СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы активного обучения на уроках учебной практики студентов среднего профессионального образовательного учреждения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой обобщенный материал по использованию различных форм и методов обучения на учебной практике

Просмотр содержимого документа
«Методы активного обучения на уроках учебной практики студентов среднего профессионального образовательного учреждения»



Методы активного обучения на уроках учебной практики студентов

среднего профессионального образовательного учреждения


Белочкина Т.А.

Мастер производственного обучения





Специальные исследования показали, что от 20% до 50% подростков либо вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны.  Поэтому перед педагогом ставится задача сделать работу на уроке привлекательной, чтобы студенты самостоятельно овладевали знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

В основе активных методов обучения лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов.

В числе основных факторов, побуждающих студентов к активности выделяют:

творческий характер учебно-познавательной деятельности, является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у студентов творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний;

состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студента. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме;

игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности студента. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей. Возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Среди различных методов активного обучения, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие.

Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки  в работе после объяснения нового материала, предлагаю обучающимся перечислить возможные ошибки в наладке металлорежущего станка, приспособления, режущего инструмента, причины   возникновения и способы предупреждения брака при обработке, практикую применение на занятиях индивидуальных карточек, тестовых заданий. Широко использую на уроках учебной практики  документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологического процесса, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество  работы, создает у обучающихся правильное представление о современной технологии.

    Личностно – ориентированная технология. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющемуся с заданием студенту предлагаю помочь отстающим обучающимся. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, «сильных» студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

    Интерактивное обучение (обучение в группах). Примерами работы  в мини- группах  (2-3 человека)  может быть: взаимоконтроль проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием,  выполнение производственного задания  в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок учебной практики должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме.  

Деловая игра. Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом. Участники могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, такие черты характера, как коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. В ходе деловой игры развиваются творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.

Анализ конкретных ситуаций является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности и предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, а также выработку практического решения. Возможен случай, когда ситуация (кроме материала для анализа) содержит и проблемы, требующие решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:

• наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

• разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;

• обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;

• подведение итогов и оценка результатов педагогом.

 Содержание производственных задач, ситуаций могут быть: обсуждение или проигрывание планов действий рабочего в бригаде при получении ею определенного задания, проигрывание действий рабочего или бригады в аварийных ситуациях, анализ фотографий рабочего времени в целях устранения его потерь и повышения производительности труда и многое другое. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.

Выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. Во время учебной и производственной практики студенты овладевают умениями и навыками по избранной профессии. Практика должна быть организована таким образом, чтобы круг формируемых умений постепенно расширялся и последовательно усложнялся. В период производственной практики по профессии обучающиеся участвуют в производительном труде, содержание которого обусловлено кон­кретными производственными нуждами, выполняют те виды работ, потребность в которых на данном этапе испытывает производство. Благодаря переходу с одного рабочего места на другое практикант ов­ладевает более широким кругом умений. Поскольку предприятие не всегда нуждается в выполнении работ, предусмотренных учебными программами практики, неко­торые из индивидуальных заданий носят исключительно учебный характер. При решении такой учеб­ной задачи используются реальные данные того производства, на котором обучающиеся проходят прак­тику.

В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формиро­вании профессиональных (практических) умений и навыков у обучающихся накапливается первоначальный опыт их бу­дущей профессиональной деятельности.





 







Источники и литература:

  1. Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.

  2. Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск,  2003.

  3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва,  2003.

  4. Смолкин А.М. Методы активного обучения. Москва, 1991

  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.

  6. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва, 2004.

  7. Гейхман Л.К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход. Образование и наука. 2002, №3.










Доклад

на тему «Методы активного обучения на уроках учебной практики студентов СПО»








Подготовила:

Мастер производственного обучения

Пефтибай Т.Н.

Рассмотрено и одобрено

на заседании методической комиссии

«Технологии станочных и сварочных

работ»

Председатель МК__________Т.В.Черчик

Протокол №___от «___»____2016 г.









2016