СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий»

Методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий

Овладение учащимися универсальные учебные действия является способностью к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Развитие личности в процессе обучения предмету обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой воспитательного образовательного процесса. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. [2]

На основе анализа методической и психолого-педагогической литературы можно сказать, что универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [1].

В настоящее время выделяют следующие виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Рассмотрим каждый из видов УУД отдельно.

Личностные универсальные учебные действия:

На основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к личностному и жизненному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами) реализуются жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, которые являются личностные универсальные учебные действия [2].

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Особое внимание уделяется[1]:

- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- умений работать в группе;

- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

- развитию речевой деятельности.

В познавательных универсальных учебных действиях целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем. К общеучебным действиям относятся формулирование и выделение познавательной цели, выделение и поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритмов, постановка и формулирование проблемы, моделирование [4]. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности [2]. Классификация объектов по выделенным признакам, анализ, синтез, выведение следствий, сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные универсальные учебные действия показывают способность обучающегося проектировать и управлять учебно-познавательную деятельностью, при этом учитывается, что обучающийся владеет компонентами учебно-познавательной деятельностью. К основным регулятивным универсальным учебным действиям можно отнести следующие:

- целеполагание, включает способность ставить новые учебные цели и задачи;

- планировать цели и задачи, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение [1].

Из этого следует что, современное общество требует от человека способности постоянно учиться и переучиваться в соответствии с изменяющейся ситуацией и потребностей общества, готового к самостоятельным действиям и оперативному принятию решений. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить ее и применить в конкретной ситуации для достижения желаемого результата [4]. Вот почему в настоящее время приоритетным является умение учащихся самостоятельно находить и усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий в образовательном процессе, как психологическая составляющая универсального ядра фундаментального образования наряду с традиционным изложением предметного содержания курса математики [5].


  1. Список литературы
  1. Программа развития универсальных учебных действий (ФГОС ООО) В ГБОУ СОШ № 2045 [Электронный ресурс] Приложение № 1 к ООП ООО - Режим доступа: www.URL: http://sch2045zg.mskobr.ru/files/prilozhenie_1_razvitie_uud.pdf;

  2. Будникова Е.Н. Методическая разработка по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики» [Электронный ресурс] / Будникова Е.Н. - Режим доступа: www.URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/11/12/formirovanie-universalnykh-uchebnykh 12.11.2014г.;

  3. Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2010.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

© Томилова К.С., 2016