СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методологический конструктор

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методологический конструктор»

Внеурочная деятельность

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает расширение внеурочной деятельности учащихся. О том, что включает в себя данное понятие, каковы формы, результаты и эффекты внеурочной деятельности рассказывается в материале кандидатов педагогических наук Дмитрия Васильевича Григорьева и Павла Валентиновича Степанова. Мы надеемся, что при осуществлении внеурочной деятельности вы воспользуетесь представленным этими авторами методическим конструктором, который позволяет осознанно выбирать ту или иную форму внеурочной деятельности, что существенно повышает качество ее планирования и организации.

Организация внеурочной деятельности школьников

Д.В.Григорьев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального института развития образования, П.В.Степанов, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.


Понятие о внеурочной деятельности школьников

Понятие «внеурочная деятельность школьников» объединяет все виды их деятельности кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации обучающихся.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Традиционно выделяются следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

Одновременно с этим в проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Как же соотносятся виды и направления внеурочной деятельности?

Во-первых, очевидно, что ряд направлений совпадают с видами внеурочной деятельности, например, спортивно-оздоровительная и познавательная деятельности, художественное творчество.

Во-вторых, такие направления, как военно-патриотическая, проектная деятельность могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. По сути дела, они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочной деятельности.

В-третьих, направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть в полной мере опредмечено в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность, а также частично – и в других видах внеурочной деятельности.

В-четвертых, такие важные для развития ребенка виды внеурочной деятельности, как игровая и туристско-краеведческая, не нашли прямого отражения в направлениях, что создает риск их исчезновения из школьной реальности.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении образовательных программ школ, ориентированных на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных девяти ее видах.


Результаты и эффекты внеурочной деятельности

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности, о чем в свое время мы писали в журнале «Директор школы» (см. «Директор школы», 2009, №5).

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. К примеру, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

К сожалению, в сфере школьного воспитания и социализации имеет место значительная путаница в различении результатов и эффектов, чего нельзя допускать при подготовке программы внеурочной деятельности, которая является составной частью образовательной программы школы. Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т.д. При этом, вольно или невольно, упускается из виду, что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. Т.е. развитие его личности – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и агентов социализации, в том числе, сам ребенок, достигли своих результатов.

Тогда в чем же заключается результат воспитательной деятельности педагога? На наш взгляд, выделяются три уровня воспитательных результатов внеурочной деятельности школьников.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими педагогами (основного и дополнительного образования) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – это формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими обучающимися на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в ней ребенок получает или не получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергает.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится, а не просто узнаёт о том, как стать, общественным деятелем, гражданином, свободным человеком. При этом выход в пространство социального действия младшего школьника должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть для ученика начальной школы в известной степени ограничены.

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.


Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности

Каждому уровню результата внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, а точнее – тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм, которых пойдет речь ниже. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеучебной деятельности.

Например, в такой форме проблемно-ценностного общения как этическая беседа вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог – дети», а непосредственное общение школьников друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение учеников к рассматриваемой проблеме, поскольку именно в общении со сверстником, «себе подобным» ребёнок устанавливает и «проверяет» свои ценности. Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы, к которым относятся дебаты и тематические диспуты. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других людей. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу. Данная форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное социальное действие, хотя это и может случиться с конкретным учеником в силу его личных особенностей. На такую нацеленность ориентирована другая форма – проблемно-ценностная дискуссия, в ходе которой участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание чревато разоблачением и критикой, особенно, если в дискуссии участвуют внешние эксперты, незаинтересованные в подыгрывании детским мнениям. Проблемно-ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать».

Итак, практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. При этом важно понимать: форсирование результатов и форм не способствует повышению качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате, на что ориентируют новые Федеральные государственные образовательные стандарты;

во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

Таким образом, в стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, действий и достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.


Методический конструктор внеурочной деятельности

Опираясь на взаимосвязь результатов (по уровням) и форм внеурочной деятельности, мы разработали Методический конструктор внеурочной деятельности, содержательная модель которого представлена в приведенной ниже таблице. Используя этот конструктор, вы можете самостоятельно разработать программу внеурочной деятельности с учетом имеющихся в вашем распоряжении ресурсов, желаемых результатов и специфики вашего образовательного учреждения.

Табл. 1

Методический конструктор внеурочной деятельности

Уровни

воспитательных

результатов

Приобретение школьником новых социальных знаний

Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям

Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия

Виды внеурочной

деятельности

1. Познавательная

- Кружковые, факультативные, студийные и пр. познавательные занятия;

- познавательные экскурсии



- Дидактические театры;

- интеллектуальные и познавательные клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.);

- познавательные акции (олимпиады, интеллектуальные марафоны, конференции, викторины, экскурсии в школьном музее и т.п.), организуемые педагогом;

- познавательные акции (олимпиады, интеллектуальные марафоны, конференции, викторины, экскурсии в школьном музее и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;

- детские исследовательские проекты


- Познавательные акции (олимпиады, интеллектуальные марафоны, конференции, викторины, экскурсии в школьном музее и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- познавательные акции (олимпиады, интеллектуальные марафоны, конференции, викторины, экскурсии в школьном музее и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума

2. Игровая

- Развлекательные игры, организуемые педагогом;

- интеллектуальные игры, организуемые педагогом;

- ролевые игры, организуемые педагогом



- Деловые игры, организуемые педагогом;

развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые игры, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД


- Социально моделирующие игры, организуемые педагогом;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума

3. Трудовая (производственная) деятельность

- Кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве, ремесле и т.п.



- Трудовые акции, трудовые десанты, организуемые педагогом;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;

- сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.);

- детская производственная бригада под руководством взрослого


- Трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме;

- детско-взрослое образовательное производство

4. Досугово-развлекательная деятельность

- Культпоходы в кино, театры, концертные залы, выставки и т.п.;

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), организуемые педагогом



- Досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД


- Досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- досугово-развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме

5. Спортивно-оздоровительная

деятельность

- Беседы о ЗОЖ;

- оздоровительные процедуры;

- физкультурные и спортивные занятия;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), организуемые педагогом



- Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД


- Спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме

6. Туристско-краеведческая деятельность


- Кружковые, факультативные, секционные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- краеведческие экскурсии;

- туристические поездки



- Походы выходного дня;

- туристские многодневные походы;

- спортивные туристские походы


- Туристско-краеведческие экспедиции;

- поисково-краеведческие экспедиции;

- природоохранные и природовосстановительные экспедиции

7. Художественное творчество

- Кружковые, студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), организуемые педагогом.



- Художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД


- Художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

- художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме

8. Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)

- Социальные пробы (инициативное участие ребенка в отдельных социальных акциях, организованных взрослыми)



- Социально-ориентированные коллективные творческие дела – КТД


- Социальные проекты;

- волонтерство (постоянное инициативное участие ребенка в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом)

9. Проблемно-ценностное общение

- Индивидуальные и групповые беседы об обществе, культуре, нравственности, поведении, морально-этических, правовых нормах и т.п.;

- тренинги формирования социальных навыков



- Тренинги личностного роста;

- дебаты по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей;

- свободные дискуссии по проблемам социальной, экономической, политической и духовной жизни людей (проблемно-ценностные дискуссии)


- Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов;

- беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения