Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по физике
Исхаков Халил Мулланурович
учитель физики МБОУ «Гимназия №1-Центр национального образования»
ЕГЭ по физике считается одним из самых сложных экзаменов.
Самый надежный вариант — начать подготовку к ЕГЭ по физике за 2 года до экзамена, то есть в 10 классе.
Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ важна система в целом, которая должна осуществляется обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ЕГЭ разного уровня. Сейчас можно найти много различных подходов и методик, способов и приемов подготовки к экзаменам. Можно воспользоваться теми или иными рекомендациям, методиками. Но выработать эффективную систему может только сам учитель, учитывая способности и уровень подготовки своих учеников.
Прежде чем составить план подготовки к ЕГЭ следует четко уяснить, к чему готовить ученика, что требуется от него на экзаменах. Для ответа на этот вопрос полезно ознакомиться с материалами, представленными на официальном сайте ФИПИ.
Ежегодно на нём оформляются три важных документа:
-Кодификатор элементов содержания физики;
-Спецификация содержания экзаменационной работы;
-Демонстрационный вариант экзаменационной работы.
Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен владеть всем учебным материалом по предмету, начиная с 7 класса. Это значит, что учитель должен найти в 10 и 11 классе время для повторения и систематизации ранее изученного материала, совершенствования навыков решения простых задач и приобретать навык решения более сложных задач. Важным условием при подготовке является последовательность от теории к практике.
Главное условие успеха на экзамене по физике– это овладение основными физическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике.
Методика подготовки должна быть основана на подаче теоретического материала и закреплении его на задачах в письменной и интерактивной форме, которая позволяет обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Главное – это многоступенчатость, как в изучении нового материала , так и в повторении. При подаче нового материала ученикам сообщается основное, легко принимаемое к пониманию, затем повторяются и добавляются более сложные, но необходимые знания. По новым стандартам учащиеся должны добывать знания сами.. Но, всё же, базовые знания должны быть правильно сформированы на уроке. А уже впоследствии необходимо скорректировать знания, добытые самим учеником.
Большая трудность при подготовке к ЕГЭ по физике заключается в том, что учащиеся обладают недостаточными знаниями по математике: не могут из одной формулы вывести другую, перевести единицы измерения, привести число к стандартному виду, округлить число, прочитать или построить график, а очень часто, даже зная формулу, просто не могут вычислить результат. — нужно уверенно владеть математическими знаниями. Знать действия над векторами, выразить нужную величину из формулы, найти сторону треугольника, применить теорему Пифагора, теоремы синусов и косинусов и т. д. Именно поэтому, необходимо повторять основные математические знания и отрабатывать их на практике.
И всё же, овладение учащимися основными физическими и математическими понятиями, понимание физических законов и умение применять их на практике является необходимым, но не достаточным условием успешной сдачи ЕГЭ. Успешная сдача экзамена невозможна без опыта выполнения тестов. Решать нужно много, обосновывая своё решение и применяя теорию.
Рекомендации по решению задач
Общий метод решения задач базового уровня
1. Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.
2. Выделить элемент знаний об этом явлении, указанный в вопросе задачи.
3. Дать словесную формулировку выделенного элемента знания или записать соответствующую формулу.
4. Применить формулировку или формулу к конкретной ситуации.
5. Сформулировать ответ.
Общий метод решения задач повышенного и высокого уровня
1. Установить, какому явлению соответствует ситуация задачи.
2. Построить графическую модель явления с учетом условий задачи.
3. Составить уравнения, описывающие модель.
4. Вывести из уравнений расчетную формулу.
5. Рассчитать значение искомой физической величины по формуле.
Основные принципы подготовки к ЕГЭ:
1. Многократное повторение учебного материала.
2. Выделение главного при изучении темы.
3. Развитие чувства реальности, ориентирование в величинах.
4. Самостоятельная деятельность учащихся.
5. Систематический опрос и проверка усвоения материала.
6. Собственная оценка каждым учащимся своего уровня подготовки к ЕГЭ.