Методическая разработка занятия на тему «Счастье»
Цель занятия: осознание и формирование понятия «счастье»
Участники: подростки 13-17 лет
Продолжительность: 40 минут.
Начало работы
Упражнение «Афоризмы»
Цель: введение в тему занятия
Необходимые материалы: карточки с фрагментами крылатых выражений
Описание: участники делятся на небольшие группы (по 3-4 человека), каждая группа получает одно крылатое выражение, разделённое на фрагменты. Каждый участник группы получает один фрагмент. Задание – восстановить высказывания из фрагментов.
- Кто не может найти счастье в пути, не найдет его и в конце дороги. /Неизв. автор/
- Человек никогда не бывает так несчастлив, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется. /Франсуа Ларошфуко/
- Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми. /Авраам Линкольн/
Работа по теме занятия
1. Дискуссия на тему «Счастье»
Цель: обсуждение понятия «счастье»
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: проводится групповая дискуссия.
Вопросы:
- Вспомните счастливые моменты своей жизни
- Что такое, по-вашему, счастье?
- Что делает человека счастливым?
- Может ли человек сам построить своё счастье?
2. Обсуждение притчи о счастье
Цель: обсуждение условий, которые могут повлиять на понимание счастья.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: проводится групповая дискуссия о смысле притчи.
Приходит еврей в синагогу.
— Ребе! Дай мне совет! Живу я с четырьмя детьми, с женой, с тещей, повернуться негде… Дети вечно бегают, с женой вечно ругаемся, тещя вечно ворчит! Как дальше жить?
Ребе спокойно говорит:
— Купи козу.
Совет раввина — закон, еврей пошел и таки купил козу. Проходит некоторое время. Он опять приходит к раввину.
— Ребе, что ты наделал?! В комнатке у меня сумасшедший дом: дети на голове ходят, теща старая, больная, да тут еще и коза стоит — почти всю комнату занимает, блеет… С женой стали ругаться куда чаще! Что делать, ребе?
— Продай козу.
— Ребе, я не понимаю: то «купи козу», то «продай козу...».
— Слушай меня: немедленно продай козу.
Проходит еще некоторое время. Этот же еврей опять приходит к раввину.
— Дорогой ребе! Как я тебе благодарен! Я и не знал, что я такой счастливый человек!…
3. Арт-терапевтическое упражнение «Розовый куст»
Цель: релаксация, активизация творческих способностей.
Необходимые материалы: кисти, акварельные краски, стаканчики с водой, листы А4, музыка для релаксации.
Описание: Ведущий зачитывает задание, участники слушают с закрытыми глазами, представляя то, о чем рассказывает ведущий. По просьбе ведущего участники открывают глаза и рисуют то, что увидели.
Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите его внимательно. Какой вы куст? Большой, маленький? Высокий или низкий? Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и какие они? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор? Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?
А теперь откройте глаза и нарисуйте тот куст, который вы представили.
Завершение работы
Упражнение «Стена счастья»
Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.
Необходимые материалы: прямоугольные листочки бумаги, флипчарт, магнитики, фломастеры.
Описание: Ведущий предлагает создать свою стену счастья, которая будет ограждать их от проблем и тревог в трудную минуту. Участникам необходимо на листочках-«кирпичиках» написать способы, которые помогают человеку стать счастливее, и прикрепить их на флипчарт.