СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данный сборник практических работ по обществознанию составлен в соответствии с рабочей программой и представляет собой руководство по выполнению практических работ по дисциплине. Основное назначение сборника – помочь обучающимся в выполнении практических работ и способствовать в овладении знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Рассмотрено на заседании ПЦК Протокол № ______ от _______________ председатель ПЦК________________________ Болтенкова Л.Н. | «УТВЕРЖДАЮ» зам. директора по УР ______________ Е.Н. Курсакова «____»___________ 2017 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине | ОУД.11 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
для профессий | 23.01.03 Автомеханик 08.01.05. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин 23.01.07 Машинист крана (крановщик) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
срок обучения | 2 года 10 мес. |
| |
Содержание:
Пояснительная записка | 4 |
Перечень практических работ № 1 - 24 | 6 |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 43 |
Пояснительная записка
Учебное пособие для проведения практических работ по учебной дисциплине ОУД.11 Обществознание составлено на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначено для обучающихся всех профессий, программы которых реализуются в колледже:
| |
Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание». В результате выполнения практических работ формируются:
• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;
• навыки учебного исследования;
• самостоятельность, ответственность;
• творчество, инициативность, уверенность;
•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.
Практические работы чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
В пособии по каждой практической работе имеется теоретическая часть, с необходимыми для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.
Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Настоящее пособие содержит материалы, которые способствуют развитию творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Использование данного методического пособия в образовательном процессе обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики;
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.
Критериями оценки результатов практической работы обучающихся являются:
- уровень освоения обучающимся учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№п/п | Название практического занятия | Кол-во часов |
| Практическая работа №1 «Виды деятельности» | 1 |
| Практическая работа №2 «Мировоззрение, типы мировоззрения» | 1 |
| Практическая работа №3«Духовная культура личности и общества. Многообразие культур» | 2 |
| Практическая работа №4 «Система образования в Российской Федерации» | 2 |
| Практическая работа №5 «Религия как феномен культуры. Мировые религии» | 2 |
| Практическая работа №6 «Основные институты общества, их функции» | 1 |
| Практическая работа № 7 «Цивилизация и формация» | 1 |
| Практическая работа №8 «Типы экономических систем» | 1 |
| Практическая работа № 9 «Факторы спроса и предложения» | 2 |
| Практическая работа № 10 «Функции государства в экономике» | 1 |
| Практическая работа № 11 «Причины безработицы и трудоустройство» | 1 |
| Практическая работа № 12 «Особенности современной экономики России» | 1 |
| Практическая работа № 13 «Социальная стратификация» | 1 |
| Практическая работа № 14 «Виды социальных норм» | 1 |
| Практическая работа № 15 «Семья в современной России» | 1 |
| Практическая работа № 16 «Политическая система общества, её внутренняя структура» | 1 |
| Практическая работа № 17 «Государство как политический институт» | 1 |
| Практическая работа № 18 «Формы государства» | 2 |
| Практическая работа № 19 «Гражданское общество и правовое государство» | 1 |
| Практическая работа № 20 «Избирательное право в РФ» | 1 |
| Практическая работа № 21 ««Право в системе социальных норм»» | 1 |
| Практическая работа № 22 «Система права» | 2 |
| Практическая работа № 23 «Права и обязанности человека и гражданина» | 2 |
| Практическая работа № 24 «Трудовое право» | 2 |
| ИТОГО | 32 |
Практическая работа № 1
Тема: «Виды деятельности»
Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности и занести знания в таблицу
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §1.3 с.24-34
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Виды деятельности» (2 б.)
Вид деятельности | Характеристика деятельности |
| |
4. Ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. (1 б.)
2) Что такое профессиональное самоопределение? (1 б.)
3) В чём состоят различия труда и игры? (1 б.)
Практическая работа № 2
Тема: « Мировоззрение, типы мировоззрения»
Цель работы: выяснить, что такое мировоззрение, каковы его типы и их характеристика.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы к тексту.
Мировоззрение.
В процессе познания немалую роль играет мировоззрение.
Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить — все это определяется мировоззрением.
Мировоззрение — это совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.
Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфические проблемы, особые способы их решения, определенную систему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоззрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня знаний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Следовательно, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества. Посредством мировоззрения общественное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.
В науке существует множество подходов к проблеме классификации мировоззрения. Выделяют пять типов мировоззрения:
обыденное;
мифологическое;
религиозное;
философское;
научное.
Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса:
отношение человека к миру в целом;
место и назначение человека в окружающем мире;
3) познание и преобразование мира.
Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной практической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в образовательном учреждении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение складывается стихийно, основываясь на непосредственном жизненном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее обыденное мировоззрение широко распространено в настоящее время.
Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф — это сказание, которое символически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных верований. Первобытные люди, не имея возможности объяснить многие явления природы, изображали мир населенным фантастическими существами, способными творить чудеса. Миф выступает наиболее ранней формой духовной культуры человечества, объединяющей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Мифологическое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяснения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, добрых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.
Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержатся в обычаях и традициях язычников и священных книгах мировых религий: Библии в христианстве, Коране в исламе и т.д. В религиозных постулатах уже содержатся взгляды на мир, его происхождение, предназначение человека; определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связывается спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от Бога, впадает в ересь и осуждается Церковью. Тем не менее слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас их игнорирование.
В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вытеснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Появление философского мировоззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяснить ее и вместе с тем создать представление о целостном и едином в своей основе мире. Кроме познания мира философское мировоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни.
Современное научное мировоззрение — это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-технического прогресса подтверждают многие выводы, сделанные учеными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечеловеческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же научное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.
Независимо от типа мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и незначительно.
Вопросы к тексту:
Дайте определение термину «мировоззрение». (1 б.)
Какие факторы влияют на формирование мировоззрения? (1 б.)
Какие существуют типы мировоззрения? Дайте им характеристику. (2 б.)
Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе? К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды? (1 б.)
Практическая работа №3
Тема: «Духовная культура личности и общества. Многообразие культур»
Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом.
2. Проанализируйте текст
3. Ответьте на вопросы к тексту.
Культура
Как уже отмечалось, в Древнем Риме под словом «культура» (cultura) понимали возделывание почвы, ее обработку, а позже - все изменения в природе, происходящие под воздействием человека. В дальнейшем этим термином обозначали все созданное человеком. Культура стала пониматься как созданная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной, природой, как весь созданный человеком мир.
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Выделяют два основных вида культуры — материальную и духовную. Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Духовная культура включает в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми.
Основными элементами культуры служат язык, ценности, нормы. Язык - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов. Благодаря языку человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Язык обеспечивает взаимопонимание людей и служит важнейшим средством общения, хранения и передачи информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества. Ценности — одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения. Ценности определяют смысл деятельности человека и общества в целом. В процессе взаимодействия между собой люди оценивают предметы и явления с точки зрения их соответствия своим потребностям, с точки зрения их полезности и допустимости. Совокупность принимаемых личностью ценностей называется ценностной ориентацией. Различают ценности всего общества в целом и ценности отдельных социальных общностей, классов, групп. Система ценностей может складываться стихийно, а может представлять собой теоретически сформулированную систему взглядов. В последнем случае говорят об идеологии.
Культура играет большую роль в жизни общества. Она выступает средством сосредоточения, хранения и передачи человеческого опыта. В связи с этим выделяется несколько функций культуры. Во- первых — это регулятивная функция. Формируя систему ценностей, культура регулирует характер поведения людей. Например, человек, разделяя ту или иную ценность, будет стремиться к реализации ценностных установок и установлению связи с теми, кто разделяет его ценностную ориентацию. Таким образом, ценностное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
Развиваясь в рамках общества, индивид усваивает общепринятые правила и культурные ценности, включаясь в комплекс межчеловеческого общения, — тем самым формируется его личность. Таким образом, культура способствует становлению личности, выполняя образовательную и воспитательную функции. Культурные нормы не являются достоянием только одного человека. Они разделяются многими людьми, а иногда и всем обществом в целом. В этом случае культура выполняет объединяющую (интегративную) функцию, обеспечивая единство общества. В культуре сосредоточен богатый исторический опыт общества (группы, класса, народа). В связи с этим она выполняет ретранслирующую функцию — передачу этого опыта последующим поколениям.
Культура общества в целом — многоплановое явление, состоящее из множества ее разновидностей. Общество неоднородно, входящие в него группы имеют свой набор ценностей и норм. Поэтому выделяют несколько разновидностей культуры. Различают народную, элитарную и массовую формы культуры.
Народная культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой синтез материальных и духовных ценностей. Образцами народной культуры служат сказки, песни, былины, одежда, обряды, орудия труда и быта и т.д. Авторы произведений народного творчества неизвестны. Передаваясь из поколения в поколение, произведения народной культуры могут дополняться, видоизменяться, но в то же время сохраняют присущий каждому народу
особый колорит, те характерные черты, по которым можно определить, какой народ создал данное произведение. В науке совокупность проявлений народного творчества называется фольклором (от англ. folklore — народная мудрость). Фольклор каждого народа отличается самобытностью, ярко выраженным этническим своеобразием, особенностями региональных и стилевых проявлений.
Элитарная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью. Эта часть общества оценивается как элита (от франц. elite — лучшее, отборное).
Элитарная, или салонная, культура была в прежние времена уделом высших слоев общества, например дворянства. В настоящее время элитарной культурой называют сложные для понимания широких слоев населения произведения музыки, драматургии, литературы, кинематографа. Создание произведений в рамках элитарной культуры часто служит средством самоутверждения их авторов.
Массовая культура — наиболее типичный способ существования культуры в условиях современного общества. В отличие от элитарной массовая культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами распространения массовой культуры служат книги, пресса, кино, радио, телевидение, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
Запросы потребителей массовой культуры складываются стихийно и способствуют конкуренции в сфере «индустрии развлечений». Она, будучи прибыльным делом, стала своеобразным сектором экономики, называемым в обиходе шоу-бизнесом. Массовая культура характеризуется общедоступностью и легкостью усвоения создаваемых ею ценностей, не требующих особо развитого эстетического вкуса, и рассчитана в большинстве случаев на проведение досуга.
