Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий
Овладение учащимися универсальные учебные действия является способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие личности в процессе обучения предмету обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой воспитательного образовательного процесса. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. [2]
На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы можно сказать, что универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [1].
В настоящее время выделяют следующие виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Рассмотрим каждый из видов УУД отдельно.
Личностные универсальные учебные действия:
На основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к личностному и жизненному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) реализуются жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, которые являются личностные универсальные учебные действия [2].
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особое внимание уделяется[1]:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
- умений работать в группе;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
- развитию речевой деятельности.
В познавательных универсальных учебных действиях целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям относятся формулирование и выделение познавательной цели, выделение и поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов, постановка и формулирование проблемы, моделирование [4]. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [2]. Классификация объектов по выделенным признакам, анализ, синтез, выведение следствий, сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.
Регулятивные универсальные учебные действия показывают способность обучающегося проектировать и управлять учебно-познавательную деятельностью, при этом учитывается, что обучающийся владеет компонентами учебно-познавательной деятельностью. К основным регулятивным универсальным учебным действиям можно отнести следующие:
- целеполагание, включает способность ставить новые учебные цели и задачи;
- планировать цели и задачи, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;
- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение [1].
Из этого следует что, современное общество требует от человека способности постоянно учиться и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата [4]. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики [5].
Список литературы
Программа развития универсальных учебных действий (ФГОС ООО) В ГБОУ СОШ № 2045 [Электронный ресурс] Приложение № 1 к ООП ООО - Режим доступа: www.URL: http://sch2045zg.mskobr.ru/files/prilozhenie_1_razvitie_uud.pdf;
Будникова Е.Н. Методическая разработка по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» [Электронный ресурс] / Будникова Е.Н. - Режим доступа: www.URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh 12.11.2014г.;
Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
© Томилова К.С., 2016