. Мышление, а, следовательно, и память учащихся должны воспитываться, прежде всего, на основе самостоятельного и активного понимания учебной задачи, в меру подкрепленной наглядностью показа, а не наоборот.
Основные методы обучения классическому танцу - это наглядный показ и словесное объяснения. Наглядность основана на особенностях развития мышления - от конкретного к абстрактному. В хореографии наглядность вызывает ассоциативный ряд. Кроме того, является основным педагогическим приёмом. Психофизический аппарат разный, поэтому важно мышечное ощущение в постановке корпуса, в позах, в прыжках. Активность и сознательность поддерживается путём организации такого урока, который побуждает к самостоятельному анализу движений, комбинаций, что в свою очередь, что в свою очередь развивает умственные и физические способности.
Наглядный пример — наилучший способ воспитания исполнительской памяти и культуры поведения ученика. Кроме того, смысл показа состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и совершенствовать индивидуальные и творческие возможности учащихся, а не создавать своих подражателей. Исполнитель в этом? случае должен отойти в преподавателе на второй план и уступить место педагогу.
О показе, как основном методе обучения классическому танцу говорит и профессор А.Я. Ваганова в своей книге «Основы классического танца». Также уделяет особое внимание совмещению показа и пояснения, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах
Методы направленного прочувствования двигательного действия (или метод упражнения).
Очень важно в хореографии, чтобы у учеников кроме зрительного и слухового восприятия должно быть и ощущение движения.
Направляющая помощь преподавателя при выполнении движения, например, ощущение работы мышц при выполнении какого либо движения; выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия.
Моторная память ученика отрабатывается, развивается и крепнет на основе точной исполнительской техники. Моторная память закрепляется трудно, путем многократно повторяемых упражнений на протяжении всего курса обучения. Без хорошо развитой моторной памяти у будущего танцовщика не может быть хорошей устойчивости, гибкости, легкости, мягкости, простоты и свободы движения.
Очень важно также совмещение с объяснением работы мышц (группы мышц) для осознанной работы учеников.
Подводя итоги ко всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что показ как эффективный метод обучения оправдывает себя в том случае, если использовать его в сочетании с указаниями и замечаниями; а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Показ не должен заменять собой все те указания и замечания, которые педагог может сделать значительно короче, содержательнее и образнее в устной форме.
2. Структура урока
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. К началу урока дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Затем преподаватель сообщает тему урока.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу.
После тренажных упражнений разучиваются танцевальные кпражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию урока дети должны знать исходные рабочие места для исполнения поклона.
1 часть урока (вводная-10 минут)
вход детей в танцевальный зал под марш.
выстраивание в колонны (занимают рабочие места)
поклон преподавателю, отметка посещаемости в журнале.
сообщение темы урока.
ритмическая разминка (для головы, плеч, рук, корпуса и ног).
2 часть урока (основная-25 минут)
работа над элементами классического танца.
разучивание элементов танцевальной азбуки.
работа над этюдами.
3 часть урока (заклюсительная-10 минут)
закрепление музыкального материала в игре.
танцевальная – музыкальная импровизация.
выстраивание в колонны (занимают исходные места).
поклон педагогу.
Ожидаемы результаты за первый год обучения.
Учащиеся должны уметь:
Выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения.
Исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции.
Перемещаться по залу маршем и другими видами ходьбы в различных направлениях ( по большому кругу, концентрическими кругами, двумя разными кругами, по диагонали).
Различать марш, танец и песню.
Различать и определять на слух музыку двух, трех и четырех дольного метра.
Ожидаемы результаты за второй год обучения.
Учащиеся должны уметь:
Эмоционально и правильно исполнять не сложные танцевальные композиции и танцы с использованием движений, соответствующих в программе.
Выполнять перестроение, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений.
Перемещаться по залу в различных направлениях по периметру, шеренгами по 8 человек, кругами ( по 2 концентрическими кругами), по диагонали змейками двигаться вперед, назад.
Отхлопывать ритмический рисунок мелодии в умеренном и быстром темпе.
Определять в пьесах характер музыки: веселый, грустны, спокойный, светлый, торжественный, песенный, маршевый, решительный, танцевальный и плясовой.
3. Длительность урока
Общепринятая длительность урока ритмики и танца равняется двум академическим часам. В пределах этого времени (на протяжении всего курса обучения от первого класса до второго)
Для эффективного освоения того или иного движения педагогу в каждом отдельном случае необходимо практически установить наиболее целесообразный темп. Медленный темп исполнения является учебным приемом развития техники танца, так как он основательнее позволяет прорабатывать все детали движения и усваивать его построение ив целом. Для того, чтобы укреплять мышцы, необходим момент, фиксирующий напряжение. Кроме того, медленный темп хорошо вырабатывает внимание, память, ритмичность, эластичность, устойчивость, канительность движения и т.д. Чем старше класс, тем более ускоряется темп исполнения движения, но учебный подход к нему должен оставаться всегда неизменным. Поэтому прорабатывать каждое движение следует по возможности в медленном темпе, с тем, чтобы оно потом в любой комбинации исполнялось правильно.
Не следует, однако, слишком долго выдерживать учащихся на медленном темпе исполнения. Выдерживая нормальный, полезный темп урока, недопустимо снижать исполнительскую требовательность к ученикам.
4. Условия проведения урока
Для успешного проведения урока необходимо предусматривать целый ряд условий. Например, для лучшего наблюдения за учениками рекомендуется раз в неделю переставлять их с боковых станков на средние и наоборот. Это дает возможность устранять те недостатки исполнения, которые не всегда можно заметить, если ученик постоянно занимается на одном и том же месте.
На середине зала учащихся следует размещать в шахматном порядке, чтобы видеть всех в равной мере. Через один или два урока необходимо менять линии.
Делить учащихся по группам на середине зала следует с таким расчетом, чтобы они могли передвигаться по площадке, не мешая, друг другу.
Содержание, характер и форма замечаний на уроке имеют исключительно важное значение для успешной работы преподавателя. Замечания могут относиться ко всему классу и к отдельным ученикам. Зная слабые стороны класса или ученика, преподаватель предварительно указывает, на что следует обратить особое внимание, что усилить, чего избегать. Такой прием
применяют и при повторении задания, выполнении его с другой ноги или в обратном направлении.
Нужно и можно также делать «попутные» замечания во время исполнения задания. В тех случаях, когда исполнение задания не вызывает особых замечаний, педагогу следует отметить это как достижение.
В младших классах одновременно с устными замечаниями полезно подправлять учащихся руками, то есть осторожно, но все же достаточно твердо довести выворотность ноги до необходимой нормы или установить более правильное положение рук, корпуса и головы. Это поможет учащимся быстрее освоить правильность положения той или иной части тела.
«Замечания следует делать в простой, краткой, утвердительной и логически последовательной форме. Не рекомендуется делать слишком пространные и многословные замечания в ущерб практической работе. Это зачастую приводит к непроизвольной потере времени, учащиеся «остывают» и занятия становятся неполноценными».
От содержательного и своевременного замечания в значительной мере зависит успеваемость учащихся. Преподаватель должен постоянно помнить, что самое ценное в его работе - это умение довести дело до конца и обязательно добиться выполнения своих указаний, может быть, путем жесткой требовательности. Иначе замечания перестанут достигать цели и учащиеся, привыкнув к малой требовательности педагога, будут выполнять , учебные задания небрежно.
Учитель должен проявлять строгость, взыскательность, но не чрезмерную резкость и тем более грубость, не травмировать психику ученика
Все эти методы и принципы складывались в течение долгого времени под влиянием выдающихся педагогов и различных школ преподавания, которые и определили методы и принципы обучения классическому танцу.
Вывод
Ритмика - это подготовка к обучению предмета классический танец. Обучение классическому танцу предполагает определенную систему методов.
Методика проведения уроков ритмики и танца складывается из структуры урока, его длительности, принципа составления комбинаций, условий для проведения занятий, оценочной деятельности.
Методы обучения выбираются в зависимости от целей и задачей, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Изучение основ классического танца - процесс сложный, требующий от учащихся постоянного труда, внимания, памяти, воли. Поэтому, в зависимости от того, насколько точно преподаватель сможет донести принцип того или иного движения, зависит четкость исполнения.
В данной работе были проанализированы основные методы обучения в педагогике, а также методика обучения классическому танцу А.Я. Вагановой и Н.И. Тарасова.
Были определены наиболее эффективные методы обучения классическому танцу в зависимости от поставленных целей обучения и возрастных особенностей учеников.
Выбор эффективного метода обучения классическому танцу - актуальный вопрос на сегодняшний день в хореографии.
Несмотря на многообразие существующих методов обучения, педагогу необходимо постоянно контролировать обучающее действие методов и преобразовывать в зависимости от предъявляемых к ним требований. Педагогические методы должны стать внутренним способом организации учебного процесса.
Конечно, классический танец развивается; методика обучения совершенствуется, растет техника танца. В частности, существуют новые, основанные на современных принципах биомеханики, приемы обучения вращениям и прыжкам. Система преподавания классического танца не должна рассматриваться как неизменная, раз и навсегда установленная. Опираясь на имеющийся опыт, педагогические методы обучения классическому танцу должны корректироваться практикой педагога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Барышникова. Азбука хореографии.М.;Ральф.2000
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.-Л.1983.
Бекина С и др. Музыка и движение. М., 1984.
Богословский В.В., Ковалев А.Т., Степанова А. М. Общая психология - М.: «Просвещение», 1981.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.
Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие.-М. Высшая школа изящных искусств.
Введенский, Б. А. Большая Советская энциклопедия. - 2-е изд., Т. 27. - М., 1954.
Кононович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1995.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001
Нарская Т.Б. Классический танец. - Челябинск, 2000.
Педагогика Педагогические теории, системы, технологии. - Под ред. СА. Смирнова, М.: АСАШМА, 2000.
20