Особой разновидностью субкультуры представляет контркультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте. Если представители субкультур, хотя специфично и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители контркультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу. Например, криминальная контркультура, контркультура неформальных молодежных группировок (панков, хиппи) и др.
Культура не есть нечто застывшее, неизменное. Она динамична, постоянно развивается, пополняясь новыми элементами. Нет общества без культуры, так же как нет и культуры без общества.
Вопросы к тексту:
Дайте определение термину «культура». (1 б.)
Охарактеризуйте основные элементы культуры. (1 б.)
Какие функции выполняет культура? (1 б.)
Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур» (2 б.)
Тип культуры | Характеристика культуры |
| |
Практическая работа №4
Тема: «Система образования в Российской Федерации»
Цель работы:
прочитав текст учебника выяснить составляющие системы образования в РФ, какими правами и обязанностями обладают учащиеся и преподаватели;
выявить сходства и различия традиционной и дистанционной систем обучения.
Оборудование:
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
Конституция РФ
3. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §2.3, с.171-179
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С., Конституцией РФ;
2. Проанализируйте тексты;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) О каких правах и гарантиях гражданина говорится в статье 43 Конституции РФ? (0,5 б.)
2) Назовите нормативно – правовые акты, регулирующие систему образования в РФ. (0,5 б.)
3) Какие уровни образования существуют в современной России?(1 б.)
4) Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В каком документе они зафиксированы? (1 б.)
5) Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»? (1 б.)
6) В чём состоит различие традиционной и дистанционной систем обучения? В чём их достоинства и недостатки? (1 б.)
Практическая работа №5
«Религия как феномен культуры. Мировые религии »
Цель работы: выяснить, что такое «религия», каковы ранние формы религии, выявить характерные черты каждой мировой религии, их сходства и различия
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 2.5
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Дайте определение термину: религия. Каковы её элементы? (1 б.)
2) Охарактеризуйте ранние формы религии. (2 б.)
4. Прочитайте с. 189-198 и систематизируйте полученные знания в
таблицу(2 б.):
«Мировые религии»
Основные признаки | Христианство | Ислам | Буддизм |
Время и место возникновения | | | |
Основатель религии | | | |
Священные книги | | | |
Районы распространения | | | |
Практическая работа № 6
Тема: «Основные институты общества, их функции»
Цель работы: выявить основные социальные институты общества, дать им характеристику
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 1.7 с.81-84.
2. Проанализируйте текст.
3. Ответьте на вопросы:
1) Из каких элементов состоит структура общества?(2 б.)
2)Что такое социальный институт? (1 б.)
3) Назовите и охарактеризуйте институты общества. (2 б.)
Практическая работа №7
Тема: «Цивилизация и формация»
Цель работы:
С помощью текста раскрыть сущность понятий: «цивилизация» и «формация»;
Выяснить, кто из учёных занимался изучением цивилизационного и формационного подходов к изучению истории;
В чём суть цивилизационного и формационного подходов
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы
Цивилизация и формация.
Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:
♦ ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Льюис Г. Морган, Ф. Энгельс);
мировое сообщество государств и народов;
культуру общества;
степень развития материальной культуры;
♦ завершающий этап развития культуры, ее закат (О. Шпенглер),
В последние годы, под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.
Цивилизационный подход к развитию общества сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций. Каждая из них проходит разные этапы - от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А, Тойнби, Ф. Фукуяма и др.). Согласно взглядам многих из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга. Во многих случаях Запад противопоставляется Востоку. В XXI в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур; идет активный процесс, названный «диалогом культур».
Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
Формация, по К. Марксу, - это определенная ступень исторического развития общества. Любое общество переживает последовательно несколько формаций. Формация обладает базисом и надстройкой и определяется ей присущим способом производства. Базис формации (основная часть общества) — это совокупность производительных сил, т. е. обладающих навыками производственной деятельности людей, и средств производства, то есть орудий труда и ресурсов, необходимых для производства, и производственных отношений, то есть отношений между людьми по поводу производства. Общественная надстройка включает в себя государство и все политические институты, а также религию, принятую систему ценностей и вообще всю духовную культуру общества.
Первобытнообщинный способ производства, основанный на присваивающем хозяйстве, когда люди брали из природы в готовом виде все необходимое для жизни, доставлял людям минимум средств существования. Поэтому все люди одинаково трудились и поровну делились добытым. Вследствие этого все были равны — первобытный коммунизм.
С переходом к производящему хозяйству, когда люди, освоив земледелие и скотоводство, начали сами создавать продукты своего потребления, появились т. н. излишки материальных благ. Их распределяли уже не поровну. И в обществе появилось неравенство. Люди в обществе разделились на классы. Первыми классами стали рабовладельцы и рабы, живые орудия труда. Для обеспечения своего господства над ними рабовладельцы создали государство, особую организацию внеэкономического принуждения. Так образовалась рабовладельческая формация.
Средства производства развивались далее. На смену рабовладельческой приходит новая формация — феодальная. Ее классы: феодалы, владеющие главным средством производства — землей, и зависимые крестьяне, работающие на этой земле за определенные повинности феодалу. Далее та же схема: развивающиеся производительные силы приходят в растущее противоречие с производственными отношениями; растущее противоречие между крестьянами и феодалами; социальный взрыв, именуемый революцией.
Следующая формация — капиталистическая. Её основные классы: капиталисты, владеющие более развитыми средствами производства, сначала мануфактурами, затем заводами и фабриками, и рабочие, работающие на них. Механизм уничтожения капиталистической формации — путем революции. К. Маркс предполагал, что завершающей стадией развития человечества будет коммунистическая формация. Уничтожив надстройку капиталистической формации, рабочие присваивают себе средства производства. Вследствие этого они становятся хозяевами и всего произведенного. Капиталистов как класса больше нет, частной собственности тоже нет, все равны и все заняты в производстве. Свободный рынок в этих обстоятельствах заменяется прямым продуктообменом. Государство отменяется за ненадобностью. Это общество абсолютной социальной справедливости, в котором нет эксплуатации человека человеком, таким образом, должна быть достигнута вершина социального развития человечества.
Вопросы к тексту:
Что такое цивилизация? (1 б.)
Назовите имена учёных, изучающих цивилизационный подход к изучению общества. (1 б.)
Как вы понимаете, в чём состоит смысл цивилизационного подхода к изучению общества? (1 б.)
Что такое формация? (1 б.)
Какие формации называет К. Маркс, дайте им краткую
характеристику. (1 б.)
Практическая работа №8
Тема: «Типы экономических систем»
Цель работы:
Выяснить, что такое «экономическая система», какие типы экономических систем в мире существуют;
Выявить характерные особенности традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономических систем, и записать знания в таблицу
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом
2. Проанализируйте текст;
3. Заполните таблицу «Типы экономических систем»
Тип экономической системы | Характеристика экономической системы |
| |
Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. В науке принято выделять четыре основных типа экономических систем: традиционная экономическая система, командно-централизованная экономическая система, рыночная экономическая система, смешанная экономическая система. Традиционной называют экономическую систему, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. В основе традиционной экономической системы лежит натуральная форма общественного хозяйства. При натуральном хозяйстве общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц, к которым относятся: патриархальные крестьянские семьи, примитивные сельские общины, феодальные поместья. В натуральном хозяйстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к потребителю путем прямого распределения. Признаками натурального производства можно считать:
♦прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;
♦производство продуктов для собственного потребления;
♦ существование системы распределения труда внутри общины;
♦общинную (общественную) и частную (рабовладельческую, феодальную) собственность.
Натуральное хозяйство преобладало в доиндустриальных обществах. Черты традиционной экономики сохраняются в настоящее время в наиболее отсталых странах Африки и Юго-Восточной Азии.
В основе централизованной (командной) экономической системы лежит государственный монополизм. Земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики также решает государство. В плановой экономике люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Командная экономическая система была внедрена и в период её расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли. В настоящее время централизованная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.
В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Кроме того, важным условием является конкуренция. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности. В настоящее время в России и других бывших социалистических странах осуществляется регулируемый государством переход от командной экономики к рыночной. Смешанная экономика объединяет в себе черты экономики рыночной и централизованной. Механик рынка дополняется активной деятельностью государства - его регулирующей функцией и национализированным производством. При этом государству принадлежат, как правило, предприятия в базовых отраслях производства, например, тяжелая индустрия, пути сообщения, центральный банк. В частном секторе смешанной экономической системы сосредоточены средние и мелкие предприятия и вся сфера услуг. Центральные вопросы экономики решает рынок, но государство влияет на него посредством процентных ставок, налогов и таможенных сборов, а также других механизмов макроэкономического регулирования. Таким образом, стремление к личному обогащению уравновешивается и корректируется в видах общих национальных интересов. Смешанная экономика существует в настоящее время в странах Европы и Северной Америки.
Практическая работа №9
Тема: «Факторы спроса и предложения»
Цель работы: выяснить, что такое «спрос», «предложение», в чём состоит суть закона спроса и закона предложения, какие факторы влияют на спрос и предложение.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы
Спрос и предложение.
Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение.
Спрос — это намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной возможностью.
В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и, наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Цена является основным фактором спроса.
Но кроме нее существуют и неценовые факторы: доход, вкусы и привычки потребителя, изменение структуры населения (по возрастному, профессиональному и другим признакам), цены на близкие по назначению и качеству товары, реклама, мода и др.
Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, вызванного ожидающимся повышением цен, не распространяется на антиквариат, предметы роскоши (т.е. на те товары, которые выступают средством накопления), а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изменением величины спроса. Если цена на товар снижается, то величина спроса на него возрастает и наоборот.
Предложение – это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на него.
Действующий на рынке закон предложения состоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Основным фактором предложения также является цена.
Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие неценовые факторы:
уровень технологии (при улучшении технологии на единицу ресурсов можно получить больше продукции);
цены на ресурсы (рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции и, как следствие, увеличение цены);
налоги (чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции);
количество производителей (с увеличением их числа предложение возрастает);
ожидания производителя (предложение может изменяться в зависимости от ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налогов и др.);
цены на другие товары (если они растут, происходит отток капитала в сферу производства этих товаров).
Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (рыночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.
Рыночное равновесие – это состояние рынка, характеризующееся равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. При анализе равновесия на рынке одного товара (рассматривается один вид продукции) соотношение спроса и предложения касается только этого товара, при этом не учитывается ситуация на рынке других товаров, хотя известно, что спрос на товар зависит не только от его цены, но и от цен заменяющих его товаров. Поэтому нарушение равновесия на рынке одного товара может оказать влияние на рынки других товаров, его заменяющих.
Вопросы к тексту:
Дайте определение терминам: «спрос», «предложение». (1 б.)
Сформулируйте закон спроса и закон предложения. (1 б.)
Какие факторы влияют на спрос? (1 б.)
Какие факторы влияют на предложение?(1 б.)
Покажите действие закона спроса и закона предложения на конкретных
примерах. (1б.)
Практическая работа №10
Тема: «Функции государства в экономике»
Цель работы:
Выяснить какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику, какие экономические функции выполняет государство в современном обществе, каковы механизмы государственного регулирования рыночной экономики.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы к тексту.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
В настоящее время, как вы знаете, практически все реально действующие экономические системы характеризует тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует разные рычаги воздействия на экономику.
Каковы же роль и функции государства в рыночной экономике?
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: стимулировать экономический рост; создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.
Экономическая политика строится на сочетании перспективных и текущих целей.
Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.
На последней функции остановимся более подробно. Почему государству приходится заниматься производством общественных благ?
Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ. Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.
С развитием общества происходит расширение, уточнение функций государства. Этот процесс идёт по следующим направлениям: последовательный переход от прямых (административных) к косвенным (экономическим) методам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации доходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регулирование трудовых отношений). Возникают и качественно новые функции государства, связанные со становлением постиндустриального общества. Это поддержка фундаментальной науки, участие в решении таких известных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономического отставания стран третьего мира от ведущих держав Запада, сокращение вооружений.
Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.
Реализация экономической политики предполагает применение определённого инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.
КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫБРАТЬ? В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.
Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное — экономических.
Проявлением прямого регулирования является, прежде всего, законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:
Государственное регулирование
рыночной экономики
Косвенное
Прямое
Административное регулирование Фискальная политика Монетарная
политика
Вопросы к тексту:
1) Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику (1б.)
2) Какие экономические функции выполняет государство в современном обществе? (1б.)
3) Почему государство занимается производством общественных благ? (1б.)
4) Назовите направления в государственной экономической политике, дайте им краткую характеристику(1б.)
5) Изобразите схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики (1 б.)
Практическая работа № 11
Тема: «Причины безработицы и трудоустройство»
Цель работы: проанализировав текст учебника, выяснить значение терминов: «занятость», «безработица», причины безработицы, её последствия.
Оборудование: 1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстом учебника § 3.4 с.263-267
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Дайте определение терминам: «занятость», «безработица». (1 б.)
2) Кто считается безработным? По каким причинам человек может стать
безработным? (1 б.)
3) Какие существуют виды безработицы? Дайте краткую характеристику им. (1 б.)
4) Назовите последствия безработицы. (1 б.)
5) Какие органы осуществляют трудоустройство? (1 б.)
Практическая работа № 12
Тема: «Особенности современной экономики России»
Цель работы: выяснить особенности современной экономики России.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстом учебника § 3.5
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы к тексту:
1) Дайте определение термину «мировая экономика». (1 б.)
2) Как и почему возникает международное разделение труда? Проиллюстрируйте это явление конкретными примерами. (1 б.)
3) Какова взаимосвязь глобализации и регионализации? (1 б.)
4) Как происходило становление современной российской экономики? Каковы её особенности, проблемы и перспективы развития? Какую роль играет Россия в мировой экономике? (2б.)
Практическая работа № 13
Тема: «Социальная стратификация»
Цель работы: выяснить, что такое «социальная стратификация», каковы основания стратификации, какие исторические типы стратификации существуют, какова модель стратификации современного общества.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь.
Ход работы:
Ознакомьтесь с текстовым материалом:
Социальная стратификация.
Социальная структура показывает деление общества «по горизонтали», т.е. на основе выделения разных, но относительно самостоятельных групп. Социальная стратификация предполагает рассмотрение общества по вертикали — в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Выделяют четыре основания для стратификации:
доход;
власть;
образование;
престиж.
Эти факторы открывают доступ к социальным благам.
Доход — это количество денег, получаемых индивидом за определенный период времени. Власть определяется возможностью влиять на людей и диктовать им свою волю независимо от их желания. Чем больше людей находится и подчинении, тем больше объем власти. Образование связано с объемом знаний, получаемых в образовательных учреждениях, престижностью места учебы и полученной специальностью. Престиж — это уважение к занимаемому человеком месту (а не к самому человеку) в социальной иерархии.
Выделяют следующие исторические типы стратификации:
кастовую;
рабство;
сословную;
классовую.
Кастовая модель стратификации — наиболее древняя из всех. Она существовала в Индии на протяжении многих столетий, и пережитки ее сохранились по сей день. Кастой называют социальную группу, принадлежностью к которой человек обязан исключительно своим не будет вести праведную жизнь, то по канонам индуизма он может стать членом высшей касты в следующей жизни.
В социальной структуре выделяются следующие касты: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (крестьяне). Особую группу составляют парии (неприкасаемые), занимающие самую низшую ступень социальной иерархии и не входящие ни в одну касту.
Рабство — наиболее распространенная в древности модель социальной стратификации. Оно представляло собой личную зависимость раба от рабовладельца. Различают несколько видов рабства. При патриархальном рабстве раб жил в семье своих хозяев на правах младшего члена семьи. Он работал наряду со своим рабовладельцем, мог приобретать имущество и вступать в брак. Восточное рабство предполагало зависимость всего населения от государства (государственное рабство) и проявлялось в обязательном выполнении предписанных повинностей (участие в строительных, ирригационных и других работах).
В период Античности существовало классическое рабство, связанное с полным бесправием раба, который считался «говорящим орудием». Такая же форма рабства существовала в США до середины XIX в.
Сословная стратификация существовала в Европе в период Средневековья и сохранялась в некоторых странах и в Новое время. Сословие — это обособленная группа людей, имеющих строго определенные права и обязанности, передаваемые по наследству. Сословия делились на привилегированные и непривилегированные. Основными сословиями феодального общества были феодалы и крепостные крестьяне. Крестьяне находились в поземельной зависимости от феодалов, но в то же время имели право на личное имущество. Зависимость проявлялась в выполнении феодальных повинностей в пользу феодалов — в форме барщины и оброка.
В условиях каждой конкретной страны сословная структура имела свои особенности и более четкое деление. Например, в России к привилегированным сословиям относились дворяне, купцы, духовенство, а к непривилегированным — крестьяне различных категорий и мещане. С развитием капитализма реальные отношения между сословиями менялись, но формальная иерархия оставалась.
Классовый подход к делению общества характерен для марксизма. Классы — это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В каждом историческом периоде существовали два класса: эксплуататоры и эксплуатируемые (рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат).
Современная модель стратификации содержит термин «класс», но ему придается иное значение. В настоящее время выделяют высший, средний и низший классы, различающиеся уровнем доходов. Высший класс — это богатые, средний класс .— люди со средним уровнем доходов, низший класс — бедные.
Стратификацию современного общества можно представить в виде треугольника (или пирамиды), вершину которого составляют богатые, центр — средний класс, а основание — низший класс. Доля высшего класса в любой ситуации остается примерно одинаковой и составляет 5% от общей численности населения. Дело в том, что общество, создавая материальные ценности, не может обеспечить большее число богатых. Доля же среднего и низшего классов может меняться в зависимости от экономической и политической ситуации. Чем больше бедных, тем меньше прослойка среднего класса, а значит, сокращается расстояние между богатыми и бедными, грозя вызвать социальный конфликт. Наоборот, развитый и многочисленный средний класс служит залогом социальной и политической стабильности общества. Он разводит по разным полюсам богатых и бедных, не давая им столкнуться между собой.
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Дайте определение термину «социальная стратификация». (1 б.)
2) Охарактеризуйте основания стратификации. (1 б.)
3) Какие исторические типы стратификации существуют? Дайте им характеристику. (2 б.)
4) Какова модель стратификации современного общества? Изобразите схематично. (1 б.)
Практическая работа № 14
Тема: « Виды социальных норм»
Цель работы: выяснить, что такое «социальная норма», какие виды социальных норм существуют в обществе.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь.
Ход работы:
Ознакомьтесь с текстовым материалом:
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.
Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «руководящее начало, правило, образец». Социальные нормы – предписания, требования соответствующего поведения. Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно.
С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.
В обществе существует множество норм.
К социальным нормам относятся прежде всего обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.
Правовые нормы закрепляются в законах, издаваемых государством, чётко описывающих границы поведения и наказания за их нарушение. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.
В отличие от права мораль несёт в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.
Существуют ещё и эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведёт себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.
Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.
Значительную роль играют религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи — отступление от этих норм.
Существуют и другие виды норм, например, правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъёмного крана, направлено на безопасность человека в его отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.
Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, знание социальной нормы и её осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы:
1) Дайте определение термину «социальная норма». (1 б.)
2) С какой целью социальные нормы были выработаны людьми? (1 б.)
3) Какие виды социальных норм выделяют учёные? Приведите примеры каждого вида социальных норм. (2 б.)
4) Представьте виды социальных норм в виде схемы и изобразите её в тетради. (1 б.)
Практическая работа № 15
Тема: «Семья в современной России»
Цель работы:
используя учебник установить соответствие между понятиями и определениями;
выясните какие функции выполняет семья, какие вопросы регулирует семейное право;
какими правами и обязанностями обладают родители и дети.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника § 4.5;
2. Проанализируйте текст;
3. Выполните задания и ответьте на поставленный вопрос.
Задание 1.Установите соответствие между понятием и определением (1 б.):
Фиктивный брак – это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности человека.
Брак – период от возникновения до прекращения функционирования семьи.
Жизненный цикл семьи – отрасль права, регулирующая брачно-семейные отношения.
Семья – это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Семейное право – это вступление в брак без намерения создать семью.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. (2 б.)
• Выделяют два вида семьи в зависимости от количества партнеров в супружестве:
- моногамию;
……………………….
По составу семьи бывают:
- расширенные;
………………………..
Семья выполняет ряд функций:
- социально-статусную;
………………………..
- функцию сексуального регулирования;
Жизненный цикл семьи состоит из четырех периодов:
- от заключения брака до рождения детей;
………………………………………………
………………………………………………
- распад семьи вследствие смерти одного или обоих супругов.
Принципами семейного права являются:
………………………….
- единобрачие;
…………………………
- приоритет семейного воспитания детей;
Семейное право имеет отличия от других отраслей права:
…………………………………….
- особым набором юридических фактов;
………………………………………
• Закон устанавливает несколько условий действительности брака:
- взаимное добровольное согласие;
……………………………………..
- единобрачие;
………………………………………
- дееспособность.
Закон различает виды собственности супругов:
……………………………………….
- совместную.
Семейный кодекс различает режимы имущества супругов:
- законный;
…………………
Задание 3. Прочитайте с. 326-329 и ответьте на вопрос: в чём заключаются права и обязанности родителей и детей? (2 б.)
Практическая работа № 16
Тема: «Политическая система, её структура»
Цель работы: выяснить из каких структурных элементов состоит политическая система общества, каковы её функции.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на вопросы к тексту.
Политическая система, её структура.
Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН). В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами. Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты. Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определенных организаций), а также традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран. Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей. В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование — это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). Цель его — обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенных норм — правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являются правилами политического поведения и воздействия на общество.
Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.
Политико-правовые нормы дополняются обычаями и традициями (от лат. traditio — передача, предание). Они представляют собой ту часть политического опыта людей, который передается из поколения в поколение и приобретает силу общепринятых неписаных правил поведения. Так, лейбористы в Великобритании уже более девяноста лет (партия существует с 1906 г.) строят свою программу, опираясь на освященную веками традицию рабочего движения — быть легальной оппозицией партии консерваторов. При этом отношения между партиями не носят характера непримиримой борьбы добра и зла, а строятся на взаимном признании прав и законности программных установок каждой из сторон.
В чем же проявляется роль политической системы? Каковы ее функции?
Главная из этих функций — это ее руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.
Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.
Еще одна функция — интегративная — состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.
Вопросы к тексту:
1) Перечислите и кратко охарактеризуйте структурные компоненты политической системы. (2 б.)
2) Что такое политическое властвование и какова его цель? (1 б.)
3) На основе каких норм осуществляется деятельность политической системы? (1 б.)
4) Каковы функции политической системы? (1 б.)
Практическая работа № 17
Тема: «Государство как политический институт»
Цель работы: выяснить, что такое «государство», какие признаки оно имеет, какие функции выполняет.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §5.1 с.333-337, с. 343.
Проанализируйте текст;
Ответьте на поставленные вопросы:
Дайте определение термину «государство»(1б.)
Назовите и охарактеризуйте признаки государства(2 б.)
Назовите внутренние и внешние функции государства.
Каково их содержание? (2 б.)
Практическая работа № 18
Тема: «Формы государства»
Цель работы: выяснить, какие формы государства существуют, формы государственного устройства.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
Выполните задание: установите соответствие между понятием и определением.(2 б.)
Форма правления – это особенности внутренней организации государства, порядок образования и структура органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной властей, методы осуществления управленческой деятельности государства.
Форма государства – это способ организации верховной государственной власти, структура высших органов государства, порядок их образования, срок полномочий, распределение компетенции между ними, а также характер взаимоотношений с населением и степень его участия в формировании органов власти.
Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, пожизненно, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением.
Ограниченная (конституционная) монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена никаким представительным органом и юридически, т.е. отсутствуют парламент и конституция.
Парламентская монархия – это форма правления, при которой в силу основного закона государства – конституции власть распределена между монархом и парламентом.
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой парламент имеет законодательные полномочия, монарх является главой исполнительной власти.
Дуалистическая монархия – это форма правления, при которой законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а власть монарха является символической, самостоятельная его деятельность невозможна без согласия парламента.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Смешанная республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.
Парламентская республика – это форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.
Президентская республика – это форма правления, сочетающая черты парламентской и президентской республик.
Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §5.4 с.367-371
Проанализируйте текст;
Ответьте на поставленные вопросы:
Дайте определение формы государственного устройства. Какие формы государственного устройства можно выделить? (1 б.)
В чём состоит различие унитарного государства, федерации и конфедерации? (2 б.)
Практическая работа № 19
Тема: «Гражданское общество и правовое государство»
Цель работы:
объяснить понятия «гражданское общество» и «правовое государство»,
выписать какие элементы входят в состав гражданского общества,
охарактеризовать признаки правового государства.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстом учебника §5.5
2. Проанализируйте текст.
3. Ответьте на вопросы к тексту:
1) Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы входят в состав гражданского общества? (2 б.)
2) Дайте определение термину «правовое государство». (1 б.)
3) Охарактеризуйте признаки правового государства. (2 б.)
Практическая работа № 20
Тема: «Избирательное право в РФ»
Цель работы:
выяснить, что представляет собой избирательное право в РФ.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §5.4 с.373-378
2. Проанализируйте текст.
3. Ответьте на вопросы к тексту:
1) Дайте определение терминам: «избирательное право», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право» (1 б.)
2) Каковы принципы избирательного права? (1 б.)
3) Охарактеризуйте избирательный процесс в России. (2 б.)
4) Какие избирательные системы вы знаете? (1 б.)
Практическая работа № 21
Тема: «Право в системе социальных норм»
Цель работы: изучив текст параграфа учебника выяснить, что такое «право», каковы его основные принципы, функции, отличие норм права, морали и корпоративных норм.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6.1 с.401-408
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Что такое право? Какая наука занимается его изучением?(1б.)
2) Каковы основные принципы права? (1б.)
3) Какие функции выполняет право? (1б.)
4) Опираясь на текст учебника, заполните таблицу (2б.)
| Право | Мораль | Корпоративные нормы |
Способ установления | | | |
Форма закрепления | | | |
Способ защиты | | | |
Сфера действия | | | |
Практическая работа № 22
Тема: «Система права»
Цель работы: выяснить из каких элементов состоит система права.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2. Рабочая тетрадь
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6.2 с. 409-414;
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определение термину «система права».(1 б.)
2) Выполните задания (4 б.):
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Механизм социального регулирования - это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства, обеспечивается и защищается им.
Санкция - это элемент нормы права, который указывает на конкретные обстоятельства жизни, наличие которых дает возможность использовать правило поведения, сформулированное в диспозиции нормы.
Гипотеза - это элемент нормы права, который представляет собой модель правомерного поведения субъектов права, содержание их прав и обязанностей.
Диспозиция - это элемент нормы права, который рассматривается как последствие соблюдения или несоблюдения субъектом нормы права.
Норма права - это внутренняя структура права, которая представляет
собой совокупность норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Уголовное право - это отрасль права, которая устанавливает основы государственного строя, указывает на правовой статус личности.
Административное право - это отрасль права, которая регулирует
имущественные и личные неимущественные отношения.
Конституционное право - это отрасль права, которая связана с
управленческими отношениями, возникающими в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.
Гражданское право - это отрасль права, которая устанавливает, какие поступки людей являются наиболее опасными для общества, человека или государства, и определяет наказания за их совершение.
Система права - это совокупность нормативно-правовых актов.
Система законодательства - это целенаправленное воздействие
на поведение людей, складывающиеся отношения между ними.
Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные
понятия, заполнив пропуски текста.
• В зависимости от функциональной роли, которую выполняют
нормы права, выделяют следующие их виды:
- учредительные нормы;
…………………………..
…………………………..
- коллизионные нормы;
…………………………..
• По времени действия принято выделять нормы:
………………………….
- временные.
• По методу правового регулирования выделяют нормы:
- императивные;
…………………………..
• По предмету правового регулирования выделяют нормы:
- конституционного права;
…………………………….
- административного права;
………………………………
- трудового права;
………………………………
• По специфике правового регулирования нормы отдельных отраслей делят на:
………………………………
- процессуальные.
• Норма права состоит из трех элементов:
………………………………
- диспозиции;
………………………………
• Способами изложения элементов нормы права в нормативно- правовых актах являются:
- прямой;
………………………………
………………………………
• Система права состоит из:
- отраслей права;
……………………………….
……………………………….
- норм права.
• В теории права выделяют способы правового регулирования:
……………………………….
- обязывание;
………………………………
• В юриспруденции выделяют типы правового регулирования:
- общедозволительное регулирование;
…………………………………
Практическая работа № 23
Тема: «Права и обязанности человека и гражданина»
Цель работы: изучив текст параграфа учебника, выяснить какими правами обладают граждане РФ и какие обязанности они должны выполнять.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2.Конституция РФ.
3. Рабочая тетрадь.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6.7
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Что означает понятие «правовой статус личности»? Какими личными правами обладают граждане нашей страны?
2) Разъясните основные обязанности граждан.
3) Для чего создаются правозащитные организации? Каковы их задачи?
4) Кто такой Уполномоченный по правам человека и для чего был учреждён этот институт
5) Что понимается под международным гуманитарным правом?
Практическая работа № 24
Тема: «Трудовое право»
Цель работы: изучив текст параграфа учебника, выяснить, что представляет собой трудовое право, как отрасль Российского права.
Оборудование:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.
2.Конституция РФ.
3. Рабочая тетрадь.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника §6.9
2. Проанализируйте текст;
3. Ответьте на поставленные вопросы:
1) Дайте определение термину «трудовое право». Каковы основные принципы трудового права? (1 б.)
2) Назовите источники трудового права. (1 б.)
3) Что такое трудовой договор? Каковы виды трудовых договоров по времени
действия? (1 б.)
4) Как оформляется приём на работу? Какие документы при поступлении на работу необходимо предоставить? (1 б.)
5) Каковы виды времени отдыха? (1 б.)
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2016.
2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2.www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
39